Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АИ. ГЕРЦЕНА» Направление подготовки/специальность
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность(профиль): Начальное образование Выпускная квалификационная работа Условия совершенствования орфографического самоконтроля в начальной школе Обучающейся 5 курса заочной формы обучения
Афониной Ксении Викторовны
Руководитель выпускной квалификационной работы доктор педагогических наук, профессор
Савельева Лариса Владимировна Рецензент Кандидат филологических наук,доцент
Парфенова Светлана Олеговна
Санкт-Петербург
2022
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность(профиль): Начальное образование Выпускная квалификационная работа Условия совершенствования орфографического самоконтроля в начальной школе Обучающейся 5 курса заочной формы обучения
Афониной Ксении Викторовны
Руководитель выпускной квалификационной работы доктор педагогических наук, профессор
Савельева Лариса Владимировна Рецензент Кандидат филологических наук,доцент
Парфенова Светлана Олеговна
Санкт-Петербург
2022
2 Содержание ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ ....................... 5 1.1 Психолого-педагогические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 5 1.2 Методика формирования и совершенствования орфографического самоконтроля у младших школьников ............................................................... 6 1.3 Возможности учебников русского языка для формирования и совершенствования орфографического самоконтроля во 2 классе ................... 9 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ .................................................................................... 12 ГЛАВА 2. ВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ 2 КЛАССА ОРФОГРАФИЧЕСКИМ САМОКОНТРОЛЕМ И МЕТОДИКА ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ........ 14 2.1 Диагностика сформированности орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса и готовность учителей к его совершенствованию ............ 14 2.2 Проект формирующего эксперимента по совершенствованию орфографического самоконтроля во 2 классе .................................................. 21 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ .................................................................................... 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 31 ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 33
3 ВВЕДЕНИЕ Одним из основных предметов обучения в начальной школе является русский язык. Его усвоение влияет на успешность изучения других дисциплин. Урок русского языка для обучающегося – это не только уроки орфографии и грамматики, но и возможность освоить пути успешного существования в современном обществе, овладеть умением точно и грамотно излагать свои мысли. В настоящее время в образовании активно внедряются личностно- ориентированный и деятельностно-ориентированный подходы, требующие радикального пересмотра традиционных взглядов на процесс обучения младших школьников. Одной из ценностных ориентаций начальной школы является развитие способности к обучению, которая предусматривает владение учащимися умением организовывать свою учебную деятельность планирование, контроль, самооценку).
Известно, что проблема формирования орфографического самоконтроля остается острой в процессе обучения орфографии младших школьников, о чем свидетельствуют результаты исследований методистов М.Р. Львова,
Л.В. Савельевой и других. Проблема формирования орфографического самоконтроля отражена также в трудах ДН. Богоявленского, ПС. Жедек, НС. Рождественского. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности обучающихся младших классов является недостаточная сформированность орфографического самоконтроля. При этом теоретические и практические аспекты его формирования и совершенствования в начальной школе разработаны не в полной мере. Цель исследования – разработать и теоретически обосновать содержание и особенности организации работы по совершенствованию орфографического самоконтроля у младших школьников.
4 Объект исследования
– процесс совершенствования орфографического самоконтроля у младших школьников. Предмет исследования методические условия совершенствования орфографического контроля у учащихся 2 класса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
1. Выяснить психологические и методические основы формирования орфографического самоконтроля у младших школьников.
2. Выявить возможности учебников по русскому языку для формирования орфографического самоконтроля.
3. Определить уровень сформированности орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса.
4. Выяснить особенности содержания и организации работы по совершенствованию орфографического самоконтроля во 2 классе. Методы исследования анализ литературы по проблеме исследования, анализ письменных работ учащихся, педагогический эксперимент. База исследования в эксперименте участвовало 19 учащихся 2 класса школы № 22 г. Нижневартовска ХМАО-Югры. Структура работы работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников
Е.П. Овчинникова пишет, что термин самоконтроль в современной педагогике и психологии относится к адекватной оценке и полному пониманию индивидом собственных действий, а также происходящих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы определяются требованиями общества к поведению человека в социальной среде [10, с. АС. Стенина отмечает, что самоконтроль как психолого- педагогическое понятие включает в себя все процессы, посредством которых человек получает возможность контроля над собственным поведением во всех случаях конфликтных социальных ситуаций, а также контроль над своими биологическими потребностями, привычками, которые также включают различные импульсы, непреодолимые побуждения в зависимости от условий окружающей среды. Это означает присущую человеку особую способность контролировать свои чувства. Человек с самоконтролем всегда способен правильно реагировать в любой ситуации [18, с. Процесс самоконтроля действует как способность человека оценивать не только свое состояние, учебную деятельность, намерения и привычки, но и полностью контролировать их объем. Таким образом, самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой. АС. Лында рассматривает самоконтроль как часть учебной деятельности учащихся, которая заключается в анализе, возможность регулировать его последовательность и результаты или как способность контролировать свою деятельность, чтобы найти и исправить возможные ошибки [5, с. 173].
