Файл: Существует ли качественное отличие строения и функционирования мозга животного от мозга человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существует ли качественное отличие строения и функционирования мозга животного от мозга человека?
Да, существует качественное отличие строения и функционирования мозга животного от мозга человека. Сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека.
Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у многих других животных (за исключением, например, мелких птиц, коатов или паукообразных обезьян), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных.
У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию.
Приведите примеры навыков животных. Чем они отличаются от инстинктов?
У собаки вырабатывают навык: по условному сигналу бежать к кормушке и получать мясо. Затем в одном из опытов собаку предварительно проводят в отдаленный коридор, где она видит мясо, которое, однако, ей не разрешают взять. По условному сигналу собака бежит к кормушке, но не находит там пищи. Тогда она поворачивается, убегает в тот коридор, где она видела мясо, и овладевает им (Беритов).
Если на глазах лисы спрятать привлекательную для нее пищу, а затем незаметно для животного подменить ее другой, менее привлекательной, лиса, пробравшись к месту, где спрятана пища, не возьмет оказавшуюся там, а будет делать попытки отыскать ту, которую она видела, когда ее прятали (Войтонис).
Только что появившийся на свет цыпленок клюет все мелкие предметы, но уже через несколько дней из всех мелких предметов распознает съедобные.
Навыки могут вырабатываться, у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки.
Навык у попугая: его приучили брать пищу только с черных квадратов шахматной доски. Однако, чем сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.
У собаки был выработан навык - лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.
Безусловно, ярко выраженные навыки наблюдаются у животных, которые имеют кору головного мозга.
Навыки животных отличаются от инстинктов тем, что вырабатываются вследствие усовершенствования психической деятельности в соответствии с конкретными условиями среды обитания в результате упражнений, в то время, как инстинкты основаны на безусловных рефлексах, слабо зависят от краткосрочных изменений в среде обитания животного. “Включение" инстинкта вызывает развертывание серии последовательных действий по генетически заданной программе.
Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты - гораздо более сложные формы поведения - вспомним приведенные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.
Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.
В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного. Их образование становится возможным благодаря лабильности нервной системы животных, ее способности образовывать самые разнообразные связи при опоре не только на врожденные безусловные рефлексы, но и на уже образовавшиеся другие условные рефлексы.
Навыки формируются путем длительного упражнения, состоящего из ряда повторных выполнении определенных действий. В процессе такого упражнения образуются новые временные связи, которые постепенно дифференцируются и уточняются. Благодаря навыкам поведение животного становится гибким и лучше приспособленным к меняющимся условиям среды.
Высокого развития навыки достигают у животных, наделенных большими полушариями головного мозга. У этих животных навыки становятся более сложными и разнообразными, что связано с дальнейшим совершенствованием отражательной функции нервной системы.
Укажите сходство и различие звуковой сигнализации животных и речи человека
Мозг- животное –сигнализация- речь
Речь человека обнаруживает и черты определенного сходства с системой звуковой сигнализации высших животных. Сходство это заключается в способности голоса человека в процессе речи передавать слушателю информацию о своем эмоциональном состоянии. Способность животных сообщать голосом о своем эмоциональном состоянии, хорошо известна. Так, мы ощущаем состояние дискомфорта, слыша тревожный крик ворон, а вечерняя песня зарянки действует на нас успокаивающе. Услышав раздраженное жужжание ос, мы стараемся отойти подальше. По голосу даже незнакомой собаки мы отлично понимаем, в каком настроении она в данный момент пребывает - в гневе, радости, страхе или в горе. Точно так же собака, как и многие другие животные, не понимая человеческой речи, отлично понимает наши эмоциональные интонации. Весьма интересно, что язык животных носит явное сходство с языком эмоций человека.
В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием речи человека является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений. Поэтому важнейшей функцией речи является сигнификативная, обозначающая. Слово обозначает при этом не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов. Поэтому речь выполняет функцию обобщения. И, наконец, речь выполняет функцию общения.
В чем качественная специфика сознательного способа жизни человека?
Человек - существо сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни.
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое “Я” от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное -предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Эта способность называется рефлексией
, и понимается как сущность, сердцевина человеческого сознания.
Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.