Файл: Современная финансовая модель анализа компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная финансовая модель анализа компании
Никитушкина И.В.
ФОРМАТ РАБОТЫ
Не опаздывайте и не затягивайте перерывы
Отключайте средства мобильной связи на занятиях
Задавайте вопросы: если хочется что-то спросить, спрашиваем, не думаем насколько это умный вопрос
Делайте домашние задания и вовремя выкладывайте их на on.econ
Включайтесь в обсуждение: когда я задаю вопросы, реагируем, иначе всем будет скучно…

ИДЕЯ И ЛОГИКА КУРСА
Идеи и методы, которые
НЕ
выходят за рамки стандартных методик финансового анализа, прогнозирования и формирования бизнес-процессов, используемых на практике
Современная финансовая модель анализа компании
Финансовые и нефинансовые показатели для контроля над бизнесом
Юнит-экономика и финансовое моделирование
Построение операционных и стратегических моделей
Рост бизнеса: вызовы для менеджмента и инструменты финансирования
Практика принятия инвестиционных решений
1 2
3 6
5 4
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
Тип контроля
Баллы
Финансовые и нефинансовые показатели для контроля бизнеса. Защита проекта
25
Подготовка и оценка инвестиционных проектов в компании. Защита проекта
30
Инструменты финансирования компании и проектов. Защита проекта
25
Операционная модель (бюджетирование). Защита проекта
25
Контрольная (итоговая) работа
30
Участие в дискуссиях
15
ИТОГО
150
Отлично – от 127,5 до 150 баллов включительно;
Хорошо – от 97,5 до 127,4 баллов включительно;
Удовлетворительно – от 67,5 до 97,4 баллов включительно;
Неудовлетворительно – менее 67,5 баллов.

Где взять деньги?
Что происходит в компании?
Есть прибыль, но возникают кассовые разрывы
Почему прибыль есть, а денег нет?
Что нам приносит деньги?
В чем корень зла?
ТИПИЧНЫЕ «ФИНАНСОВЫЕ» ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА КОМПАНИИ
Какой путь лучше?
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Операционные решения
Какие продукты/услуги производить? Как минимизировать затраты?
Инвестиционные решения и формирование бюджета капиталовложений
Сколько инвестировать и в какие объекты?
Финансовые решения
Сколько нужно денежных средств для развития компании и как их привлечь?
Стратегические решения, позволяющие реализовывать интересы
собственников компании в создании стоимости компании

РЕШЕНИЯ ПО ОПЕРАЦИОННОЙ (ТЕКУЩЕЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ К...
Прибыль от операционной
деятельности
Цена
Объем
продаж
переменные затраты
постоянные затраты

эффективному использованию уже инвестированных средств для работы на выбранных рынках

установлению правильной ценовой и обслуживающей политики
При существенном росте оборота продаж финансовый результат интернет-магазина ухудшался. Отставание по выручке от утвержденного плана было минимальным, а
операционная прибыль различалась, причем в разы.
ТИПИЧНЫЙ ВОПРОС В БИЗНЕСЕ: В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА?
1. Соберите необходимые факты
2. Выработайте ключевые рекомендации
Ozon Holdings PLC (OZON)