6 Как отмечал ДН. Богоявленский, самоконтроль на уроках русского языка основан на сознательном использовании грамматического материала, для чего необходима активная умственная работа обучающихся в процессе применения правил орфографии [2, с. 41]. Орфографический самоконтроль должен остановить пишущего, чтобы он мог подумать, проверив себя, когда это становится необходимым.
Т.В. Ахутина считает, что формирование орфографического самоконтроля – это формирование временных ассоциативных связей. Главную роль в этом играют процессы абстракции и обобщения. Дошкольник осваивает произносительную сторону речи и, соответственно, основные грамматические закономерности на практическом уровне, в устной речи. Но, глядя на учебную терминологию, содержание правил, он сталкивается сих довольно абстрактным характером, подразумевающим необходимость перехода мышления от визуальных форм мыслительной деятельности к словесно- понятийным образам [1, с. 18]. Следовательно, к началу обучения в школе уровень формирования мыслительных действий оказывает большое влияние на операции восприятия в целом его отдельные звенья становятся осознанными. Возможность найти и узнать орфограмму является основой для правильного написания слов с изучаемыми орфограммами в начальной школе.
1.2 Методика формирования и совершенствования орфографического самоконтроля у младших школьников
Важнейшей задачей обучения русскому языку является формирование орфографического самоконтроля у младших школьников. НС. Рождественский пишет, что орфографический самоконтроль – это намеренное перечитывание обучающимся написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления. Выделяется два вида орфографического самоконтроля, которые формируются последовательно первичный и вторичный. Показателями сформированности орфографического
7 самоконтроля являются способность найти ошибку, умение диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые небыли совершены при написании [12, с. МС. Соловейчик выделяет 3 этапа формирования орфографического самоконтроля у младших школьников. Первый этап – овладение соотношением графических единиц письма с языковыми единицами (соотношением букв и звуков. Этот этап совпадает во времени с обучением грамоте дети выделяют из слова звук, артикулируют его, произносят его в разных позициях. Второй этап – это освоение зрительного образа слова и запоминание его графического состава. Следует отметить, что запоминание является важным элементом в усвоении орфографии, оно происходит на основе звуко- буквенного анализа. Целью данного этапа работы является формирование представлений о сильных и слабых позициях звуков в русском языке. Дети учатся различать эти позиции какой тон находится в сильной позиции, а какой
– в слабой. Третий этап – формирование умения решать орфографические задачи. Этот этап направленна обучение детей действиям, основанным на применении правили способов проверки [19, с.
М.Р. Львов обращает внимание на то, что этот этап предполагает особый метод обучения он требует максимальной самостоятельности от младших школьников, оптимальной умственной активности. Ученый утверждает, что орфографическая задача, как и любая задача, содержит данные (что известно, условия решения и вопрос (что необходимо изучить. Сложность орфографической задачи заключается в том, что ученик должен поставить перед собой эту задачу вовремя написания, не отвлекаясь от содержания и техники написания, найти орфограмму в слове и определить ее как задачу, которую нужно решить. Сложность усугубляется, среди прочего, количеством этих задач (орфограмм) и ограниченным временем для решения каждой из них.
8 Автор выделил шесть действий, которые необходимо осуществить обучающимся для решения орфографической задачи нахождение орфограммы в слове определение типа и вида орфограммы осознание способов решения задачи составление алгоритма решения решение задачи написание слова и самопроверка [7, с. 70].
М.Р. Львов определяет самоконтроль как необходимый этап учебного действия, формирующийся с первых дней в школе. Он осуществляется при проверке написанного текста, использовании словарей и справочников, при проверке ответа по заранее заданному плану, при перечитывании учебника с целью выявления полноты ответа [7, с. По мнению Л.В. Савельевой, орфографический самоконтроль – это умение находить ошибки вовремя и после записи. Это умение формируется сначала в виде отсроченного самоконтроля, предполагающего проверку после записи с использованием приемов проговаривания и сличения с эталоном, затем постепенно он превращается в синхронный орфографический самоконтроль, предполагающий проверку в процессе записи [15, с.
Л.В. Савельева считает, что целесообразно выделять уровни сформированности орфографического самоконтроля с учётом двух показателей времени функционирования по отношению ко времени письма контроль вовремя записи либо после записи) и основного приёма проверки проговаривание и сличение с эталоном, либо проверка по правилу. В этом случае уровни владения самоконтролем можно представить в следующем виде
1 уровень – самоконтроль после записи (отсроченный) с опорой на приёмы проговаривания и сличения с эталоном (проверка по образцу
2 уровень – самоконтроль после записи (отсроченный) с опорой направила и/или на приёмы проговаривания и сличения
9 3 уровень – самоконтроль вовремя записи (синхронный) с опорой направила и/или приёмы проговаривания и сличения [15 , с.
