Файл: Морфонологические процессы в словообразовании по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Морфонологические процессы в словообразовании

по учебной дисциплине: Современный русский язык 

Выполнил(а): Адилова Ф.Ф.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Филология

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“_10_”_______ноябрь________20_20__ г.

Омск, 2022

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3

1.1. Морфонология как научная дисциплина…………………………………...6

1.2. Словообразование в современном русском языке……………….……….10

Морфонологические процессы в словообразовании…………..……………..15

2.1. Способы словообразования в русском языке……………………………..15

2.2. Виды морфонологических явлений в словообразовании………………...18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………...21

Введение

Морфонология представляет собой особый раздел лингвистики, изучающий фонемный состав морфем и такие комбинаторные преобразования этого состава, которые не могут быть выведены напрямую из общих свойств фонологии языка.

Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значениях. Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, ослабление цензуры и как следствие – обилие всевозможных новообразований.

Словообразование как самостоятельная дисциплина стала осознанной целью исследования лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что словообразование является самостоятельным разделом науки о языке, оно неразрывно связано с другими его разделами: морфологией, синтаксисом и лексикологией.

Создание новых слов – это основная функция словообразования, и именно оно является одним из важнейших лингвистических механизмов, обеспечивающих бесконечность словаря.

При образовании новых слов в языке нередко происходят морфонологические процессы.

Актуальность данной работы состоит в том, что именно в словообразовании заключается основное лексическое богатство языка, а морфонологические процессы, происходящие в словообразовании, отражают исторические процессы в развитии языка.

1.1. Морфонология как научная дисциплина

Морфонология имеет дело с планом выражения языковых единиц и его варьированием. В естественных языках внешний вид компонентов, из которых строятся слова и их аналоги (морфемные комплексы), регулярно меняется в зависимости от позиционных условий. «Морфонологическое варьирование – это особый вид синхронного варьирования формы языковых знаков, имеющий принципиальные отличия от других видов формального варьирования. Это делает его полноценным и самостоятельным объектом научного исследования, что и привело к становлению отдельной научной дисциплины – морфонологии» [3, с. 87].

Морфонологические чередования всегда привлекали внимание лингвистов. Однако отдельная научная дисциплина, изучающая это явление в синхронии и как единое целое, возникла сравнительно недавно. Это объясняется, прежде всего, вспомогательным характером морфонологических чередований. Они сопровождают и обслуживают построение слов и форм слов, сочетаний морфем и поэтому традиционно описываются не как самостоятельное явление, а в рамках единой грамматики или ее отдельных частей. Так, например, в «Русской грамматике» основные морфонологические сведения, в соответствии с традицией, разведены по разделам «Словообразование» и «Морфология». Чтобы выделить морфонологические чередования в отдельный предмет синхронного исследования, необходимо было увидеть их отличия от фонетических, выявить их системный характер, а также обнаружить, что в основе словообразовательных и словоизменительных чередований лежит единый механизм.

Заслуга первого синхронного описания русской морфонологии и ключевая роль в становлении морфонологии как самостоятельной дисциплины принадлежит Н.С. Трубецкому.

Н.С. Трубецкой обосновал положение о том, что «в языках существует автономная морфонологическая система, связанная одновременно со словообразованием и словоизменением, но обладающая своей спецификой. Он доказал необходимость самостоятельного лингвистического описания этой системы и предложил назвать дисциплину, изучающую эту систему, морфонологией» [11, с. 95].

Н.С. Трубецкой так определил основные задачи этой дисциплины:

1) описание морфонологической структуры морфем конкретного языка, т.е. их слогового состава и возможных для них фонемных сочетаний;

2) описание конкретных комбинаторных изменений, которым подвергаются отдельные морфемы в морфемных сочетаниях;

3) описание морфологических чередований, т.е. чередований, которые выполняют в языке грамматическую функцию.

Морфонологи стремились выявить факторы чередования морфов одной морфемы, не объяснимые чисто фонологически. В этом была новизна их подхода: предшественники Н.С. Трубецкого не признавали, что «морфонология не только для праязыка, но и для каждого отдельного языка составляет особую и самостоятельную область грамматики: обычно морфонологию трактовали как результат компромисса или взаимодействия между историей звуков и историей форм и рассматривали одну часть морфонологических явлений в фонемике, а другую – в морфонологии» [12, с. 115].

Морфонология же Н.С. Трубецкого «заставила обратиться к поискам других причин, вызывающих чередования в составе морфов одной морфемы или же сохраняющих эти чередования, несмотря на мощные процессы унификации и нормирования речи; она помогла увидеть в числе этих факторов содержательные и функциональные» [5, с. 12].

По мере развития морфонологии круг ее задач был существенно расширен. В ее сферу вошла акцентуация. Исследованию связи между ударением и морфемным составом русского, древнерусского и праславянского слова посвящены работы таких известных лингвистов, как В.А. Дыбо и А.А. Зализняк. Было установлено, например, что место ударения в русском производном слове зависит прежде всего от свойств суффикса – именно он в общем случае определяет ударность/безударность основы и место в ней ударения.

