Файл: Практическое задание. Психология семьи. Слушатель Шендрик Валерия Анатольевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание. Психология семьи. Слушатель Шендрик Валерия Анатольевна

  1. Раскройте общие положения системной теории. Дайте определение понятию «система». Определите набор факторов, влияющих на семейную систему, попробуйте показать, как они проявляют себя. Дайте общую характеристику семейной системы.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.

Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (там же). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Это - так называемый принцип тотальности системы.

Конечность пространства системы означает, что у любой семьи есть границы, а вне их – среда. Существует некий набор факторов, воздействующих на семейную систему и изменяющих ее состояние. Все они так или иначе структурируют содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличить стресс и тревогу в семье или успокаивать или снижать напряжение.




Фактор –Социально-экономическая обстановка

Может или препятствовать заключению брака, или, наоборот, способствовать ему.

Фактор- Доходы

Требует наличия работы, что структурирует время пребывания всех членов семьи вместе определяет материальный уровень жизни семьи, в некоторых случаях круг общения.
Семейная системная психотерапия М. Боуэна. Данное направление сформировалось к середине 50-х гг. XX столетия.В боуэновской системной теории есть два основных понятия — сплоченность и индивидуальность. В идеале эти две силы находятся в равновесии. Нарушение же этого равновесия приводит к состоянию, которое Боуэн обозначил как «слияние», «недифференцированность».

Теория была создана между 1963 и 1967 гг. и включала в себя шесть концепций:

1. Концепция о дифференциации Я;

2. Концепция о триангуляции;

3. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи;

4. Концепция о проективных процессах в семье;

5. Концепция о многопоколенной передаче;

6. Концепция об эмоциональном разрыве.

В 1975 г. Боуэн добавил к своей теории две новые концепции:

7. Концепция о позиции сиблингов;

8. Концепция о социальной регрессии.

Теория Боуэна содержит две основные переменные: уровень тревоги (или эмоционального напряжения) и степень дифференциации Я. Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге, справиться с короткими приступами тревоги. Но когда тревожность возрастает и становится хронической, в организме возрастает напряжение (внутри себя или в системе отношений). Напряжение приводит к появлению симптомов или дисфункций (физической, эмоциональной или социальной). Существует феномен заражения тревожностью – тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги и выглядеть нормальным при одном уровне тревожности и ненормальным при другом, более высоком уровне.

  1. Великий голландский философ Б. Спиноза сформулировал оригинальный взгляд на любовь. Он писал, что если мы полюбим кого-либо, кого прежде ненавидели, то эта любовь будет сильнее, чем в случае, если бы ее не предваряла ненависть. Справедливо ли, на ваш взгляд, это утверждение?


Любовь после ненависти скорее всего невозможна. Любовь после ненависти на мой взгляд – это больная любовь, конечным этапом которой всегда выступает месть. Месть неосознанная. Даже если причиной для ненависти изначально послужили субъективное восприятие партнера, через призму предыдущего опыта (предыдущий партнер носил кепку/красил волосы в рыжий цвет и предал/обидел/ причинил боль) полюбить искренней любовью, не превращая любовь с объектом любви в любовную аддикцию, невозможно .

  1. На основе анализа научной литературы составить описание причин семейных дисфункций, составить описание здоровой семьи, перечислить принципы взаимодействия в здоровой семье.

Вирджиния Сатир, американский психолог о семье:
«Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (Сатир В., 1992, с. 15).

Нормально функционирующая (гармоничная) семья - это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь - это не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности.

Дисфункциональная (негармоничная) семья - в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (нормативные) стрессоры - критические точки прохождения семьей стадий жизненного Цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других.


Семье в которой возникают споры, есть различные мнения, есть понимание что у всех есть различия и особенности и решение проблем проходит мирным путем. Нормально функционирующая семья справляется с конфликтами и различиями с доверием, уважением и непредубежденностью. В ней позволено и поощряется иметь собственные мысли, высказываться и жить собственной жизнью в соответствии с собственными желаниями. Противоположность этой семье – семья дисфункциональная. В ней существует злоупотреблениями, дискриминацией, манипуляциями, словесным насилием и т.д. В такой семье обычно наблюдается нарциссизм или даже психопатическое поведение.