Л.В. Савельева пишет, что специальные упражнения, направленные на совершенствование самоконтроля, могут предлагаться учащимся примерно один разв неделю. При этом поддержка этого умения в актуальном состоянии осуществляется при выполнении всех орфографических упражнений. С этой целью на уроке выделяется специальное время на проверку каждого упражнения, а при оценивании домашней и классной работы не снижается отметка за исправленные ошибки [15, с.
1.3 Возможности учебников русского языка для формирования и совершенствования орфографического самоконтроля во 2 классе Для сопоставительного анализа были выбраны учебники по русскому языку для 2 класса (1 часть) В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК Школа России) и Т.Г. Рамзаевой. Цель анализа выяснение возможностей учебников русского языка для совершенствования у младших школьников орфографического самоконтроля. Анализ осуществлялся на материале раздела Речь. Этот раздел является первым в обоих учебниках. В учебнике из УМК Школа России раздел называется Наша речь. Входе анализа учебников предполагалось получить ответы наследующие вопросы
1. Как формулируется задание по проверке правильности записи
2. Какие виды заданий используются для этой цели
3. Имеются ли в учебнике памятки, которые содержат действия проверки правильности записей Результаты сопоставления учебников отражены в таблице 1. Таблица 1 Результаты сопоставления учебников
10 Название
УМК Раздел в учебнике Количество упражнений в разделе Задания на проверку правильности записи Задания на взаимопроверку Памятка, включающая действие проверки записей Школа России Наша речь
11 упр.
1 упр. (на проверку с использованием памятки.
2 упр. (на проверку записей по учебнику)
- Памятка 5, пункт 4. стр) Памятка 6, пункт
5,6. (стр)
Т.Г.
Рамзаева Речь
10 упр. упр. (на проверку записей по учебнику.
2 упр. Памятка 1, пункт 3. Памятка 3, пункт 6. Сопоставление учебников показало, что в учебнике В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого представлено несколько упражнений, предусматривающих проверку своих записей. Из них только водном упражнении детям предложено при выполнении задания воспользоваться памяткой для списывания, в которой один из пунктов связан с действием проверки написанного.
Приведём пример заданий из учебника УМК Школа России, в котором предложено проверить написанное. Упражнение 6 (с. 10): Спишите диалог. Проверьте написанное. Упражнение 4 (с. 8): Спишите первое предложение. Проверьте себя. Приведем пример задания из учебника УМК Школа России, в котором второклассникам предложено воспользоваться памяткой. Упражнение 3 (с Спишите предложение. В этом вам поможет памятка Как научиться правильно списывать предложение (стр. 132). Также в этом учебнике представлена ещё одна памятка, в которой присутствуют пункты, связанные с проверкой выполненного задания. На странице 133 в памятке 6 Как подготовиться к письму по памяти в пункте 5
11 предложено действие Проверь себя ив пункте 6 – Прочитайте написанное по слогам, сравните с исходным текстом. В учебнике Т.Г. Рамзаевой представлено примерно столько же упражнений, сколько ив учебнике В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, в которых предлагается проверить свои записи. Из них одно содержит задание, предполагающее проверку записей по учебнику и два задания на взаимопроверку.
Приведем примеры заданий из учебника Т.Г. Рамзаевой, в котором учащимся предложено проверить текст по книге после выполнения задания Упражнение 17 (с Расскажи, как и почему появилась устная речь. Спиши первое, второе, четвертое предложения. Проверь по книге. Упражнение 18 (с. 13). Спишите первое, второе, четвертое предложения. Проверьте по книге. Упражнение 20 (с. 13) Спишите. Проверьте по книге. В учебнике Т.Г. Рамзаевой в упражнениях поданной теме нет указания воспользоваться памяткой для выполнения задания, как в учебнике
В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Такие указания в учебнике Т.Г. Рамзаевой есть в следующем разделе Звуки и буквы. Следовательно, учителю необходимо обращать внимание учащихся на использование соответствующих памяток при выполнении упражнений. Важно также обучать младших школьников применению памяток. Приведем примеры памяток из учебника Т.Г. Рамзаевой. В конце ее учебника есть памятки, в которые включено действие по проверке написанного. Например, в памятке 1 Как научиться правильно списывать в пункте 3 указано действие Проверь читай слово в тетради и это же слово в учебнике. В памятке 3 Как подготовиться к письму по памяти в пункте 6 предлагается действие Проверь читай слово в тетради и это же слово в учебнике. В учебнике Т.Г. Рамзаевой после раздела Речь в следующем разделе Звуки и буквы (тема Гласные и согласные звуки) в упражнении 32 (с. 19)
12 предлагается задание, в котором нужно воспользоваться памяткой №1. Как уже отмечалось, в пункте 3 данной памятки указано действие Проверь читай слово в тетради и это же слово в учебнике. Таким образом, учебник Т.Г. Рамзаевой и учебник В.П. Канакиной,
В.Г.