Описание системы морфонологических чередований может строиться на различных основаниях, однако исследовательская практика показывает, что наиболее плодотворным из всех имеющихся следует признать «динамический» (или «синтезирующий») подход, разработанный Д.С.Вортом, Т.В.Булыгиной и В.Г.Чургановой. Важнейшие принципы «динамического» описания могут быть сформулированы следующим образом.

1) Каждая морфема за исключением супплетивных (типа кот – кош(ка)) и вариантных (типа галош(а) 

калош(
а)) имеет ровно одно основное (исходное) морфонологическое представление, которое строится путем «снятия» наблюдаемых в данной морфеме чередований.

2) Единицей морфонологического описания является морфонема, понимаемая как единица морфонологического, или глубинного уровня представления словоформ, принципиально отличного от фонолого-фонетического, или поверхностного уровня, основной единицей которого является фонема.

3) Все морфонологические правила чередований действуют раньше всех фонолого-фонетических (автоматических); смешение двух этих групп правил недопустимо.

Отличительной чертой морфонологии как науки, обусловленной, с одной стороны, её относительной «молодостью», а с другой – неизбежной зависимостью трактовки морфонологических явлений представителями разных лингвистических школ от принятых в этих школах концепций морфологии и фонологии, является почти полное отсутствие общепринятых теоретических положений и разногласия даже по таким ключевым вопросам, как предмет морфонологии, её границы, наличие у морфонологии собственных единиц описания и их природа, существование особого морфонологического уровня представления словоформ.

Отмечая роль морфонологии в организации лингвистической системы и характеризуя причины устойчивости морфонологических явлений, можно указать на то, что «фонологическая система отличается тенденцией к предельному расподоблению форм, в идеале – к индивидуального выражению каждой отдельной словоформы; грамматическая система, напротив, сводит целые ряды этих словоформ в единые классы, следствием чего является тенденция к идеальному единообразию всего парадигматического ряда. Морфонология как бы уравновешивает действие этих разнонаправленных тенденций, и там, где вступают в силу морфонологические характеристики, они предрешают вопрос о том, какие из фонологических средств будут использованы в морфологических целях» [7, с. 15].

Определение роли морфонологических явлений в опи­сании языка вообще и в конкретных типах синхронного описания языка в частности (т. е. при типологическом, контрастивном или же обычном де­скриптивном направлении исследования) зависит прежде всего от того, какие именно явления квалифицируются как морфонологические и на основании каких критериев они устанавливаются и выделяются. Естествен­но также, что установлению подобных критериев должно предшествовать четкое и развернутое определение самой морфонологии, непротиворечивая характеристика объекта ее описания. По нашему мнению, таким основным объектом изучения здесь являются правила фонологической реализации морфологических структур слова и составляющих их морфем, а также мор­фов одной морфемы в той мере, в какой они проявляются при выполнении этими единицами их морфологических и грамматических функ­ций. Если рассматривать отдельно вопрос о том, как осуществляется в языке противопоставление разных классов морфем с помощью фонологи­ческих средств, центральной проблемой морфонологии остается вопрос о варьировании или альтернировании морфов одной морфемы как при вы­полнении ими разнообразных грамматических функций в составе слова, так и при объединении морфем в одно целое.



Итак, морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т. е. использо­вание фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Термин «морфонология» образовался из морфо+фонология.

Задача мор­фонологии – установить:

а) фонемный состав морфем разных видов;

б) правила соединения морфем в слове, т.е. условия взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении;

в) порядок следования морфем.

1.2. Словообразование в современном русском языке

Словообразовательная система языка, как и любая другая материальная система, характеризуется относительной целостностью, иерархичностью и структурностью. Непосредственными носителями отношений производности (основных составляющих структуры словообразовательной системы) являются производные слова. Эти слова, являясь компонентами комплексных единиц словообразования, представляют собой иерархически подчиненные им подсистемы, обладающие своей структурой. Структура производного слова – это способ организации его компонентов.

Словообразование выделилось в самостоятельный раздел языкознания к концу 60-х годов ХХ столетия. Традиционно оно рассматривалось либо как часть морфологии, либо как часть лексикологии. Основой для выделения словообразования в самостоятельную науку послужили труды 40-50 гг. ХХ в. таких ученых, как Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий и др. Эти исследования подготовили тот своеобразный «словообразовательный взрыв», который наблюдался в 60-е – 80-е гг. ХХ в. Теория словообразования активно разрабатывалась в исследованиях Б.Н. Головина, Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, И.Г. Милославского, А.И. Моисеева, В.Н. Немченко, А.Н. Тихонова, И.С. Улуханова, Н.М. Шанского и др.