Анализ доходно-затратной части показал, что компания имеет существенную долю переменных
затрат (52%), которые напрямую зависят от объемов продаж, а именно транспортные расходы,
комиссионное вознаграждение пунктам выдачи, сдельная зарплата (на 90%) складского
персонала. Соответственно, при росте объемов продаж пропорционально растут и эти переменные затраты, которые «сжирают» существенную долю той самой падающей наценки.
ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ – РАЗУМНЫЕ РЕШЕНИЯ
По истечении двух лет после запуска онлайн-проекта стало очевидно, что его окупаемость откладывается. При сохранении построенной модели бизнеса ситуация с финансовыми показателями будет и далее развиваться аналогичными темпами. А для достижения необходимой рентабельности необходимо увеличить товарооборот в четыре раза. Важно выявить причины такой ситуации.
Поскольку известно, что наблюдается рост продаж, проблема не может быть в обороте. Она заключается в издержках.
Решение 2
. Максимально перевели транспортную логистику на фиксированную оплату за машину, а не за заказ.
На данную фиксацию согласились региональные контрагенты компании, осуществляющие междугородные перевозки.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Решение 1.
Перевели складскую логистику из переменных затрат в постоянные, убедившись, что имеем достаточный запас прочности на случай роста оборота. Переменными были затраты на обработку интернет- заказов. Основную долю в них занимала зарплата персонала, которая рассчитывалась, исходя из количества обработанных заказов. Очевидно, что складской персонал не может быть просто на фиксированной зарплате, так как такая система оплаты влияет на обработанный объем. Поэтому была введена система оплаты труда исходя из
установленного им плана на смену и повышающих коэффициентов в случае его перевыполнения.
Решение 3.
Изменили алгоритм выплаты комиссионного вознаграждения пунктам выдачи. Так сложилось, что отношения с пунктами выдачи оформлялись договорами комиссии, согласно которым их вознаграждение представляло собой определенный процент от общей стоимости выданных заказов. Эта статья затрат росла прямо пропорционально обороту интернет-магазина. Переход на договоры услуг, которые предусматривали оплату
фиксированной стоимости за один выданный заказ. В итоге эта статья расходов перестала расти, когда повышалась средняя стоимость одного заказа. Далее с частью контрагентов договорились о тарифной сетке: при попадании количества выданных заказов в ту или иную графу им выплачивалась фиксированная сумма. Это особенно понравилось небольшим сетям пунктов выдачи (10–20 точек), для которых это был дополнительный прогнозируемый доход.


КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ...
Классификация затрат
Динамика в зависимости
от объема производства
Проблемы
альтернативы
выбора
Постоянные затраты
Переменные затраты
Условно-переменные затраты
Безвозвратные издержки
Альтернативные затраты
Прямые затраты
Косвенные затраты
Условно-постоянные затраты
Непроизводственные
затраты
Производственные
затраты
Для расчета
себестоимости и
оценки запасов
Для принятия
решений
Для контроля и
регулирования
Регулируемые
Нерегулируемые
12
ПРОБЛЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫБОРА
Издержки упущенных возможностей (Opportunity costs) - возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого / Потерянные в будущем доходы (упущенная выгода), если выбор одного управленческого решения требует отказа от другого
Безвозвратные издержки (Sunk costs) - затраты прошедших периодов
ПРИМЕР.
Компания закупила специальное сырье на 1.000.000 рублей. Сырье оказалось невостребованным в производстве. Не представляется возможным и сбыть это специальное сырье.
Появился покупатель, который готов приобрести это сырье, но после некоторой обработки за
1.500.000 рублей. Дополнительные затраты на обработку сырья составят 1.000.000 рублей. Какова величина безвозвратных издержек?

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
Новые
инвестиции
Изъятие
вложений
Инвестиционная база
Область финансирования

основной капитал (капитальные вложения (CAPEX) – затраты на новое строительство,
расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение оборудования и др.

интеллектуальный капитал (научные разработки, программы по продвижению товаров на рынок,
персонал и прочее)

ценные бумаги

приобретение бизнес-активов
РЕШЕНИЯ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ
Область инвестирования
Нераспределенная
прибыль
Средства для
развития
Долгосрочная
задолженность
Собственный
капитал
Дивиденды
Проценты
кредиторам
прибыль от производственной деятельности
РЕШЕНИЯ В ЭТИХ ОБЛАСТЯХ ОПРЕДЕЛЯЮТ ДОЛГОСРОЧНУЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ

Чтобы прогнозировать будущие дивиденды, необходимо разобраться,
с чего компания их платит. У каждого эмитента своя дивидендная политика, согласно которой определяется размер выплат:

процент от чистой прибыли по МСФО — Акрон платит не менее 30%;

процент от чистой прибыли по РСБУ — владельцы префов
Сургутнефтегаза получают 10% прибыли, поделенные на 25% уставного капитала;

выплата по МСФО или РСБУ, в зависимости от большего значения —
Татнефть;

процент свободного денежного потока (FCF) — Лукойл платит не менее 100% FCF;

фиксированные дивиденды — Юнипро до 2022 года будет платить
0.317 рублей на акцию;

фиксированная минимальная сумма — МТС до 2021 года выплачивал не менее 28 рублей на акцию;

смешанные расчеты — Ростелеком планирует платить не менее 5 рублей на акцию, чтобы выплата была больше 75% FCF и в пределах
50–100% чистой прибыли.
КАК И КОГДА КОМПАНИИ ВЫПЛАЧИВАЮТ ДИВИДЕНДЫ
Дивиденды утверждаются в два этапа:
1. совет директоров (СД) рекомендует размер выплат
2. общее собрание акционеров утверждает рекомендации.
Как правило, рекомендация совета директоров не меняется. Акционеры могут изменить решение, но только в меньшую сторону. Если СД посоветовал выплатить 10 рублей на акцию, акционеры могут утвердить дивиденды до
10 рублей, не больше.
Цели выкупа:

поддержать котировки, если компания считает свои акции недооцененными;

передать деньги определенному акционеру;

выполнить условия сделки по слиянию или поглощению, или наоборот предотвратить нежелательное поглощение;

поощрить менеджмент с помощью опционов на акции;

инвестировать свободные средства;

заработать на росте цены: купить акции, когда они упали и продать, когда подорожают.
ВЫКУП АКЦИЙ КАК ТРЕНД
Компания может выкупать акции напрямую у
акционеров или на бирже. Этот процесс также называют байбеком.
Эмитент выкупает акции самостоятельно или
через дочерние компании. При самостоятельном выкупе акции поступают на баланс компании.
Они не участвуют в голосовании, на них не начисляются дивиденды. Такие акции называются казначейскими.
Выкупленные через дочерние компании акции называются квазиказначейскими. Они участвуют в голосовании и имеют право на дивиденды.


1. На открытом рынке. Может длиться годами. Например, Роснефть объявила о байбеке в 2018 году, а начала скупать акции только в 2020.
2. Тендерный выкуп. Ценные бумаги выкупаются у акционеров, оставивших заявку на продажу по фиксированной цене (выше рыночной).
3. Тендерный аукцион. Заранее определены ценовые границы, но путем сортировки участников по выбранным ими ценам определяется очередность и финальная цена выкупа для обеспечения полного объема.
Выкуп акций могут объявлять и акционеры. Если акционер скупает 30% акций, он имеет право выпустить добровольное предложение о выкупе по средневзвешенной цене за последние полгода или дороже.
При выкупе 50% и 75% акций в течение 35 дней акционер обязан направить публичную оферту о приобретении акций после прохождения каждого порога.
При выкупе 95% акций акционер обязан выкупить остальные акции компании по требованию их владельцев.
Купив более 95% он вправе требовать от остальных владельцев акций продажи своих бумаг.
Как правило, акции дорожают после объявления о байбеке. Выкуп акции стимулирует спрос и повышает доверие инвесторов. К тому же компания не может выкупить акции по цене ниже рыночной. Из-за этого стоимость ценных бумаг растет.
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫКУПА АКЦИЙ
КАК ФИНАНСИСТЫ МАНИПУЛИРУЮТ ВЛАДЕЛЬЦАМИ БИЗНЕСА
Больше непонятных аббревиатур
Западные технологии финансового менеджмента привнесли в нашу жизнь такие замечательные понятия, как EBIT, EBITDA, WACC, ROE и т. п.
Отказаться от использования столь уникальной возможности блеснуть интеллектом и заодно деморализовать своих оппонентов — преступление
Больше внешних негативных событий
Прибыль снизилась практически до нуля? Ответ готов: сейчас ведь кризис, о какой прибыли может идти речь, если по прогнозам экспертов 40 процентов компаний обанкротятся в течение ближайших трех месяцев, а еще 25 процентов — в течение следующего полугода. На этом фоне мы, с нашими вялотекущими продажами, являем собой просто островок благополучия
Подмена понятий
Пользователи отчетности часто путаются между показателями, внешне сходными, а по сути различными: реализация товаров и поступление денег за эти товары. Ваша компания может активно отгружать клиентам продукцию, за которую они хронически не платят. Тогда акцент на отгрузке.
Если же реализация падает, но дебиторская задолженность погашается опережающими темпами, говорим о хороших поступлениях денежных средств
Акцент на мелкий негатив,
замалчивая о больших проблемах
Стоимость кредитных ресурсов для компании выросла на полтора процентных пункта, в результате чего затраты на обслуживание кредитов увеличились на целых 150 000 рублей в год». Обычно финдир расскажет о том, как сражается с жадными банкирами за каждый процентный пункт. При этом можно скромно умолчать, что бюджет по маржинальной прибыли не исполнен на 40 процентов, кредиторская задолженность компании составляет десятки миллионов рублей


