ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник части СПСЧ №7

ФГКУ «Специальное управление

ФПС № 1 МЧС России»

майор внутренней службы

В.Н. Грицай

"____"_____________2021 г.


ПЛАН-КОСПЕКТ

проведения занятия с личным составом дежурных караулов Специальной пожарно-спасательной части № 7 по дисциплине «Психологическая подготовка» на 2021 года.

Тема № 7.1: «Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса».

Вид занятия: лекция Отводимое время: 1 учебный час.

Цель занятия: Изучить понятие профессиональный стресс и его механизмы с л/с караула.

Литература, используемая при проведении занятия:

-Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2001.

-Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007.

- Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: "Питер", 2000.

-Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2000.

-Решетников М. М. и др. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал, 1990, т.11, № 1.

-Марищук В., Евдокимов В.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1 - Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса, 25 (мин.).

Профессиональный стрессэто физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя:

- несение боевых дежурств

- спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)

- спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ
в ходе выполнения профессиональных обязанностей:


- психическое напряжение в состоянии готовности;

- критические температуры окружающей среды;

- вибрация;

- шумовой и световой фон;

- внезапные световые и звуковые сигналы;


- работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;

- повышенная физическая нагрузка;

- неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

- информационная неопределенность;

- дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

- ответственность за результаты деятельности,

- напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

- эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

- опасность для жизни.
Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей:

1) факторы рабочей ситуации

- физический стресс

- психологический стресс

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы
Признаки стрессового напряжения:

- Невозможность сосредоточиться на чем-то.

- Слишком частые ошибки в работе.

- Ухудшается память.

- Слишком часто возникает чувство усталости.

- Очень быстрая речь.

- Мысли часто "улетучиваются".

- Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

- Повышенная возбудимость.

- Потеря чувства юмора.

- Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

- Пристрастие к алкогольным напиткам.

- Нарушение питания:

- постоянное ощущение недоедания

- или потеря аппетита, удовольствия от еды.

- Невозможность вовремя закончить работу.
Механизмы накопления профессионального стресса.

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

1) Рабочий (ординарный) стресс.

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

Механизмы накопления ординарного стресса.

- Наличие психической напряженности.

- Изолированность группы.

- Феномен незавершенного действия (застревание на этапе стартового психического напряжения)
2) Травматический стресс

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни

, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

- Первичные

- Вторичные

- Третичные

Вторичные последствия профессионального стресса

Синдром эмоционального выгорания(СЭВ) - состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

Симптомы:

    1. физические

    2. эмоциональные

    3. интеллектуальные

    4. социальные


Стресс и развитие психосоматических заболеваний.

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

- Угнетение иммунной системы

- Нарушение гормонального равновесия.

- Нарушение пищеварительной системы
Посттравматическое стрессовое расстройства (ПТСР).

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

Симптомы ПТСР:

- Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.

- Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

- Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).

- Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.

- Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).

- Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).

- Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.

- Появляется чувство укороченного будущего.

- Появление чувства вины.

- Сверх бдительности.

- Преувеличенное реагирование.
Учебный вопрос № 2 - Система профилактики профессионального стресса, 20(мин).

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.


С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии - информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России. 

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии - приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» - особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии   в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии.  К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы,
связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки.  Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава.  Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков - вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.