Словообразование является самостоятельной научной дисциплиной. Оно имеет свой предмет (объект изучения), особые задачи и специальные методы и приемы исследования.

Объектом словообразования как науки являются процессы словообразования и словообразовательная система, одна из самых сложных подсистем языка. «Это система словообразовательных единиц: производных (мотивированных) и производящих (мотивирующих) слов, словообразовательных пар, производящих (мотивирующих), базовых и производных (мотивированных) основ, словообразовательных формантов, словообразовательных структур, словообразовательных значений, словообразовательных цепочек, словообразовательных парадигм, словообразовательных гнезд, словообразовательных типов, подтипов и моделей, словообразовательных категорий, способов словообразования» [15, с. 33].


Словообразовательная наука решает следующие специфические задачи:

1) изучает словообразовательные процессы, их механизмы и сферы действия;

2) определяет словообразовательную систему и ее связи с остальными подсистемами языка, а также взаимодействие словообразования как науки с соответствующими отраслями языкознания;

3) определяет аспекты и разрабатывает методы и приемы словообразовательных исследований, а также терминологию словообразования;

4) определяет и описывает единицы словообразовательной системы и их функционирование в языке и речи;

5) изучает развитие словообразовательной системы и пути ее пополнения;

6) разрабатывает теорию и направляет практическую работу по составлению учебной и справочной литературы по словообразованию, в том числе – словообразовательных словарей.

Словообразовательная система языка тесно связана с его фонологической, морфемной, лексической, морфологической, синтаксической системами, и поэтому словообразование как наука активно взаимодействует с лексикологией, этимологией, морфемикой, морфонологией, морфологией, стилистикой, фразеологией, лексикографией

На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке.

В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка, обусловленные значительными переменами в жизни нашего общества. Процесс словообразования тесно связан как с лексикой, так и с грамматикой.

Связь с лексикой выражается в пополнении словарного состава языка новыми словами, потребность в которых порождена самой жизнью. Связь с грамматикой проявляется в том, что новые слова обычно оформляются по существующим моделям, располагаются по тем грамматическим категориям, которые присущи языку.

Как и другие подсистемы языка, словообразование изучается в двух аспектах – диахроническом и синхроническом.

Диахроническое словообразование предполагает анализ единиц словообразования, которые существуют в различные периоды языкового развития. Диахроническое словообразование показывает этимологическую структуру производного слова и все изменения, произошедшие в структуре слова [8, с. 113].

Синхроническое словообразование предполагает исследование средств словообразования и структуры слова, которые существуют на определенном этапе языкового развития. «Синхронный подход к словообразованию исходит из живых связей между словами, которые осознаются носителями языка как реальные» [8, с. 114].


При диахроническом анализе находится производящая основа с помощью этимологического анализа слова. При синхроническом анализе разграничивается производящая и производная основа, а также устанавливаются формально-семантические отношения между родственными словами.

В словообразовании важно разграничивать диахронию и синхронию. Об этом говорили Ф.Ф. Фортунатов и И.А. Бодуэн де Куртенэ в конце 19 – начале 20 века.

Большую часть словообразовательной системы русского языка составляют производные слова, сохранившие сложившиеся формально-семантические отношения с производящими словами. Например, хлеб – хлеб-ец, делать – с-делать, веселый – весел-о, куст – куст-ищ-е, папа – пап-ин, шесть и десят – шестьдесят и так далее. Такая констатация и с исторической, и с современной точки зрения является правильной.

Немало важным объектом диахронии являются лексемы, которые утратили свою производность и перешли в разряд непроизводных слов: удобный, окунь, наизусть, вершок, успеть, вельможа, дотла, дотошный, набекрень и т.д.

Однако понятия «производность», «производящее слово», «производное слово» различаются в диахроническом и синхроническом аспектах, поэтому в некоторых исследованиях, которые описывают современное языковое состояние, ученые используют понятия «мотивированность», «мотивирующее слово», «мотивированное слово». При этом эти понятия используются как синонимы и в научных работах взаимозаменяемы.

Морфонологические процессы в словообразовании

2. 1 Способы словообразования в русском языке

Двойной контакт словообразования – с лексическим и грамматическим строем – находит свое выражение в многообразии способов образования слов.

Выделяются следующие способы словообразования в современном русском языке:

I. Морфологический способ.

1. Аффиксация:

а) префиксальный способ:

варить – до-варить;

бросить – вы-бросить;

глухой – пре-глухой;

дрожать – за-дрожать;

красивый – не-красивый;

б) суффиксальный способ:

лоб – лоб-ик;

локоть – локт-ев-ой;

гарпун – гарпун-щик;

визит – визит-к-а;

винт – винт-ик;

в) префиксально-суффиксальный способ:

срок – до-сроч-н-ый;

билет – без-билет-н-ый;

г) постфиксальный способ:

мыть – мыть-ся;

жаловать – жаловать-ся;

где – где-то;