Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системе дисциплин, входящих в курс социальной работы, обусловливает необходимость регулярной профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
Но эта объективная потребность актуализируется в период, далеко не благоприятный для развития образования. Финансово-экономические трудности федеральных и региональных органов власти и управления заставляют их сокращать выделение средств на науку и образование, и даже выделенные на бумаге деньги в реальности поступают далеко не всегда. Рост тарифов на транспортные и коммунально-бытовые услуги резко сокращает для обучающегося свободу выбора учебного заведения: территориальная доступность превращается в важнейший фактор, ибо плата за общежитие,
расходы на транспорт становятся чрезмерными.
Абитуриенты и студенты рационализируют свое поведение, стремясь выбрать учебное заведение, в котором получить диплом можно было бы быстрее и без излишних затрат. К сожалению, коммерциализация образования распространяется все шире, и в связи с этим право на получение не только высшего, но и среднего специального образования, а в ряде случаев также и среднего образования, оказывается связанным с социальной принадлежностью учащегося или его семьи, с их денежной состоятельностью.
Угроза безработицы двояко влияет на состояние дел с образованием. С
одной стороны, в обществе укоренился страх потери рабочего места; поэтому желающих оставить хорошую работу на достаточно длительный срок обучения по дневной форме оказывается не так много. С другой стороны, в нашей стране уже получила распространение своеобразная социальная технология избежания безработицы, когда молодые люди (разумеется, при наличии поддержки близких) учатся в вузах не столько потому, что целеустремленно собираются получить любимую или хотя бы приемлемую профессию, сколько потому, что это способ проведения времени «до лучших времен» — студент считается не безработным, а лицом, имеющим вполне респектабельный статус.
Распространение форм вечернего и заочного обучения свидетельствует о возрождении интереса к учебе и потребности в ней — ведь те, кто выбрал такой вид обучения, не получают никаких дополнительных привилегий, а на себя берут достаточно серьезные обязательства. Например, выезд на сессию и проживание в гостинице или общежитии чрезвычайно обременительны для бюджета студента. Однако, к сожалению, здесь есть свои противоречия, также обусловленные моментом.
Все заочные формы обучения предполагают обеспечение студентов учебниками, пособиями, планами и программами. Между тем дефицит учебно- методических материалов в сфере обучения социальной работе обусловлен не только начальным этапом становления науки, когда написание учебников представляет определенные сложности, но и просто экономическими трудностями вузов, для которых размножение программ, печатание учебников превращаются иногда в почти непосильную деятельность.
К сожалению, говорить в наличии доступной и надежной инфраструктуры передачи информации в нашей стране явно преждевременно.
261


Почтовые, телефонные и прочие коммуникации очень дороги и, главное,
ненадежны, поэтому текущий контроль за ходом и результатами работы студента затруднен.
§ 2. Некоторые инновационные образовательные
технологии
Возрастание в столь неблагоприятных условиях интереса к обучению и потребности в получении профессионального образования свидетельствует о том, что люди, поступающие учиться, движимы очень сильной мотивацией.
Для оказания им содействия в приобретении образования создаются определенные инновационные формы, ориентированные на различные способы облегчения доступа индивидов к образованию.
Среди них в первую очередь следует отметить многоуровневую систему социального образования, в организации которой пытаются использовать модульный принцип, когда обучающийся может освоить необходимое количество образовательных программ, модулей единого образовательного процесса не в едином образовательном подходе, а разновременно и последовательно набирая необходимые «блоки». Действительно, изменившиеся жизненные обстоятельства могут вынудить студента прервать на время учебу.
Но проучившись два года, он уже является обладателем относительно завершенной стадии высшего образования (есть предложения назвать эту ступень на западный манер «адъюнкт»). При более благоприятных условиях студент может возобновить обучение. Такая организация обучения ближе всего к типу «открытого института», являющегося признанной формой устройства системы непрерывного образования взрослых.
Аналогичный подход возможен также при повышении квалификации:
если сотрудники социальных служб не могут сразу оторваться от работы на тот срок, который предусмотрен требованиями этого вида дополнительной подготовки (от 72 до 100 часов — краткосрочное повышение квалификации; от
101 до 500 — повышение квалификации; от 501 до 1000 часов —
профессиональная переквалификация), они могут «накопить» нужное количество часов и, соответственно, необходимый набор учебных курсов за несколько циклов обучения. Другой прогрессивной системой социального образования можно считать организацию учебных филиалов известных вузов в тех регионах, где силами местных вузов не ведется подготовка и переподготовка специалистов по социальной работе. Достоинство данной образовательной технологии в том, что индивиды могут получать образование без отрыва от производства и места жительства: не они едут к преподавателям,
а преподаватели едут к ним.
Развитие дистантных, т.е. осуществляемых на расстоянии, форм обучения вообще представляется объективной необходимостью. Можно предположить,
что по мере улучшения материальной базы и совершенствования системы коммуникаций, с одной стороны, и разработки вузами специального
262