Горецкого содержат одинаковое количество заданий для совершенствования орфографического самоконтроля учащихся второго класса. При этом в учебнике В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого представлено меньше заданий для проверки записей с использованием памятки. Следовательно, можно сделать вывод о том, что учебник Т.Г. Рамзаевой содержит больше возможностей для совершенствования орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ Одной из ценностных ориентаций начальной школы является развитие способности к обучению, которая предусматривает способность учащихся организовывать свою учебную деятельность (планирование, контроль, самооценку. Особенно важной представляется задача формирования и совершенствование умения проверять правильность своих записей на уроках русского языка. Процесс самоконтроля действует как способность человека оценивать не только свое состояние, учебную деятельность, намерения и привычки, но и способность полностью контролировать их объем. Таким образом, самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой. Показателями сформированности орфографического самоконтроля являются способность найти ошибку, умение диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые небыли совершены при написании [12, с.
М.Р. Львов определяет самоконтроль как необходимый этап учебного действия, формирующийся с первых дней в школе. Он осуществляется при проверке написанного текста, использовании словарей и справочников, при
13 проверке ответа по заранее заданному плану, при перечитывании учебника с целью выявления полноты ответа [7, с.
Л.В. Савельева считает, что целесообразно выделять уровни сформированности орфографического самоконтроля с учётом двух показателей времени функционирования по отношению ко времени письма контроль вовремя записи либо после записи) и основного приёма проверки проговаривание и сличение с эталоном, либо проверка по правилу. В этом случае уровни владения самоконтролем можно представить в следующем виде
1 уровень – самоконтроль после записи (отсроченный) с опорой на приёмы проговаривания и сличения с эталоном (проверка по образцу
2 уровень – самоконтроль после записи (отсроченный) с опорой направила и/или на приёмы проговаривания и сличения
3 уровень – самоконтроль вовремя записи (синхронный) с опорой направила и/или приёмы проговаривания и сличения [15 , с. Сопоставление учебников показало, что в учебнике В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого ив учебнике Т.Г. Рамзаевой представлено примерно одинаковое количество заданий, в которых предполагается проверка записей. Однако можно утверждать, что учебник Т.Г. Рамзаевой содержит больше возможностей для совершенствования орфографического самоконтроля учащихся второго класса, поскольку в учебнике В.П. Канакиной, В.Г.
Горецкого представлено меньше заданий для проверки записей с использованием памятки.
14 ГЛАВА 2. ВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ 2 КЛАССА ОРФОГРАФИЧЕСКИМ САМОКОНТРОЛЕМ И МЕТОДИКА ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Диагностика сформированности орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса и готовность учителей к его совершенствованию Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ Средняя школа №22» г. Нижневартовска ХМАО-Югры во 2 Д классе. В эксперименте участвовало учащихся и 9 учителей начальных классов. Эксперимент проводился в 4 этапа
1. Анкетирование учителей начальных классов с целью выяснения их готовности к формированию и совершенствованию орфографического самоконтроля у младших школьников. Проведение диктанта исписывания с целью выявления уровня сформированности отсроченного орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса.
3. Проведение индивидуального опроса обучающихся с целью выяснения знаний о способах проверки своих работ.
15 4. Обработка результатов анкетирования учителей, опроса и письменных работ обучающихся. Анкета для учителей начальной школы содержала следующие вопросы
1. Известно ли Вам понятие орфографический самоконтроль
2. Как Вы понимаете, что такое орфографический самоконтроль
3. Обучаете ли Вы детей орфографическому самоконтролю
4. Предлагаете ли Вы учащимся памятку для проверки правильности своих записей
5. Какие действия Вы включаете в памятку (ответ дается в случае положительного ответа на предыдущий вопрос)
6. Выделяете ли Вы время на уроке для проверки правильности всех записей
7. Стимулируете ли Вы желание детей проверять свои записи?
Анализ результатов анкетирования учителей показал, что не все педагоги верно понимают, что такое орфографический самоконтроль, используют памятки для проверки правильности записей и выделяют время на уроке для проверки заданий. Отвечая на вопрос №1 о том, известно ли им понятие орфографический самоконтроль, все опрошенные педагоги (100%) ответили положительно. Результаты анализа ответов учителей начальных классов на второй вопрос представлены в Таблице 2. Таблица 2 Определение учителями понятия орфографический самоконтроль Варианты определения понятия орфографический
самоконтроль»
Количество учителей, предложивших данные варианты Намеренное перечитывание обучающимся написанного слова или текста (22,2%) Умение контролировать ход орфографического действия (44,4%)
16 Когда ребенок в состоянии определить правильность написания слов по ранее изученным правилам (33,3%) Как видно из таблицы, почти половина учителей ответили на второй вопрос следующее Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия. Некоторые считают, что орфографический самоконтроль – это когда ребенок в состоянии определить правильность написания слов по ранее изученным правилам (33.3%). И
22,2% учителей пишут, что орфографический самоконтроль – это намеренное перечитывание обучающимся написанного слова или текста. Вопрос № 3 направленна выяснение того, обучают ли педагоги детей орфографическому самоконтролю. Все опрошенные учителя 100% (9 человек) ответили на вопрос положительно. На вопрос № 4, который помогал выяснить, предлагают ли учителя ученикам памятки для проверки правильности своих записей, положительно ответили только 2 опрошенных педагога, а остальные 7 человек отметили, что не используют памятки. Вопрос № 5 был предложен для тех учителей, которые ответили положительно на предыдущий вопрос анкеты. Анализ ответов на данный вопрос показал, что те, кто пользуются памятками для проверки записей, рекомендуют ученикам следующие действия самоконтроль своих слов через орфограммы, орфографическое проговаривание работа по инструкции организованное списывание. Необходимо отметить, что действия, названные педагогами, не совпадает с теми, которые включены в памятки из учебников. Если обратиться к памяткам, которые предложены в учебниках 2 класса по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и В.П. Канакиной, В.Г.
