ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

2 семестра

Дисциплина: Русский язык и культура общения часть 1

Письменные задания

1.Тема: «Функции языка»

Выполнил(а):

Базылбаев Куаныш Айнабекович

(Ф.И.О. студента)

Юриспруденция гр. ЮН-2121(2)

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)

Омск 2022 г.

  1. Письменное задание «Функции языка»:

Заполните таблицу, проиллюстрировав базовые и второстепенные функции языка примерами из художественной, научной или публицистической литературы. Допускаются также примеры из кинематографа или анимации. Каждый случай реализации той или иной функции необходимо сопроводить собственным комментарием. Ссылка на источник и автора художественного произведения, научного издания, текста из периодической печати, кино- или мультипликационного фильма обязательна. Должны быть заполнены все графы таблицы.


НАЗВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ (ИСТОЧНИК)


КОММЕНТАРИЙ

КОГНИТИВНАЯ

«Поскольку объектом механики являются простые системы, постольку с целью применения методов механики для управления социальными системами, являющимися сложными и динамическими, эти системы неизбежно упрощались.

Такое механическое упрощение затронуло практически все сферы человеческой активности, включая даже духовную культуру» (С.Ф. Денисов.

Сциентизмвметафизике: монография. Омск, 2011)

Указанный пример из научной монографии (по истории и философии науки) демонстрирует реализацию когнитивной (познавательной) функции, так как: 1) язык здесь выступает как важнейшее средство получения новых знаний о действительности;

2) язык напрямую

связан с мыслительной

деятельностью человека: слова выступают как

средства создания понятия.

ФАТИЧЕСКАЯ

"...Дело в том, что, говоря о погоде, мы говорим вовсе не о ней. Разговор о погоде — это форма речевого этикета, призванная помочь нам преодолеть природную сдержанность и начать общаться друг с другом по-настоящему. Например, всем известно, что фразы «Чудесный день, вы не находите?», «Холодновато сегодня, правда?», «Что, все еще дождь идет, надо же!»
(Кейт Фокс. Наблюдая за англичанами: скрытые правила поведения)

Демонстрирует реализацию фатической (контактно-устанавливаемой) функции
целью, которой является наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его.

ЭМОТИВНАЯ

«— ……! Теперь я знаю, куда все приличные книги уходят! На двести рублей купил. Обдирают народ, как хотят, гниды! Спасибо. Когда коммуняк резать будут, я тебя, Олег Другович, спрячу!» (Ю.Полякова «Замыслил я побег»)

По представленному тексту можно судить о высокой степени эмотивности. В одной реплике персонажа встречается несколько средств, выражающих самые разные эмоции. Фраза начинается с восклицания, содержащего разговорный эфвемизм, который замещает инвективу. На первый взгляд кажется, что персонаж пытается передать свое удивление от сложившейся ситуации. Но, читая высказывание далее, мы видим негативные эмоции. Уже в другом предложении при помощи бранной лексемы, герой произведения показывает свое отрицательное отношение к представителям власти. Негодование подкрепляется восклицанием. Далее вводится разговорная форма, которая выражает пренебрежительное отношение к представителям власти. Но одновременно с этим в последней реплике мы видим окказиональное обращение к другому персонажу, что показывает расположение к нему говорящего – симпатию, дружеское отношение и благодарность. Таким образом, одна реплика героя совмещает в себе сразу несколько эмоций. С одной стороны, это негативные эмоции – удивление, соседствующее с гневом и пренебрежением, а с другой стороны, это позитивная эмоция дружеского отношения, расположения.

КОНАТИВНАЯ

- Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. (М. Горький «Старуха Изергиль»)

Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений. В данном случае мы видим, как герой рассказа обращается к старухе, стремясь войти с ней в контакт и попросить рассказать историю.

АПЕЛЛЯТИВНАЯ

Муля не нервируй меня! (фильм 1940 Подкидыш)

Демонстрирует реализацию апеллятивной функции
целью, которой является побуждение слушающего к совершению действия.

АККУМУЛЯТИВНАЯ

«КПСС (коммунистическая партия Советского союза)» «Большой толковый словарь русского языка» под ред. Кузнецова

Аккумулятивная функция – это функция накопления знаний о мире. Когда знания зафиксированы в языке и тексте, они становятся достоянием следующих поколений. Даже если некоторый предмет исчезает из мира, язык сохраняет его наименование, знак, а тексты – сведения о нем. В данном случае мы видим, как слово уже практически не используется (КПСС уже нет), однако зафиксировано в словаре.