Выделяют два их типапричин семейных дисфункций: проблемы, связанные с резким изменением образа жизни семьи (жизненного стереотипа) (заключение брака, начало семейной жизни, рождение ребенка, смерть члена семьи). Проблемы, которые связаны с кумулятивной трудностью, то есть их наложением - например, необходимость принятия решений целого ряда проблем сразу после появления в семье ребенка, а именно окончание получения образования, усвоение специальности, решение жилищной проблемы, ухода за ребенком.

  1. Американский психолог Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. В чем суть данной теории? Какие три составляющих компонента в любви он рассматривал?

Согласно Стернбергу, в основе любой формы любви лежат три компонента. Это близость, страсть и обязательства.

Близость - чувство эмоциональной общности, единства, привязанности, сопричастности друг другу. Это чувство возникает, например, когда у вас есть общая тайна, общая цель, и т.д.

Страсть - сильное притяжение к объекту, желание его; включает в себя влюбленность и чувство сексуальной или романтической привлекательности.

Обязательства - в краткосрочной перспективе решение оставаться с партнером, создавать, поддерживать и развивать отношения; в долгосрочной перспективе планирование совместного будущего или совместных достижений.



  1. Подготовьте письменный отчет по следующим вопросам:

    - Что происходит с семьей в современном мире?
    - Почему около 80% браков заканчиваются разводом?

    - Каковы основные причины разводов?
    - Почему высокий уровень социально-экономического развития не гарантирует сохранность брака?
    Сохранится ли семья как социальный институт? (Если сохранится, то в каком виде?).


Брак становится все более нестабильным институтом. Лишь в исламских государствах семья остается почти такой же нерушимой структурой, как и сотни лет назад. Быть может потому, что там право разорвать брачные узы имеет только мужчина. Женщина же имеет право лишь обратиться в суд, что само по себе является вызывающим поступком, который порицается в обществе. Да и причины для этого она должна иметь самые серьезные.

1. Перегрузки и физическое истощение.

2. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.

3. Эгоистичность. В мире существует две группы людей: дающие и берущие. Брак между двумя дающими будет скорее всего счастливым.

4. Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом представляют, что их дети - взрослые, самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.

5. Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: коттеджи в розах, прогулки по дорожкам, усыпанным цветами - идиллия. Неизбежное разочарование - это эмоциональная ловушка.

6. Все, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способно встать между ними (например, ревность, низкая самооценка и другое).

7. Все дурные пристрастия вообще.

На мой взгляд проблема разводов в современном обществе слишком драматизируется. Психологи разных стран постоянно бьются над вопросом — как решить проблему разводов. Причины, по которым люди расстаются, разнятся в зависимости от менталитета населения, но едино одно — главная психологическая проблема заключается не столько в нежелании двух взрослых людей жить вместе, сколько в состоянии и воспитании ребенка после развода родителей. Но на мой взгляд поменялась сама модель семьи. Общепринятая модель семьи звучит так -мужчина зарабатывает деньги и обеспечивал семью, женщина воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Сейчас всё поменялось вплоть до наоборот. Гендерный фактор уходит на второй план . Сильные, хорошо зарабатывающие женщины, уверенные в себе и не нуждающиеся в помощи способны содержать себя и своих детей. А мужчины стремительно теряют свои главные качества - мужественность и способность защитить семью. Вот проблема отношения к детям после развода , на мой взгляд действительно требует глубокого осмысления и поиска решений.

  1. Посмотрите фильм «Любовь и голуби» (1984).
    Ответьте на вопросы:

    - Как Вы считаете, какой кризис настиг многодетную деревенскую семью?
    - Как Вы думаете, какие факторы повлияли на распад семьи?