Файл: Михайловна Дата заполнения 18. 02. 2023 Тема занятия Примерная рабочая программа по предмету структура и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО слушателя Переверзева Татьяна Михайловна

Дата заполнения 18.02.2023

Тема занятия: «Примерная рабочая программа по предмету: структура и содержание».
Самостоятельная учебная деятельность слушателей на занятии (4 ч.). Слушатели изучают особенности примерной рабочей программы по предмету: структуру, содержание, требования к результатам освоения программы, тематическое планирование.

Выполнение практической работы № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.

Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

Принадлежность к линии УМК: Математика. Моро М.И., и др. (1-4) (Школа России)

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Математика» наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;  обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;  понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;  наблюдать действие измерительных приборов;  сравнивать два объекта, два числа;  распределять объекты на группы по заданному основанию;  копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу;  приводить примеры чисел, геометрических фигур;  вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность)

Регулятивные

принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;  действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;  проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;  проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия

Работа с информацией:

- понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;  читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме

Коммуникативные:

характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;  комментировать ход сравнения двух объектов;  описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве.  различать и использовать математические знаки;  строить предложения относительно заданного набора объектов

Совместная деятельность

участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты

Проанализировав остальные разделы ПРП и содержание учебника, приходим к выводу, что учебник полностью соответствует элементам содержания ПРП

Отсутствующих элементов не выявлено.



Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК «Школа России») по теме «Числа» показал соответсвие содержания учебного материала и методического аппарата данного УМК требованиям ПРП.

Например, по иллюстрации, размещённой в учебнике можем наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире, а также Описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче, понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема, Принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности. Таким образом, в пределах урока, автор, благодаря продуманному содержанию, решает метапредметные УУД: познавательные УУД ( Наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире), коммуникативные и работа с информацией

Рассмотрим в ПРП раздел: «Характеристика деятельности обучающихся. Формы и методы работы» и сопоставим с предложенным автором материалом на страницах отведённых теме «Числа». Всё это применимо в рамках урока на данном материале учебника.
Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

I. Методы организации урока и процесса обучения

  1. По источнику материала: словесные, наглядные, практические, мультимедийные.

  2. По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

  3. По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

  4. По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

II. Методы контроля: самопроверки, устные и письменные работы, взаимопроверки.

III. Методы организации рефлексии.

В методике образования существуют и такие методы, которые объединяют несколько принципов и являются индивидуальными методами обучения и воспитания, предназначенными для достижения определенных целей или разработанных для отдельных школьных дисциплин. Например, метод Шехтера предлагает новый подход в обучении иностранному языку, метод Колба предназначен для поэтапного накопления ЗУН, метод ван Хиле разработан для обучения геометрии, метод Блума широко используется в технологии развития критического мышления.



Выбор того или иного метода, формы и средств обучения зависит от целей, которые ставит себе педагог, от возрастных особенностей детей и от степени подготовленности класса. 

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования: очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе "Об образовании" предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.

  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.

  • Второй вариант смешанного обучения — профильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.

  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.

  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:

    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.

    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.


4. По количеству педагогов:

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.

  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока. Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

1Начальные классы (на примере любого класса и предмета), 5 класс – любые предметы, прочие предметы по мере введения ФГОС ООО.