МЕТАЯЗЫКОВАЯ

«Работа»: 1. Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная работа машины. Работа сердца. Работа мысли. 2. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная работа. Ответственная работа. Срочная работа. Общественная работа. Работа по специальности. Провести большую работу. 3. Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная работа. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

В данном случае язык используется для описания самого языка. Дается пояснение, что именно означает слово. Следовательно, здесь реализуется метаязыковая функция.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

Целую неделю я гляжу на полосу бледного неба меж высокими берегами, на белые склоны с траурной каймой, на «пади» (ущелья), таинственно выползающие откуда-то из тунгусских пустынь («Ат-Даван» В.Г. Короленко)

Демонстрирует реализацию эстетической функции, которая направлена на эстетическое воздействие на человека. Она связана с выражением чувства прекрасного гармонией между содержанием и формой.





  1. Письменное задание «Литературный язык и внелитературные формы национального языка»:


Подберите не менее пяти слов любых частей речи, которые могут быть представлены: 1) литературным (нормативным, закрепленным) вариантом; 2) просторечной формой; 3) диалектными аналогами: (a) территориальным и b) социальным). Впишите все случаи употребления найденных вами словоформ в соответствующие ячейки таблицы. Обязательно используйте авторитетные толковые словари (под ред. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и др.), а также справочники по различным социолектам (школьному, студенческому, военному, спортивному и т.д.) и русским говорам.


п/п

Литературный вариант

Просторечная форма

Диалектные аналоги

территориальный

социальный

1

Еда

Харчи

Артиль

(вологодск.)

Хавчик

(студенческ.)

2

Одежда

Одежа

Лопотина (Приамурье)

Форма (военные)

3

Дом

Изба

Хата (Украина)

Гнездышко (семья)

4

Говорить

Базарить

Гуторить (Тамбовская область, Воронежская область)

Шпарит (молодежное)

5

Картофель

Картошка

Бульба (Республика Беларусь)

Катофан (молодежное)

6.

Папа

Отец

Батько (Украина)

Прадед (историки)




  1. Письменное задание «В мире фразеологии»:


ЯКО, РАЗВОДИТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, БАРАБАНЩИК, КУРИЦА, В, ХУЖЕ, АНТИМОНИЮ, МОКРАЯ, КОЗЫ, ТАТЬ, ОТСТАВНОЙ, ГУБЕРНАТОРСКОГО, НОЩИ




Перед вами – случайный набор словоформ самых разных частей речи. Однако в этом,

хаотичном на первый взгляд, лексическом массиве «спрятаны» фразеологизмы, которые когда-то были очень известны, а сейчас перешли в разряд малоупотребительных. Путем комбинации сложения некоторых слов из представленного списка восстановите эти фразеологические сочетания, а затем раскройте их семантику (значение) и этимологию (происхождение). Полученные результаты впишите в таблицу (у вас должно получиться 5 фрази-сочетаний).


ФРАЗЕОЛОГИЗМ

СЕМАНТИКА

(ЗНАЧЕНИЕ)

ЭТИМОЛОГИЯ

(ПРОИСХОЖДЕНИЕ)

Глас вопиющего в пустыне

Не встретить поддержки в своих просьбах

Выражение является цитатой из библейских текстов. В Ветхом Завете, в Книге Пророка Исаии говорится:

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Библия, Ис. 40:3); в Евангелиях Иоанн Креститель и его призывы также именуются

«гласом вопиющего в пустыне» (см., например, Библия, Ин. 1:23). Однако призывы пророков остались напрасными, большинство людей к ним не прислушалось

Мокрая курица

Безвольный,

Бесхарактерный

человек

Вероятнее всего, данный оборот - часть пословицы мокрая курица, а тоже петушится



Яко тать в нощи

Что-то внезапное, случившееся без предупреждения

Выражение «Аки тать в нощи» множество раз употребляется в библейских преданиях, чаще всего применительно к кому-нибудь, кто приближается тихо и незаметно, украдкой, «как ночной вор».

Очень часто так говорили о смерти; ведь она порой является к человеку нежданно-негаданно, наступает внезапно.
В Новом завете, в Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам, сказано о временах и сроках «пришествия Господня»: «нет нужны писать вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью».

Отставной козы барабанщик

Человек, не заслуживающий уважения, внимания, никому не нужный

В старину по городам и деревням России бродили небольшие группы самодеятельных артистов, худо-бедно зарабатывавших себе на жизнь различными представлениями.

На ярмарках можно было увидеть такую картину: поводырь показывает ручного «учёного» медведя, их сопровождают пляшущий скоморох, на голове которого укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и барабанщик, который бьёт в барабан, аккомпанируя этой пляске и созывая народ на представление.

Чаще всего он был из отставных солдат — это и был «козы барабанщик». Потерять даже такую простую и никчёмную работу, то есть оказаться в положении «отставного козы барабанщика» означало опуститься на самое дно жизни.

Впоследствии так стали называть и тех, кто был уволен со службы за неспособность или нерадивость, и людей без определённых занятий.

