Файл: Семинар 1 Внимание 1 Охарактеризуйте свойства внимания устойчивость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общий психологический практикум


Группа 21П111в
Студент
Е. В. Калашникова


МОСКВА 2022


Семинар № 1 «Внимание»
1) Охарактеризуйте свойства внимания: устойчивость,

сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.
Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации
Сосредоточенность внимания - это разная степень концентрации человека на одних объектах и отвлечения от других.
Переключаемость внимания - это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые.
Распределение внимания – это свойство, с которым связана возможность одновременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий).
Объем внимания - это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.
2) Задача №3

Начинающий водитель напряженно управляет автомобилем» с трудом может

оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не

расположен поддерживать разговор с собеседником.

Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали,

сохранять равновесие и следить за рельефом дороги.

Какое из свойств внимания еще недостаточно сформировано у этих людей в


данном случае?
Ответ: В данном случае у водителя недостаточно сформировано такое свойство, как распределение внимания.

Семинар №2 «Память»

1) Охарактеризуйте понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу,

смежности, сходству и контрасту.
Ассоциация - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

Виды ассоциаций:

Ассоциация по смыслу - это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.
Ассоциация по смежности характеризуется тем, что образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
Ассоциация по сходству характеризуется тем, что образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
Ассоциация по контрасту характеризуется тем, что образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.


Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.
2) Задача 2

О каких видах памяти идет речь ниже?

1. Память, признаком хорошего развития которой являются физическая

ловкость, сноровка в труде, «золотые руки».

2. Часто люди, глядя на фотографию того или иного человека, за

давностью лет не могут вспомнить его имени и обстоятельств встречи с ним,

однако хорошо помнят, что этот человек в силу каких-то причин был приятным или неприятным.

3. Выдающийся шахматист А. Алехин в 1938 году в Чикаго провел сеанс

одновременной игры «вслепую» на 32 шахматных досках.

4. После утраты близкого человека «многочисленные порой совершенно

мелкие поводы снова и снова вызывают слезы, тоску и подавленное настроение».

5. Некоторые курсанты говорят, что когда они на экзамене готовятся к ответу, то вспоминают, в какой части страницы изложена та или иная мысль.

6. В стремлении хорошо запомнить материал курсант разбивает текст на

части, выделяет опорные смысловые единицы, особое внимание уделяет

выявлению причинно-следственных и родо - видовых связей.

7. Вид памяти, на котором основывается способность сопереживать и

сочувствовать другому человек
Ответ:

1) Двигательная память

2) Образная память

3) Двигательная память

4) Эмоциональная память

5) Образная паямть

6) Логическая память

7) Эмоциональная память
Семинар №3 «Мышление»

1) Охарактеризуйте основные процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.
Умозаключение - это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения. Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.
Пример:

Все деревья — растения.

Клен — дерево.

Клен — растение.
2) Психологи выделяют три вида умозаключений: индуктивные (1),

дедуктивные (2) и по аналогии (3). Определите вид умозаключения в каждой из ситуаций.

А. Учитель предложил ученику следующие фразы на английском языке с

их переводом на русский: «They will meet tomorrow. - Они встретятся завтра»;

«Не will come at five. — Он придет в пять»; «The doctor will be here tomorrow

night. - Доктор будет здесь завтра вечером». Ученик сделал вывод, что будущее

время в английском языке образуется с помощью слова «will» и

соответствующего глагола, значение которого можно найти в словаре.

Б. Этот футболист хорошо плавает; тот хорошо бегает, но плавает тоже

хорошо; очень хорошо плавает и фехтовальщик Петров. Следовательно, все

спортсмены хорошо плавают.

В. Даже не самые удачные рисунки известных художников стоят очень

дорого. Это один из первых рисунков Айвазовского и за него на аукционе

можно получить приличную сумму.

Г. Близко посаженные глаза свидетельствуют о хитрости и изворотливости.

Д. Этот мужчина — вылитый Ален Делон. Наверно, тоже артист.

Е. На уроке физики учитель демонстрирует школьникам пять горящих

электрических лампочек. Затем он выворачивает одну из них — все остальные лампочки тоже гаснут. Учащиеся приходят к заключению, что лампочки соединены последовательно.

Ответ:

А) Индуктивное

Б) Индуктивное

В) По аналогии

Г) Индуктивное

Д) По аналогии

Е) Индуктивное