Файл: 4 по учебному курсу Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

____________________________________________________________

(институт)

___«Дошкольная педагогика, прикладная психология»_____

(кафедра)

Практическое задание № 4
по учебному курсу «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Невропатология»
Вариант ____ (при наличии)


Студент

К.С. Федотова

(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбп-2001г

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

А.С. Абушик

(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..

3

Глава 1 Внешнее строение головного мозга человека …………………..……

4

Глава 2 Строение головного мозга……………………………….......................

5

Глава 3 Функции головного мозга………………………………………….......


15

Заключение………………………………………………………………………..

16

Список литературы……………………………………………………………….

17

Введение
Головной мозг относится к центральной нервной системе и располагается в полости черепной коробки. Он хорошо защищен снаружи черепными костями, а внутри заключен в три оболочки: мягкую, паутинную и твердую. Между оболочками головного мозга циркулирует ликвор — спинномозговая жидкость, которая амортизирует и предотвращает сотрясения мозга при небольших травмах.


Головной мозг — система связанных между собой отделов головного мозга, которые отвечают за конкретную задачу.

Очевидно, что столь важный орган в жизни человека, просто необходимо изучать и исследовать.

Изучение строения головного мозга берет свое начало еще в древнем египте. Многие ученые занимались разработкой этой проблемы: У. Карпентер, Л. Гратиоле, Б. Панницца, Р. Гешль, Р. Вихров, К. Кальбаум, И.М. Сеченов, Д.Д. Хьюлингс, Т. Мейнерт, Э. Бергман, А. Бине, Г. Бергер, Н. Клейтман и многие другие.

Цель: теоретически изучить и описать головной мозг человека.

Для реализации цели работы, были выделены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.

  2. Выделить и описать основные понятия и структуру головного мозга человека.

Объект исследования: Головной мозг.

Предмет исследования: Строение и функции головного мозга.
Глава 1 Внешнее строение головного мозга человека
Головной мозг так же как и спинной относится к ЦНС, исполняя роль посредника между организмом человека и окружающей его средой. С помощью головного мозга проходят такие психические и когнитивные процессы как: воспроизведение и запоминание, воображение, восприятие, мышление, речь, самоконтроль.

Исходя из учения И.П. Павлова, образование мысли — функция головного мозга, а именно коры больших полушарий, являющиеся высшими органами нервной деятельности. За разные виды памяти отвечают такие учаски головного мозга как: мозжечок, лимбическая система, а так же некоторые участки коры головного мозга.

Головной мозг отвечает за управлением вегетативных, жизненоважных функций организма: дыхания, пищеварения, выделительной и эндокринной системы, температурный контроль.

Ученые выделяют три основные части головного мозга: передний, средний и ромбовидный (задний) отделы.

Передний отдел выполняет высшие психические функции: способность к познанию, темперамент и эмоциональная составляющая характера, сложные рефлекторные процессы.

Средний отдел головного мозга отвечает за сенсорные функции и обработку информации поступающую от органов зрения, слуха, осязания.

Ромбовидный отдел отвечает за тонус мышц, координацию тела в пространстве. С его помощью осуществляется целенаправленное движение.

По внешнему виду головной мозг представляет собой студенистую массу желтоватого цвета, которая заключена в оболочку, и состоит на 80% из воды.


Большие полушария занимают практически весь объем головного мозга, они покрыты серым веществом (корой головного мозга) — высшим органом нервно-психической деятельности человека. Внутри состоит из белого вещества, которое содержит отростки нервных окончаний.

Глава 2 Строение головного мозга
Головной мозг состоит из большого мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рисунок 1).



Рисунок 1 — Строение головного мозга

Головной мозг: является самой большой частью головного мозга и состоит из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация осязания, зрения и слуха, а также речи, рассуждения, эмоции, обучение и точный контроль движения.

Мозжечок: расположен под головным мозгом. Его функция заключается в координации движений мышц, поддержании осанки и равновесия.

Ствол головного мозга: действует как ретрансляционный центр, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.

Правое и левое полушарие головного мозга

Головной мозг делится на две половины: правое и левое полушария (рисунок 2) они соединены пучком волокон, называемых мозолистым телом, которое передает сообщения с одной стороны на другую. Каждое полушарие управляет противоположной стороной тела. Если инсульт происходит в правой части мозга, ваша левая рука или нога может быть слабой или парализованной.

Не все функции полушарий являются общими. Как правило, левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, художественные и музыкальные навыки. Левое полушарие доминирует в использовании рук и речи примерно у 92% людей.



Рисунок 2— Деление мозга

Головной мозг делится на левое и правое полушария. Обе стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.

