Файл: 4 по учебному курсу Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
____________________________________________________________
(институт)
___«Дошкольная педагогика, прикладная психология»_____
(кафедра)
Практическое задание № 4
по учебному курсу «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Невропатология»
Вариант ____ (при наличии)
Студент | К.С. Федотова (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбп-2001г (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | А.С. Абушик (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1 Внешнее строение головного мозга человека …………………..…… | 4 |
Глава 2 Строение головного мозга………………………………....................... | 5 |
Глава 3 Функции головного мозга…………………………………………....... | 15 |
Заключение……………………………………………………………………….. | 16 |
Список литературы………………………………………………………………. | 17 |
Введение
Головной мозг относится к центральной нервной системе и располагается в полости черепной коробки. Он хорошо защищен снаружи черепными костями, а внутри заключен в три оболочки: мягкую, паутинную и твердую. Между оболочками головного мозга циркулирует ликвор — спинномозговая жидкость, которая амортизирует и предотвращает сотрясения мозга при небольших травмах.
Головной мозг — система связанных между собой отделов головного мозга, которые отвечают за конкретную задачу.
Очевидно, что столь важный орган в жизни человека, просто необходимо изучать и исследовать.
Изучение строения головного мозга берет свое начало еще в древнем египте. Многие ученые занимались разработкой этой проблемы: У. Карпентер, Л. Гратиоле, Б. Панницца, Р. Гешль, Р. Вихров, К. Кальбаум, И.М. Сеченов, Д.Д. Хьюлингс, Т. Мейнерт, Э. Бергман, А. Бине, Г. Бергер, Н. Клейтман и многие другие.
Цель: теоретически изучить и описать головной мозг человека.
Для реализации цели работы, были выделены следующие задачи:
-
Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования. -
Выделить и описать основные понятия и структуру головного мозга человека.
Объект исследования: Головной мозг.
Предмет исследования: Строение и функции головного мозга.
Глава 1 Внешнее строение головного мозга человека
Головной мозг так же как и спинной относится к ЦНС, исполняя роль посредника между организмом человека и окружающей его средой. С помощью головного мозга проходят такие психические и когнитивные процессы как: воспроизведение и запоминание, воображение, восприятие, мышление, речь, самоконтроль.
Исходя из учения И.П. Павлова, образование мысли — функция головного мозга, а именно коры больших полушарий, являющиеся высшими органами нервной деятельности. За разные виды памяти отвечают такие учаски головного мозга как: мозжечок, лимбическая система, а так же некоторые участки коры головного мозга.
Головной мозг отвечает за управлением вегетативных, жизненоважных функций организма: дыхания, пищеварения, выделительной и эндокринной системы, температурный контроль.
Ученые выделяют три основные части головного мозга: передний, средний и ромбовидный (задний) отделы.
Передний отдел выполняет высшие психические функции: способность к познанию, темперамент и эмоциональная составляющая характера, сложные рефлекторные процессы.
Средний отдел головного мозга отвечает за сенсорные функции и обработку информации поступающую от органов зрения, слуха, осязания.
Ромбовидный отдел отвечает за тонус мышц, координацию тела в пространстве. С его помощью осуществляется целенаправленное движение.
По внешнему виду головной мозг представляет собой студенистую массу желтоватого цвета, которая заключена в оболочку, и состоит на 80% из воды.
Большие полушария занимают практически весь объем головного мозга, они покрыты серым веществом (корой головного мозга) — высшим органом нервно-психической деятельности человека. Внутри состоит из белого вещества, которое содержит отростки нервных окончаний.
Глава 2 Строение головного мозга
Головной мозг состоит из большого мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рисунок 1).
Рисунок 1 — Строение головного мозга
Головной мозг: является самой большой частью головного мозга и состоит из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация осязания, зрения и слуха, а также речи, рассуждения, эмоции, обучение и точный контроль движения.
Мозжечок: расположен под головным мозгом. Его функция заключается в координации движений мышц, поддержании осанки и равновесия.
Ствол головного мозга: действует как ретрансляционный центр, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.
Правое и левое полушарие головного мозга
Головной мозг делится на две половины: правое и левое полушария (рисунок 2) они соединены пучком волокон, называемых мозолистым телом, которое передает сообщения с одной стороны на другую. Каждое полушарие управляет противоположной стороной тела. Если инсульт происходит в правой части мозга, ваша левая рука или нога может быть слабой или парализованной.
Не все функции полушарий являются общими. Как правило, левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, художественные и музыкальные навыки. Левое полушарие доминирует в использовании рук и речи примерно у 92% людей.