методического интрументария, с другой, будут расширяться такие виды обучения, которые основаны на применении компьютерной передачи информации, использовании электронных учебников, взаимодействии с преподавателем на расстоянии в режиме реального времени.
К сожалению, чем более эффективна машинная образовательная технология, тем большие требования она предъявляет к качеству оборудования,
к самому наличию высококлассной техники. У нас же пока даже в Москве,
безусловно выделяющейся на общем фоне, менее 10% всех семей имеют дома компьютер (в исследовании учитывались все модификации).
Одной из удачных и наиболее распространенных методик является использование видеоматериалов — от иллюстрации отдельных положений лекции фрагментом записи на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том, что создание профессиональной видеопродукции непомерно дорого и недоступно ни социальной, ни образовательной сфере.
Самодеятельные же видеофильмы нередко сильно проигрывают в качестве.
Однако преимущество наглядности, а также тот факт, что видеомагнитофон перестал быть в нашем быту редкостью, обеспечивают подобной технологии большой потенциал развития.
Конечно, приобщение к Интернету или другой глобальной информационной сети способно многократно усилить поисково- информационные возможности, однако в настоящих условиях доступ к ним —
пока достаточно редкое явление.
Не требует больших средств или сложного технического оформления, но обещает большую отдачу технология государственного заказа создания учебных планов и реализации образовательных программ по специализациям,
которые заказчики в лице федеральных или региональных органов социальной защиты считают особенно нужными и актуальными.
Так, Министерством труда и социального развития РФ в рамках программы «Дети-инвалиды» была огранизована разработка программ профессиональной переподготовки сотрудников социальных служб и целевое переобучение их силами ряда вузов с целью присвоения специализации
«социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Учебный процесс пользуется большим вниманием среди студентов, которые высоко оценивают значимость подобной переподготовки для своей будущей профессиональной деятельности.
Конечно, внедрение инновационных форм и технологий обучения во многом зависит от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание ролевых игр и сборников ситуационных задач,
создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат.
Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации,
наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов - воспринять эти знания.
263


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы условия развития социального образования в нашей стране?
2. В чем причина роста потребности в образовании?
3. Какие организационные инновации в сфере социального образования
Вы знаете?
4. Какие технические новшества используются в организации дистантного обучения?
ЛИТЕРАТУРА
1.Березкин Ю.К., Сидоров В.Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула, 1993. Т. 2.
2. Билквист Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.
3. Болобонов В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М.,
1991. Вып. 2.
4. Зимняя И.А. Практика в системе подготовки социальных работников //
Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург,
1993.
5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов.
Новосибирск, 1989.
6. Пригожин A.M. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
264

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
3
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

РАЗДЕЛ I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
5
Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН
И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5
§ 1. Исторические корни развития социальной помощи в России
5
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен
8
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке
12
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
18
ЛИТЕРАТУРА
18
Глава 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ
20
§ 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи
20
§ 2. Объект и предмет социальной работы
26
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
32
ЛИТЕРАТУРА
32
Глава 3. КАТЕГОРИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
34
§ 1. Категории и закономерности теории социальной работы
34
§ 2. Основные принципы социальной работы
38
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
41
ЛИТЕРАТУРА
42
Глава 4. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР
43
§ 1. Уровни социальной работы
43
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
46
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
47
ЛИТЕРАТУРА
47
Глава 5. ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
48
§ 1. Связь между теориями и моделями социальной работы
48
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы
54
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
62
ЛИТЕРАТУРА
62
РАЗДЕЛ II ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ НАУК
63
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
63
§ 1. Сущность социальной работы как науки
63
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками
70
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
73
ЛИТЕРАТУРА
74
Глава 7. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
75
РАБОТЫ
75
§ 1. Предмет и проблематика философии социальной работы
75
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте
78
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы
82
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
87
ЛИТЕРАТУРА
87
Глава 8. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
88
§ 1. Роль социологии в организации социальной работы
88
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе
91
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
94 265