Доли головного мозга

Полушария головного мозга имеют четкие трещины, которые делят мозг на доли.


Каждое полушарие имеет 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную (рисунок 3).

Каждая доля может быть разделена, еще раз, на области, которые служат очень специфическим функциям. 

Важно понимать, что каждая доля головного мозга функционирует не в одиночку. Существуют очень сложные взаимоотношения между долями головного мозга и между правым и левым полушариями.



Рисунок 3 — Доли головного мозга

Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную

Лобная доля

  1. Личность, поведение, эмоции

  2. Суждение, планирование, решение проблем

  3. Речь: говорение и письмо (область Брока)

  4. Движение тела (прокладка мотора)

  5. Интеллект, концентрация, самосознание

Теменная доля

  1. Интерпретирует язык, слова

  2. Осязание, боль, температура (сенсорная полоска)

  3. Интерпретирует сигналы от зрения, слуха, мотора, сенсорики и памяти

  4. Пространственное и зрительное восприятие

Затылочная доля

  1. Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение)

  2. Височная доля

  3. Понимание языка (область Вернике)

  4. Память

  5. Слышащий

Последовательность и организация

В целом, левое полушарие головного мозга отвечает за язык и речь и называется «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации зрительной информации и пространственной обработке. Примерно у трети людей, которые являются левшами, речевая функция может располагаться в правом полушарии головного мозга. Левши могут нуждаться в специальном тестировании, чтобы определить, находится ли их речевой центр на левой или правой стороне до любой операции в этой области.

Афазия-это нарушение речи, влияющее на производство речи, понимание, чтение или письмо. Происходит из–за травмы головного мозга-чаще всего от инсульта или травмы. Тип афазии зависит от поврежденной области головного мозга.

Область Брока: лежит в левой лобной. Если эта область повреждена, человек может испытывать трудности с перемещением языка или лицевых мышц, чтобы производить звуки речи. Человек все еще может читать и понимать устную речь, но испытывает трудности в разговоре и письме (т. е. формирует буквы и слова, не пишет в строках) – называется афазия Брока.

Область Вернике: лежит в левой височной доле. Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными предложениями, которые не имеют смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, однако у них есть трудности с пониманием речи и поэтому они не знают о своих ошибках.


Кора головного мозга

Поверхность головного мозга называется корой головного мозга. Она имеет сложенный внешний вид с холмами и долинами. Кортекс содержит 16 миллиардов нейронов (мозжечок имеет 70 миллиардов = 86 миллиардов всего), которые расположены в определенных слоях. Тела нервных клеток окрашивают кору головного мозга в серо-коричневый цвет, давая ему свое название – серое вещество (рисунок 4). Под корой головного мозга находятся длинные нервные волокна (аксоны), которые соединяют области мозга друг с другом — так называемое белое вещество.



Рисунок 4 — Кора головного мозга.

Кора головного мозга содержит нейроны (серое вещество), которые соединены с другими областями мозга аксонами (белым веществом). Кора головного мозга имеет сложенный вид. Складка называется извилиной,а долина между ними-бороздой.

Складчатость кортекса увеличивает площадь поверхности мозга позволяющая больше нейронов приспосабливать внутри черепа и включающая более высокие функции. Каждая складка называется извилиной, а каждая борозда между складками называется бороздкой. Есть названия для складок и бороздок, которые помогают определить конкретные области мозга.

Пути, называемые трактами белого вещества, соединяют области коры головного мозга друг с другом. Сообщения могут передаваться от одной извилины к другой, от одной доли к другой, от одной стороны мозга к другой и к структурам глубоко в мозге. Рисунок 5.



Рисунок 5 — Корональное поперечное сечение, показывающее базальные ганглии.

Гипоталамус: расположен в полу третьего желудочка и является главным регулятором работы вегетативной системы. Он играет определенную роль в управлении поведением, таким как голод, жажда, сон и сексуальные реакции. Он также регулирует температуру тела, кровяное давление, эмоции и секрецию гормонов.

Гипофиз: лежит в небольшом костном кармане у основания черепа, называемом Sella turcica. Гипофиз соединен с гипоталамусом головного мозга стеблем гипофиза. Известный как” главная железа», он контролирует другие эндокринные железы в организме. Он выделяет гормоны, которые контролируют сексуальное развитие, способствуют росту костей и мышц, а также отвечают на стресс.

Пинеальная железа: находится за третьим желудочком. Он помогает регулировать внутренние часы организма и циркадные ритмы, выделяя мелатонин. Оно имеет некоторую роль в сексуальном развитии.