Рисунок 2— Деление мозга
Головной мозг делится на левое и правое полушария. Обе стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.
Доли головного мозга
Полушария головного мозга имеют четкие трещины, которые делят мозг на доли.
Каждое полушарие имеет 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную (рисунок 3).
Каждая доля может быть разделена, еще раз, на области, которые служат очень специфическим функциям.
Важно понимать, что каждая доля головного мозга функционирует не в одиночку. Существуют очень сложные взаимоотношения между долями головного мозга и между правым и левым полушариями.
Рисунок 3 — Доли головного мозга
Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную
Лобная доля
-
Личность, поведение, эмоции -
Суждение, планирование, решение проблем -
Речь: говорение и письмо (область Брока) -
Движение тела (прокладка мотора) -
Интеллект, концентрация, самосознание
Теменная доля
-
Интерпретирует язык, слова -
Осязание, боль, температура (сенсорная полоска) -
Интерпретирует сигналы от зрения, слуха, мотора, сенсорики и памяти -
Пространственное и зрительное восприятие
Затылочная доля
-
Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение) -
Височная доля -
Понимание языка (область Вернике) -
Память -
Слышащий
Последовательность и организация
В целом, левое полушарие головного мозга отвечает за язык и речь и называется «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации зрительной информации и пространственной обработке. Примерно у трети людей, которые являются левшами, речевая функция может располагаться в правом полушарии головного мозга. Левши могут нуждаться в специальном тестировании, чтобы определить, находится ли их речевой центр на левой или правой стороне до любой операции в этой области.
Афазия-это нарушение речи, влияющее на производство речи, понимание, чтение или письмо. Происходит из–за травмы головного мозга-чаще всего от инсульта или травмы. Тип афазии зависит от поврежденной области головного мозга.
Область Брока: лежит в левой лобной. Если эта область повреждена, человек может испытывать трудности с перемещением языка или лицевых мышц, чтобы производить звуки речи. Человек все еще может читать и понимать устную речь, но испытывает трудности в разговоре и письме (т. е. формирует буквы и слова, не пишет в строках) – называется афазия Брока.
Область Вернике: лежит в левой височной доле. Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными предложениями, которые не имеют смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, однако у них есть трудности с пониманием речи и поэтому они не знают о своих ошибках.
Кора головного мозга
Поверхность головного мозга называется корой головного мозга. Она имеет сложенный внешний вид с холмами и долинами. Кортекс содержит 16 миллиардов нейронов (мозжечок имеет 70 миллиардов = 86 миллиардов всего), которые расположены в определенных слоях. Тела нервных клеток окрашивают кору головного мозга в серо-коричневый цвет, давая ему свое название – серое вещество (рисунок 4). Под корой головного мозга находятся длинные нервные волокна (аксоны), которые соединяют области мозга друг с другом — так называемое белое вещество.
Рисунок 4 — Кора головного мозга.
Кора головного мозга содержит нейроны (серое вещество), которые соединены с другими областями мозга аксонами (белым веществом). Кора головного мозга имеет сложенный вид. Складка называется извилиной,а долина между ними-бороздой.
Складчатость кортекса увеличивает площадь поверхности мозга позволяющая больше нейронов приспосабливать внутри черепа и включающая более высокие функции. Каждая складка называется извилиной, а каждая борозда между складками называется бороздкой. Есть названия для складок и бороздок, которые помогают определить конкретные области мозга.
Пути, называемые трактами белого вещества, соединяют области коры головного мозга друг с другом. Сообщения могут передаваться от одной извилины к другой, от одной доли к другой, от одной стороны мозга к другой и к структурам глубоко в мозге. Рисунок 5.
Рисунок 5 — Корональное поперечное сечение, показывающее базальные ганглии.
Гипоталамус: расположен в полу третьего желудочка и является главным регулятором работы вегетативной системы. Он играет определенную роль в управлении поведением, таким как голод, жажда, сон и сексуальные реакции. Он также регулирует температуру тела, кровяное давление, эмоции и секрецию гормонов.
Гипофиз: лежит в небольшом костном кармане у основания черепа, называемом Sella turcica. Гипофиз соединен с гипоталамусом головного мозга стеблем гипофиза. Известный как” главная железа», он контролирует другие эндокринные железы в организме. Он выделяет гормоны, которые контролируют сексуальное развитие, способствуют росту костей и мышц, а также отвечают на стресс.
Пинеальная железа: находится за третьим желудочком. Он помогает регулировать внутренние часы организма и циркадные ритмы, выделяя мелатонин. Оно имеет некоторую роль в сексуальном развитии.