Файл: Меня зовут Ирина Николаевна Фурсенко и я рада видеть вас на мастерклассе Музыка настроения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здравствуйте!
Меня зовут Ирина Николаевна Фурсенко
и я рада видеть вас на мастер-классе «Музыка настроения».
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном.
Темна, как ночь, и как Эреб, черна,
Его приязнь. Не верь такому.
У. Шекспир
О музыке и ее влиянии на каждого из нас можно говорить бесконечно. Но сегодня мне бы хотелось бы обратить ваше внимание на то, как музыка влияет на настроение и как это можно использовать.
Из курса педагогики мы с вами знаем, что успешность урока или занятия зависит от профессионального мастерства учителя и других факторов. Но, я думаю, каждый согласится со мной в том, что каждый день, идя к детям, мы несем с собой свое настроение. И, зачастую, именно оно влияет и на нас, и на учащихся, и на исход урока.
И вот здесь и начинается самое интересное: есть настроение у вас, но нет у учеников или одного ученика, способного испортить настроение и вам, и всему классу; нет настроения у вас, но зато у учащихся оно на высшем уровне и т.д. Порой во взаимопонимании учителя и ученика возникает атмосфера непонимания и образуется «пропасть». Чтобы перейти через пропасть, нужен мост. И я научу вас, как строить этот мост с помощью музыки.
Как найти гармонию на уроке?
Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью. Используя этот дар, вы сможете создавать нужное вам настроение.
Ведь не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение и волю слушателя.
В Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками. Пифагор сочинял музыку, которая не просто лечила, но и восстанавливала гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом. Игра на струнах лиры вернула здоровье Александру Македонскому. Существует термин «эффект Моцарта». Суть его в том, что после 10-минутного прослушивания музыки этого знаменитого композитора повышается скорость решения задач на пространственное мышление.
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.
Ученые зафиксировали, что после 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. По мнению профессора Б. Рауха, такая музыка вызывает выделение стресс-гормонов, которые стирают часть запечатлённой в мозге информации.
Как быть? Чтобы помочь учащимся снять стресс, сконцентрироваться, нужно в начале урока включить романтическую, создающую ощущение свободного пространства, музыку Шуберта, Шумана, Чайковского.
Иногда надо делать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.
К примеру, от неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий джаз и блюз.
Творческий импульс дают «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского и «Танец с саблями» Хачатуряна.
И это еще не все секреты. Вы можете стать настоящими волшеницами, когда узнаете о сочетании звука и цвета.
«Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки – семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!»
М.Пляцковский
Звук и цвет - это огромный мир. В них закодирован наш чувственный опыт. При определенном сочетании музыкального и зрительного восприятия вы можете управлять настроением учащихся.
Как это работает?
К примеру, красный цвет вызывает сильные эмоциональные реакции, возбуждает и стимулирует работу мозга. Представьте, что урок начинается с показа презентации распускающихся бутонов красного цвета под классическую музыку. Результат: дети, неосознанно, под влиянием классической музыки успокаиваются и в то же время настраиваются на мыслительный процесс.
В середине урока, когда у учащихся происходит повышение уровня утомляемости и невротизации можно включить музыку Моцарта. Она поможет сознанию обрести чёткость и повысить уровень умственной организации. А подключив черный цвет вы повысите сосредоточенность.
А вот желтый цвет поднимает настроение. В сочетании с теплой спокойной или легкой веселой музыкой стимулирует учащихся не только на дальнейшую деятельность, но и на способность фантазировать, если, конечно, именно этот эффект вам и нужен.
Таким образом, музыкальное произведение в сочетании с цветом оказывают возбуждающее или успокаивающее воздействие, активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.
Но нельзя забывать, что во всем нужна мера. Иначе вы получите результат, обратный запланированному. Музыкальные физминутки должны быть продолжительность от 1 до 5 минут. Даже 1 минуты иногда достаточно, чтобы, как говорится, «привести ученика в чувство».
В конце нашей встречи вы получите небольшие памятки. Из них вы узнаете о различных цветах и их значениях, а также о музыке, которая поможет вам создавать нужную атмосферу на уроке. Также, вы можете получить комплекс музыкальных физминуток «Радужная гармония».
Ежедневные хлопоты и проблемы изматывают каждого из нас. И прежде, чем мы скажем друг другу до свидания, я бы хотела, чтобы перед новым учебным годом мы с вами тоже сформировали свое настроение.
Попробуем? Устройтесь поудобнее в креслах, закройте глаза и просто слушайте меня и музыку. Раз, два, три…
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/330603-master-klass-muzyka-nastroenija