Горецкого, тов них действия для проверки своих записей сформулированы следующим образом Прочитай по слогам написанные слова и сравни свою запись с исходным текстом Прочитай написанное по слогам, сравни с
17 исходным текстом Проверь читай слово в тетради и это же слово в учебнике. Таким образом, учителям необходимо при обучении младших школьников самоконтролю обращаться к действиям памяток, предложенных в учебниках. Ответ на вопрос №6 показал, что не все педагоги выделяют время на проверку учащимися правильности всех записей 7 (78%) опрошенных учителей ответили положительно и 2 (22%) педагога ответили отрицательно на этот вопрос. На вопрос № 7 о том, стимулируют ли педагоги желание детей проверять свои записи, все опрошенные учителя, в количестве 9 человек
(100%) ответили положительно. Таким образом, результаты анкетирования педагогов показали недостаточную профессиональную готовность к формированию и совершенствованию орфографического самоконтроля у младших школьников. Далее обучающимся был предложен индивидуальный опрос с целью выявления знаний о способах нахождения ошибок в своих работах. Младшие школьники должны были ответить на два вопроса
1. Знаешь литы, как найти ошибку в своей работе
2. Если да, то как ты её находишь Вопросе участвовало 19 человек. Из них 9 человек (47%) ответили положительно на вопрос о том, знают ли они, как находить ошибку в работе, и 10 человек (53%) не знают, как найти ошибку. При ответе на второй вопрос дети приводили пример, какими способами они исправляют свои ошибки. Выявлены следующие способы проверка по учебнику, данным способом пользуются 3 человека (33.3%); подбор проверочных слов с использованием правил – 2 человека (22.2%); проверка с простым карандашом и использованием изученных правил – 3 человека
(33.3%); перечитывание работы – 1 человек (11.1%).
18 Результаты анализа ответов младших школьников показали, что не все учащиеся знают, как находить ошибки в своей работе. Ответы детей позволяют утверждать, что они не применяют при проверке своих записей памятки, предлагаемые в учебнике. Для выявления уровня сформированности у младших школьников орфографического самоконтроля был предложен диктант (Приложение 1). Выполнив работу, обучающиеся должны были проверить правильность записи по образцу, то есть по тексту, который был использован для диктанта. Ошибки учащиеся должны были исправить простым карандашом, чтобы можно было определить уровень сформированности отсроченного самоконтроля. Для анализа результатов работ младших школьников были выделены четыре уровня сформированности отсроченного орфографического самоконтроля нулевой уровень - не исправлено 90-100 % ошибок низкий уровень - не исправлено 50-89-% ошибок средний уровень - не исправлено 20-49 % ошибок высокий уровень - исправлены все ошибки или не менее 19 % ошибок. Результаты проверки учащимися текста диктанта по образцу представлены в диаграмме 1.
19 Диаграмма 1. Распределение учащихся по уровням сформированности орфографического самоконтроля Из диаграммы видно, что на высоком уровне орфографический самоконтроль сформирован у 7 человек (37%), на среднему человек (10%), на низкому человек (37%) и на нулевому человек (16%). Также младшим школьников было предложено списать текст Приложение 2). Задание после списывания было предложено в той же формулировке, как и после записи диктанта учащиеся должны были проверить работу и исправить ошибки простым карандашом. Для анализа результатов использовались те же критерии для выделения уровней сформированности орфографического самоконтроля, что и для анализа работ по проверке диктанта. Результаты проверки обучающимися текста списывания по образцу представлены в диаграмме Распределение учащихся по уровням
сформированности орфографического самоконтроля
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Нулевой уровень
20 Диаграмма 2. Распределение учащихся по уровням сформированности орфографического самоконтроля На высоком уровне орфографический самоконтроль сформирован у 8 человек (42%), на среднему человек (26%), на низкому человек (11%) и на нулевом уровне у 4 человек (21%). Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учителя начальных классов в недостаточной мере готовы к формированию и совершенствованию орфографического самоконтроля младших школьников. Данные анкетирования учителей позволяют выделить методические проблемы, связанные с организацией процесса формирования орфографического самоконтроля. Учителя используют недостаточно верные определения понятия орфографический самоконтроль не применяют памятки из учебников при обучении младших школьников проверке своих записей. По результатам проверки сформированности отсроченного самоконтроля у младших школьников можно сделать вывод о том, что у большей части обучающиеся (63%) не в полной мере сформирован орфографический самоконтроль. В связи с этим необходима специальная работа, направленная на его совершенствование. Распределение учащихся по уровням
сформированности орфографического самоконтроля
Высокий уровнь
Средний уровень
Низкий уровень
Нулевой уровень
21
2.2 Проект формирующего эксперимента по совершенствованию орфографического самоконтроля во 2 классе На основе результатов констатирующего эксперимента был разработан проект формирующего эксперимента, направленного на совершенствование орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса. Цель проекта – выяснить особенности содержания и организации обучения орфографическому самоконтролю учащихся 2 класса. Программа формирующего эксперимента представлена в таблице 3. Программа составлена на основе учебника из УМК Школа России
В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого для 2 класса (1 часть.