Положение хуже губернаторского

Крайне неприятное, затруднительное, безвыходное положение

Выражение восходит к указу Павла I о взыскании убытков в случае ограбления почты с губернатора данной губернии, изданному им в 1800 г. в связи с крупным ограблением почты в Костромской губернии. Указ вызвал настоящий переполох среди губернаторов

Разводить антимонию

Болтать, вести пустые разговоры

Используют по отношению к тем кто много болтают, пускаются в лишние, отвлекающие разговоры. Имеется в виду, что человек проводит время в бессодержательных разговорах, задерживает внимание другого на пустяках.

Происходит от латинского названия сурьмы (antimonium), которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно растерев её, а затем растворив.

Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоёмким. И пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры.

Антимонии разводить — вести пустые, нудные разговоры, заниматься чем-то ненужным, бесполезным, действовать медленно, неуклюже, болтовня, отвлекающая от дела, пустяки, читать длительные нравоучения.


  1. Письменное задание «Нормы произношения иностранных слов»:


Как известно, некоторые иноязычные слова в русском языке имеют свои орфоэпические особенности, отличные от общепринятых норм. Найдите не менее 10-ти примеров:


  1. твердого произношения согласных перед гласным, обозначенным буквой «Е»;

  2. четкого (нередуцированного) произношения «О» в безударном положении.


Внесите найденные вами лексемы в две колонки и оформите принципы звучания гласных и согласных в данных словах по представленному ниже образцу.

Используйте в ходе выполнения работы различные словари иностранных слов и орфоэпические словари.

п/п

ПРОИЗНОШЕНИЕИНОСТРАННЫХСЛОВ

ТВЕРДОЕПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД «Е»

ЧЕТКОЕПРОИЗНОШЕНИЕ«О»В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1

адепт [адэ́пт]

ха[о]с

2

декаданс [дэкада́нс]







[о]азис

3

кузен [кузэ́н]

д[о]сье

4

астероид [астэро́ит]

п[о]эзия

5

адаптер [ада́птэр]

ф[о]йе

6

денди [дэ́н'д'и]

кака[о]

7

стенд [стэнт]

м[о]дерн

8

амбре [амбрэ]

б[о]леро

9

модель [мадэ́л']

ба[о]баб

10

пастель [пастэ́л']

б[о]монд

11

тест [тэст]

к[о]нтракт





  1. Письменное задание «Абстрактная и конкретная лексика»:


Приведите примеры абстрактной и конкретной лексики в русском языке (по 5 – на каждую группу). Составьте (самостоятельно) сложные предложения любого типа с каждой из лексем. В качестве образца для выполнения можете воспользоваться нижеприведенным табличным форматом.


ТИП ЛЕКСИКИ

ПРИМЕРЫ ЛЕКСЕМ

ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Абстрактная лексика

1) лексика

В средней школе начинается систематическое изучение лексики в курсе русского языка, одна из важнейших задач – обогащение словаря обучающихся актуальной для этого возраста лексикой.

2) здоровье

Для первого класса я пропустил слишком много занятий по состоянию здоровья, как сочли школа и моя мама, и лучше начать обучение снова следующей осенью, если здоровье позволит.

3) речь

Он не мог усидеть на месте, всё время дёргался, размахивал руками, произносил пламенные речи, изобилующие сухими газетными фразами.


4) надежда


Правда, у сторожа ещё теплилась надежда, что в нынешние времена собак не умеют обучать так хорошо, как прежде, а потому, возможно, эту овчарку удастся обмануть.




6) позор

С той поры как богатство стало вызывать почтение, спутниками сделались слова, власть, могущество, с этой самой поры и начала вянуть доблесть, бедность стала считаться позором и бескорыстие – недоброжелательностью.

Конкретная лексика

1) Собака

Если же вы живете в доме лай собаки может негативно повлиять на ваши отношения с жильцами других квартир: громкий, густой лай большой собаки звонко раздается в ночное время.

2) Сосиски

Мама попросила свою дочь сходить в магазин и купить продукты: хлеб, сосиски, которые девочка не аккуратно положила в сумку, а по дороге домой весело болтала со своими подружками, поэтому не заметила, что сосиски висят из сумки; а вот собака учуяла запах сосисок и принялась с аппетитом есть одну за другой.

3) Журавли

Журавли пролетали над речкой, тогда в пять лет, я впервые увидел журавля: эту прекрасную птицу, если высоко в небе летит стая длинношеих журавлей – это к холоду, если журавли, летящие низко – к теплу.

4) ель

Ветви большой ели нависали над дорожкой, и на песок падала тень, такая густая, как крона ели, что солнечных кружков в ней можно было посчитать три – четыре, не больше…




5)стол

Однажды, когда я сидела у него в комнате, он достал из ящика письменного стола, который одновременно служил и обеденным столом, длинный список вопросов и с изысканной вежливостью попросил на них ответить.