Файл: Семинар 1 Внимание 1 Охарактеризуйте свойства внимания устойчивость.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общий психологический практикум
Группа 21П111в
Студент
Е. В. Калашникова
МОСКВА 2022
Семинар № 1 «Внимание»
1) Охарактеризуйте свойства внимания: устойчивость,
сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.
Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации
Сосредоточенность внимания - это разная степень концентрации человека на одних объектах и отвлечения от других.
Переключаемость внимания - это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые.
Распределение внимания – это свойство, с которым связана возможность одновременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий).
Объем внимания - это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.
2) Задача №3
Начинающий водитель напряженно управляет автомобилем» с трудом может
оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не
расположен поддерживать разговор с собеседником.
Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали,
сохранять равновесие и следить за рельефом дороги.
Какое из свойств внимания еще недостаточно сформировано у этих людей в
данном случае?
Ответ: В данном случае у водителя недостаточно сформировано такое свойство, как распределение внимания.
Семинар №2 «Память»
1) Охарактеризуйте понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу,
смежности, сходству и контрасту.
Ассоциация - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
Виды ассоциаций:
Ассоциация по смыслу - это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.
Ассоциация по смежности характеризуется тем, что образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
Ассоциация по сходству характеризуется тем, что образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
Ассоциация по контрасту характеризуется тем, что образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.
2) Задача 2
О каких видах памяти идет речь ниже?
1. Память, признаком хорошего развития которой являются физическая
ловкость, сноровка в труде, «золотые руки».
2. Часто люди, глядя на фотографию того или иного человека, за
давностью лет не могут вспомнить его имени и обстоятельств встречи с ним,
однако хорошо помнят, что этот человек в силу каких-то причин был приятным или неприятным.
3. Выдающийся шахматист А. Алехин в 1938 году в Чикаго провел сеанс
одновременной игры «вслепую» на 32 шахматных досках.
4. После утраты близкого человека «многочисленные порой совершенно
мелкие поводы снова и снова вызывают слезы, тоску и подавленное настроение».
5. Некоторые курсанты говорят, что когда они на экзамене готовятся к ответу, то вспоминают, в какой части страницы изложена та или иная мысль.
6. В стремлении хорошо запомнить материал курсант разбивает текст на
части, выделяет опорные смысловые единицы, особое внимание уделяет
выявлению причинно-следственных и родо - видовых связей.
7. Вид памяти, на котором основывается способность сопереживать и
сочувствовать другому человек
Ответ:
1) Двигательная память
2) Образная память
3) Двигательная память
4) Эмоциональная память
5) Образная паямть
6) Логическая память
7) Эмоциональная память
Семинар №3 «Мышление»
1) Охарактеризуйте основные процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.
В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.
Умозаключение - это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения. Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.
Пример:
Все деревья — растения.
Клен — дерево.
Клен — растение.
2) Психологи выделяют три вида умозаключений: индуктивные (1),
дедуктивные (2) и по аналогии (3). Определите вид умозаключения в каждой из ситуаций.
А. Учитель предложил ученику следующие фразы на английском языке с
их переводом на русский: «They will meet tomorrow. - Они встретятся завтра»;
«Не will come at five. — Он придет в пять»; «The doctor will be here tomorrow
night. - Доктор будет здесь завтра вечером». Ученик сделал вывод, что будущее
время в английском языке образуется с помощью слова «will» и
соответствующего глагола, значение которого можно найти в словаре.
Б. Этот футболист хорошо плавает; тот хорошо бегает, но плавает тоже
хорошо; очень хорошо плавает и фехтовальщик Петров. Следовательно, все
спортсмены хорошо плавают.
В. Даже не самые удачные рисунки известных художников стоят очень
дорого. Это один из первых рисунков Айвазовского и за него на аукционе
можно получить приличную сумму.
Г. Близко посаженные глаза свидетельствуют о хитрости и изворотливости.
Д. Этот мужчина — вылитый Ален Делон. Наверно, тоже артист.
Е. На уроке физики учитель демонстрирует школьникам пять горящих
электрических лампочек. Затем он выворачивает одну из них — все остальные лампочки тоже гаснут. Учащиеся приходят к заключению, что лампочки соединены последовательно.
Ответ:
А) Индуктивное
Б) Индуктивное
В) По аналогии
Г) Индуктивное
Д) По аналогии
Е) Индуктивное