Для проекта были выбраны следующие темы из учебника
1. Правописание слов с безударными гласными в корне (с. 93-103)
2. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
(с. 103 – 111)
3. Как обозначить мягкость согласного звука на письме (с. 124)
4. Правописание мягкого знака в конце ив середине слова перед другими согласными. (с. 125) Таблица 3- Программа формирующего эксперимента Номер урока по планированию Тема урока Особенности содержания и организации обучения Методические условия Подготовительный этап
43 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1. Обучение проверке записей с использованием памятки учебника памятка, с. Фронтальная работа.
2. Выполнение упр.
143 (с. Овладение учащимися действием проверки записей
22
44 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1. Развитие умения проверять свои записи (памятка, с. Фронтальная работа.
2. Выполнение упр.
149 (с.97)
Выделение при планировании урока времени на проверку записей.
45 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1. Совершенствование умения проверять свои записи с использованием памятки учебника памятка, с. Фронтальная работа.
2. Выполнение упр.
159 (с) Выделение при планировании урока времени на проверку записей. Основной этап
46 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Совершенствование умения проверять свои записи с использованием памятки учебника памятка, с. Работа в парах.
2. Выполнение упр.
159 (с) Выделение при планировании урока времени на проверку записей.
47 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Развитие умения проверять записи с использованием орфографического словаря учебника орфографический словарь, с. Фронтальная работа.
2. Выполнение упр.
167 (с) Формирование умения работать с орфографическим словарем при проверке записей Правописание слов с безударным
1. Запись текста под диктовку. Проверка по Стимулирование желания учащихся
23 гласным звуком в корне. Диктант) эталону (памятка, с. Самостоятельная работа.
2. Выполнение упр.
161 (с. проверять свои записи.
58 Как обозначить мягкость согласного звука на письме
1. Развитие умения проверять свои записи с использованием памятки учебника памятка, с. Фронтальная работа.
2. Выполнение упр.
180 (с. Выделение при планировании урока времени на проверку записей.
59 Правописание мягкого знака в конце ив середине слова перед другими согласными.
1. Развитие умения проверять свои записи с использованием памятки учебника памятка, с. Работа в парах.
2. Выполнение упр.
202 (с. Выделение при планировании урока времени на проверку записей.
60 Правописание мягкого знака в конце ив середине слова перед другими согласными.
1. Развитие умения проверять свои записи с использованием памятки учебника памятка, с. Работа в парах.
2. Выполнение упр.
207 (с. Выделение при планировании урока времени на проверку записей.
61 Правописание мягкого знака в конце ив середине слова перед другими согласными. Совершенствование умения проверять свои записи с использованием памятки учебника памятка, с. Самостоятельная работа.
2. Выполнение упр.
209 (с. Выделение при планировании урока времени на проверку записей.
24
Контрольно-диагностический этап
62 Правописание мягкого знака в конце ив середине слова перед другими согласными Диктант. Запись текста под диктовку. Проверка по эталону (памятка, с. Самостоятельная работа.
2. Выполнение записи текста диктанта. Стимулирование желания учащихся проверять свои записи. Проект формирующего эксперимента включает 3 этапа подготовительный, основной и контрольно-диагностический. На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с действием самоконтроля и памятками учебника, в которые включено действие проверки написанного, что позволяет подготовить учащихся к овладению отсроченным орфографическим самоконтролем. Например, учащиеся при выполнении упр.
143 (с. 94) проверяют свои записи по учебнику. Упражнение 143 с. 94. Прочитайте.
1. Древние города окружали земляные валы . Повозки с грузом тянули волы.
2. Над котлом клубятся пары воды. До поры до времени не сеют семени. Для формирования орфографического самоконтроля учитель добавляет задание для учащихся Проверьте запись по учебнику. Учащиеся сверяют свою запись с эталоном, используя простой карандаш, чтобы можно было увидеть, какие ошибки они обнаружили, а какие пропустили при проверке. На основном этапе осуществляется не только формирование самоконтроля, но и его совершенствование. На этом этапе реализуются методические условия, которые необходимы для овладения учащимися орфографическим самоконтролем. К таким условиям относятся следующие
25 1) обучение действию проверки записей
2) выделение времени на проверку записей при планировании урока
3) стимулирование действия проверки. На данном этапе используется взаимопроверка, когда учащиеся после самопроверки выполняют проверку работ друг друга. На основном этапе отсроченный самоконтроль постепенно преобразуется в синхронный, то есть учащиеся начинают контролировать свои записи вовремя письма. Например, учащиеся при выполнении записи под диктовку при выполнении упражнения
161 (с. 103) проверяют свои записи по эталону.
1. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Сентябрьское утро. Иду по л..сной тр..пинке. Тр..ва в р..се. На тр..ве сл..ды м..их сапог. Л..тит с деревьев з..лотая л..ства. На з..мле к..вер пёстрых листьев. У к..рней старой с..сны вижу гр..бки. Это ..сенние опята. Н. Сладков
2. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Подготовьтесь написать этот текст под диктовку (см. Памятку Как подготовиться к диктанту нас В данном случае следует соблюдать методическое условие, связанное со стимулированием действия проверки. После написания текста учащиеся проверяют свои записи, используя простой карандаша учитель, в свою очередь, проверяет работы, оценивая то, как учащиеся проверили свои записи и сколько ошибок им удалось обнаружить. В упражнении 207 (с. 126) учащиеся проверяют свои записи по учебнику.
1. Прочитайте.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…
26 АС. Пушкин
2. Спишите строки. Проверьте себя. Данное задание учитель усложняет, предлагая работу в паре для взаимопроверки записей. Учащиеся меняются работами и, используя простой карандаш, проверяют работы друг друга. Предполагается, что самопроверка будет осуществляться учащимися более тщательно, чтобы при повторном контроле сосед по парте не смог обнаружить пропущенных ошибок. На контрольно-диагностическом этапе выясняется, в какой мере учащиеся овладели умением проверять свои записи. Например, учащимся предлагается текст для записи под диктовку. После написания текста учащиеся проверяют свои записи по эталону, используя цветную ручку или простой карандаш, чтобы можно было увидеть, всели ошибки были найдены. Здесь следует реализовать методическое условие, связанное со стимулированием действия проверки, предполагающим оценивание того, как учащиеся проверили свои записи. Работа может продолжаться и наследующих уроках и будет эффективной при соблюдении всех методических условий формирования орфографического самоконтроля.
27 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учителя начальных классов в недостаточной степени готовы к формированию и совершенствованию орфографического самоконтроля младших школьников. Данные анкетирования учителей позволяют выделить методические проблемы, связанные с организацией процесса формирования орфографического самоконтроля. Все опрошенные учителя обучают детей самоконтролю, но при этом большая часть учителей не применяет памятки из учебников при обучении младших школьников проверке своих записей. А педагоги, которые применяют эти памятки, используют не вполне корректные формулировки действий, например самоконтроль своих слов через орфограммы, орфографическое проговаривание работа по инструкции организованное списывание. Данные действия, названные педагогами, не совпадают с теми, которые включены в памятки из учебников. Если обратиться к памяткам, которые предложены в учебниках 2 класса по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, тов них действия для проверки своих записей сформулированы следующим образом Прочитай по слогам написанные слова и сравни свою запись с исходным текстом Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом Проверь читай слово в тетради и это же слово в учебнике. Поэтому учителям необходимо при обучении младших школьников самоконтролю обращаться к действиям памяток, предложенных в учебниках. По результатам проверки сформированности отсроченного самоконтроля у младших школьников можно сделать вывод о том, что у большей части обучающиеся (63%) не в полной мере сформирован орфографический самоконтроль. В связи с этим необходима специальная
28 работа, направленная на совершенствование отсроченного самоконтроля у младших школьников. Входе работы над проектом формирующего эксперимента было разработано содержание и определены особенности организации работы по формированию и совершенствованию орфографического самоконтроля. Предусматривается, что работа будет успешной при соблюдении этапности работы и соблюдении методических условий формирования орфографического самоконтроля.
• Цель первого этапа – знакомство учащихся с действием самоконтроля и памятками учебника, что позволит подготовить учащихся к овладению отсроченным орфографическим самоконтролем.
• Цель второго этапа – формирование и совершенствование отсроченного самоконтроля. На этом этапе реализуются методические условия, которые необходимы для овладения учащимися орфографическим самоконтролем. К таким условиям относятся следующие
1) обучение действию проверки записей
2) выделение времени на проверку записей при планировании урока
3) стимулирование действия проверки. Предполагается, что на данном этапе отсроченный самоконтроль будет постепенно перерастать в синхронный.
• Цель третьего этапа – выяснить, в какой мере учащиеся овладели умением проверять свои записи. Необходимо отметить, что диагностику сформированности орфографического самоконтроля следует проводить систематически для того, чтобы постепенно все учащиеся овладели синхронным самоконтролем.
