ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ (ЧАСТЬ 1/1)
Группа 18ГУ111
Студент
С.М. Савкина
МОСКВА 2022
Практическое занятие (семинар) 1. Тема 2. Бюджетная, налоговая, социальная политика
1. Охарактеризуйте государственный бюджет как основу финансовой системы государства - финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы государства складываются из налоговых поступлений - налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.
2. Дайте понятие бюджетной системы и охарактеризуйте ее уровни - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.
первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государ-ственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — местные бюджеты (около 30 тыс.).
3. Охарактеризуйте понятия налоговая система и налоговый механизм?
совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.
4. Поясните цели налоговой политики.
Налоговая политика – это комплекс правовых мер и действий органов власти и управления в сфере налогообложения. Налоговая политика призвана решать сразу несколько задач:
фискальную, т. е. обеспечивать собираемость налогов в бюджет государства
экономическую, поскольку налоговая политика должна способствовать экономическому росту
социальную, в том числе в части снижения неравенства доходов населения, предоставления налоговых льгот и т.д
международную, посредством заключения международных договоров, соглашений, конвенций (об избежании двойного налогообложения, о предоставлении налоговой информации нерезидентов и т.д.)
5. Перечислите цели социальной политики
Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
6. Что представляет собой структура социальной политики?
Основным субъектом социальной политики является государство в лице отдельных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), органов государственного и местного самоуправления. К субъектам социальной политики относятся также профсоюзные, политические и иные общественные организации, которые могут влиять на разработку государственной социальной политики. Субъектами социальной политики могут быть некоммерческие организации, общественные объединения, конкретные люди. По критерию субъекта реализации социальная политика дифференцируется на государственную, региональную, корпоративную, муниципальную и т.д. По критерию территориального образования, в пределах которого она разрабатывается и реализуется, в социальной политике различают уровни: федеральный, региональный, территориальный и локальный. Федеральный уровень реализуется Российской Федерацией, региональный — ее субъектом, территориальный — муниципальным образованием, локальный — организацией.
Объектом социальной политики является все население страны. К основным приоритетам социальной политики относятся:
• обеспечение всем без исключения людям нормальных условий жизнедеятельности и полноценного развития;
• создание благоприятных условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, уделяя особое внимание матерям и детям, улучшению демографической ситуации;
• обеспечение эффективной социальной защищенности населения: охрана здоровья, культуры, обеспеченность жильем и т. п. Инструментами социальной политики являются законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
7. Раскройте сущность политики социальных гарантий.
Социальная политика – это система конкретных мер и мероприятий государства, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – повышение эффективности функционирования экономики страны.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Главное назначение социальной политики – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.
Государственная социальная политика направлена на достижение следующих целей:
Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
Уменьшение нежелательных различий между богатыми и бедными, устранение крайних форм имущественного неравенства.
Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
Цели социальной политики по срокам:
долгосрочные (перспективные) цели обуславливаются поиском оптимального сочетания социально-экономической стабильности с экономическим ростом. Например:
развитие демократии, обеспечение прав и свобод;
активизация социальной роли государства;
рост благосостояния граждан;
формирование эффективной системы социальной защиты;
реформирование пенсионной системы;
развитие социальной инфраструктуры, воспитание и образование детей, молодежи;
краткосрочные (текущие) цели формируются в зависимости от исходных
позиций общества.
Например:
погашение задолженности по зарплате и социальным выплатам;
обеспечение прожиточного минимума;
адресная помощь малоимущим.
8. В каких формах осуществляется социальная защита населения?
Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
проведение мероприятий по социальному обеспечению;
предоставление услуг по социальному страхованию;
оказание социальной помощи.
9. Охарактеризуйте приоритеты национальной социальной политики.
В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах России и россиян; повышение экономической активности, направленной на созидание и прогресс; создание современных производств и рабочих мест, конкурентоспособных по уровню производительности и условиям труда; зашита трудовых прав и интересов работающего населения через социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству.
В сфере политики доходов: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной профессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализация налоговой политики и налоговой системы.
В сфере социальной защиты населения: создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков, определение их круга, форм и видов социальной защиты; разделение сфер и основ взаимодействия социального страхования, социального обеспечения, социального вспомоществования; осуществление социальной защиты детей, детства и отрочества; социальной защиты трудоспособного населения, социальной защиты нетрудоспособных граждан; социальной защиты семьи.
В сфере охраны здоровья населения: сохранение и улучшение здоровья и генотипа нации; персонификация страхового и нестрахового финансирования служб здравоохранения; повышение культуры медицинского обслуживания населения; модернизация медицинских и фармацевтических учреждений; демонополизация лечебно-профилактической сети; формирование активной мотивации граждан к здоровому образу жизни; разработка государственных стандартов медицинского обслуживания и здоровья населения.
В сфере формирования социокультурной среды: культивирование в обществе высокой нравственности в труде, в учебе, в быту, в повседневном общении, социальная справедливость, взаимопомощь; повышение социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальной самобытности языка и культуры; социальная интеграция в сфере культуры и образования.
Развитие комплекса отраслей социального обслуживания населения, как составной части производственно-отраслевой базы российской национальной модели потребления; оздоровление социальной структуры, путем государственной и общественной поддержки созидающих социальных групп.
Практическое занятие (семинар) 2. Тема 7. Денежно-кредитная и валютная политика
-
Каковы причины слабого долгосрочного банковского кредитования в Российской Федерации?
Одна из причин неразвитости долгосрочного кредитования — дефицит длинных денег у банков. Средний срок, на который банки привлекают деньги у населения, короче среднего срока выдачи кредитов. «Банки сильно рискуют, фондируя долгосрочные активы за счет краткосрочных пассивов», — считает доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ Валентина Кузнецова, пишет Национальный банковский журнал. Не менее рискованны, по ее словам, варианты финансирования инвестиционных кредитов за счет денег, привлеченных при выпуске собственных облигаций, или за счет межбанковских кредитов.
В списке других препятствий развитию долгосрочного кредитования — отсутствие специалистов, которые могут адекватно оценить риски проекта, частая изменчивость регулятивных требований, нестабильность налогового регулирования, считает Валентина Кузнецова.
Наконец, банки обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам. В случае с проектным финансированием, если платежи по кредиту отсутствуют более трех лет с момента его выдачи, то банк обязан перечислить в ЦБ резерв в размере минимум 25% суммы кредита, если — более пяти лет, то — 75%, говорится в презентации вице-президента Ассоциации региональных банков России Олега Иванова.
Банки — лишь посредники, которые реализуют политику крупных инвесторов, в том числе иностранных, в вопросе предоставления ликвидности, сказал Eurasianet.org аналитик «Финам» Алексей Коренев. Сейчас, по его словам, западные бизнесмены считают долговременные инвестиции в Россию слишком рискованными. Поэтому в отечественную экономику приходят в основном «короткие» деньги, нацеленные на спекулятивные операции или относящиеся к каким-то разовым, а не долгосрочным контрактам.