Владелец бизнеса должен понимать, что стоит за цифрами в отчетности. Важно понимать основные показатели работы компании, уметь выделять из отчетности показатели, претерпевшие сильные изменения. При улучшении/ухудшении значений показателей важно предоставить ясные и четкие объяснения причин такой динамики
Владелец бизнеса должен понимать, что стоит за стоимостью бизнеса компании: «…если вы не знаете ценность составляющих вашей деятельности, вы окажетесь в руках того, кто ее знает»
Владелец бизнеса должен понимать последствия инвестирования в проекты, привлечения долга, выпуска акций, продажи активов
ФИНАНСОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЛАДЕЛЬЦА БИЗНЕСА/СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ
ФУНКЦИИ «ФИНАНСИСТА» В КОМПАНИИ
ФИНАНСОВЫЙ
ДИРЕКТОР
Операции компании
(1) Привлечение денежных средств с финансового рынка
(1)
(2) Инвестирование денежных средств
(2)
(3) Создание потоков денежных средств
(3)
(4a) Реинвестирование денежных средств
(4a)
(4b) Возврат денежных средств инвестору
(4b)
Финансовые рынки

ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР: УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ КАК
ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ
Случай 1. Финансовый директор —
экс-главный бухгалтер
Случай 2. Финансовый директор вырос
из аналитика
Обычно не возникает проблем во взаимоотношениях с главными бухгалтерами у финансовых директоров,
которые сами выросли из этой должности. Они четко представляют себе полный функционал главного бухгалтера и
часто способны заменить его в профессиональной деятельности.
Но при очевидных плюсах подобного карьерного развития есть и существенные минусы:

финансовый директор не сможет критически оценивать инициативы главного бухгалтера;

ему будет сложно планировать будущие показатели отчетности, вести работу с бюджетами и прогнозами;

кроме того, не будет возникать здоровой конкуренции мнений с главным бухгалтером в силу однобокости взглядов обоих на проблему.
Обычно такой финансовый директор имеет достаточно поверхностные знания о
бухгалтерском учете.
Ведь на прежней позиции он занимался анализом,
планированием и прогнозированием, но мало касался учетных функций (только если в сферу его компетенций не входило ведение управленческого учета).
Он может выступать экспертом при автоматизации учетной функции в компании и описании финансово-учетных бизнес-процессов.
Однако такому финансовому директору будет сложно контролировать бухгалтерию в
части полноты и правильности отражения учетных данных, проводить постоянный мониторинг и аудит деятельности этого отдела.