29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Входе исследования, посвященного условиям совершенствования орфографического самоконтроля у младших школьников, была изучена психологическая и методическая литература, проведен констатирующий эксперимент и разработан проект формирующего эксперимента. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что проблема формирования орфографического самоконтроля остается острой в процессе обучения орфографии младших школьников. М.Р. Львов определяет самоконтроль как необходимый этап учебного действия, формирующийся с первых дней в школе. Он осуществляется при проверке написанного текста, использовании словарей и справочников, при проверке ответа по заранее заданному плану, при перечитывании учебника с целью выявления полноты ответа [7, с. Сопоставление учебников показало, что в учебнике В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого представлено меньше заданий, в которых предполагается проверка записей, чем в учебнике Т.Г. Рамзаевой. Следовательно, можно сделать вывод о том, что учебник Т.Г. Рамзаевой содержит больше возможностей для совершенствования орфографического самоконтроля учащихся второго класса. Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности орфографического самоконтроля у учащихся 2 класса. Эксперимент показал,
что у учащихся 2 класса орфографический самоконтроль сформирован недостаточно, так как по результатам диагностики были получены следующие данные средний уровень был выявлен ух человек (10%), низкий – у 7 человек (37%) и нулевой – ух человек (16%).
30 Также не все опрошенные учащиеся знают, как найти ошибку при проверке записей. Такие выводы можно сделать последующим данным 9 человек
(47%) ответили положительно на вопрос о том, знают ли они, как находить ошибку в работе, и 10 человек (53%) не знают, как найти ошибку. О том, какими способами они находят ошибки, учащиеся ответили следующее проверка по учебнику, данным способом пользуются 3 человека
(33.3%); подбор проверочных слов с использованием правил – 2 человека
(22.2%); проверка с простым карандашом и использованием изученных правил
– 3 человека (33.3%); перечитывание работы – 1 человек (11.1%). Результаты анализа ответов младших школьников показали, что не все учащиеся знают, как находить ошибки в своей работе. Ответы детей позволяют утверждать, что они не применяют при проверке своих записей памятки, предлагаемые в учебнике. Для разработки проекта формирующего эксперимента был выбран учебник русского языка 2 класса из УМК Школа России. Программа формирующего эксперимента разрабатывалась с учётом календарно- тематического планирования к учебнику 2 класса. При разработке проекта формирующего эксперимента учтены методические условия, которые необходимо соблюдать при совершенствовании орфографического самоконтроля у учащихся второго класса
1) обучение действию проверки записей
2) выделение времени на проверку записей при планировании урока
3) стимулирование действия проверки. Диагностику сформированности орфографического самоконтроля следует проводить систематически для того, чтобы постепенно все учащиеся овладели синхронным самоконтролем.
31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленский ДН. Психология усвоения орфографии. – М, 1966.
2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся Текст / В. Я. Булохов // Начальная школа. –
2002. – №1. – С. 90-93.
3. Жедек ПС. Методика обучения орфографии Текст // Русский язык в начальных классах Теория и практика обучения / Под ред. МС.
Соловейчик. – М Издательский центр Академия, 1997. – С. 383.
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. 1 часть – М Просвещение. – 2017.
5. Лында АС. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся Текст / АС.
Лында – М Высшая школа, 1979. – С. 150.
6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М Просвещение,
1990.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М Высшая школа Academia, 1999.
8. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / – е изд, испр. – М Академия, 2000. – С. 464.
9. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописание. Начальная школа. – 1987. - № 4.
32 10. Овчинникова Е.П. Формирование орфографического самоконтроля Начальная школа / авт.-сост. – Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2004
– С. 26.
11. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 класс. 1 часть//М.: Дрофа. – 2014.
12. Рождественский НС. Обучение орфографии в начальной школе. Текст / НС. Рождественский. – М Владос, 1992.
13. Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний Русский язык в школе, 1989,
№ 3. - С. 17-19.
14. Савельева Л.В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью. Начальная школа, 2003, № 12. - С. [0,6 пл
15. Савельева Л.В. Обучение орфографии как процесс реализации познавательного потенциала младших школьников // Начальная школа. 2018. № 11.
16. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе Начальная школа, 2002, № 7. – С.
17. Савельева, Л. В. Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования Текст / Л. В.
Савельева // Известия РГПУ им. АИ. Герцена. – 2006. – №14. – С.
45-49.
18. Соловейчик МС, Харченко О.О. Современные подходы к изучению орфографии в начальных классах // Начальная школа. – 2006. - № 17–24.
19. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения. Текст / Л.А. Фролова // Начальная школа. – 2009. - № 7- С. 38-40.
20. Хритенко МА, Резервы орфографической грамотности младшего школьника Текст / МА. Хритенко, М. Д. Савина // Начальная школа. – 1993. – №2 – С. 33-38.
33 21. Эльконин ДБ. Детская психология. – М Владос, 2007. С. 324. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Диктант. Кораблик. Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик. Слова для справок на клене, мать-и-мачеха. Задание
1. Проверь правильность записи. Ошибки исправь простым карандашом.
34 Приложение 2 Списывание.
(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2 класс. 2 ч. Стр. 129 упр. 225) Пришел месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши Без них темнее станет лес. Задание
1. Проверь правильность записи. Ошибки исправь простым карандашом.