Файл: Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История

Сборник всех семинаров от 5 до 14
Семинар 5

Вопрос 1

Записывали в тетради
Вопрос 2

Вассально-ленные отношения

Основа вассально-ленной системы – это поземельные отношения на базе феода (или бенефиция). В качестве феода мог выступать абсолютно любой объект, который приносил доход, в т.ч. и деньги. Но наиболее распространённым вариантом феода было земельное владение, т.к. в Средние века земля была наивысшей ценностью.

Феод характеризовался тремя основными чертами:

-          условность

-          наследуемость

-          нерасчленённость (т.е. феод одного человека являлся частью феода другого и сам распадался на феоды третьих лиц)

Например, король передавал землю герцогу на праве феода, при этом герцог был обязан принести клятву верности (т.н. фуа) королю и служить ему.

Так сложилась иерархия держаний и титулов.

Человек, который что-либо лично пожаловал на праве феода, именовался сеньором, человек, который что-либо получил на праве феода – вассалом. Сеньор сеньора именовался сюзереном, а вассал вассала – арьер-вассалом. При этом ополчение из прямых вассалов называлось баном, а из арьер-вассалов – арьер-баном.

Сеньор имел право требовать несения службы только со своих прямых вассалов, так как он лично предоставил феод именно им. При этом размеры службы пропорционально сокращались в зависимости от того, кто требовал её исполнения.

Во второй половине 9 века произошло усложнение вассально-ленной системы и стало возможным наличие у одного вассала одновременно нескольких сеньоров. В порядке несения службы вводились понятия старшего и младшего сеньора. Старшим считался тот сеньор, с которым вассал, по хронологии, заключил договор в первую очередь. Сначала все вассальные службы выполнялись в пользу старшего сеньора.

Первоначально сроки военной службы не были ограничены ни по продолжительности, ни по возрасту, то есть формально служба могла быть потребована на протяжении всей жизни вассала. Во второй половине 11 века эти ограничения были введены. Срок службы одному сеньору был ограничен 40 днями в году. Срок личной службы был ограничен 60 годами, однако, и после достижения этого возраста человек был обязан поставлять войска.

Все вассальные службы делились на:

-          военную помощь (по первому зову сеньора вассал являлся на коне во главе небольшого отряда – ланса, состоявшего из рыцаря, оруженосца и нескольких слуг, т.е. минимум он должен был насчитывать 5-6 человек)


-          помощь деньгами при выкупе сеньора из плена. Причём сумма выкупа назначалась самим пленником, условия нахождения в плену зависели от статуса пленника

-          помощь деньгами при посвящении в рыцари старшего сына сеньора

-          помощь деньгами при выдаче старшей дочери сеньора замуж. Главным достоинством невесты считалось её приданое

-          помощь советом, т.е. обязательное участие вассала в заседаниях совещательного органа при дворе сеньора, т.н. курии. Курия решала все важнейшие дела, касавшиеся коллектива вассалов в целом. Предпринять какие-либо действия, затрагивающие интересы вассалов, без их согласия, сеньор не мог. Особенное значение это правило имело в случае конфискации феода. Если сеньор отбирал феод у провинившегося вассала незаконно, то сеньор мог быть за это наказан. Курия заставляла его вернуть феод пострадавшему и освобождала этого вассала от всех личных вассальных служб.

Феод, хотя и передавался по наследству, но оставался зависимым держанием. Поэтому формально-юридически, после смерти вассала феод возвращался господину. Наследник вассала, если хотел вступить в права наследования, был обязан в течение одного года и одного дня (т.н. ассиза) прибыть ко двору сеньора и принести ему клятву верности. Если же наследник не успевал в установленный срок прибыть к сеньору, то феод считался свободным и мог быть передан любому другому человеку.

Если наследник был несовершеннолетним, то сеньор получал право опеки до достижения наследником совершеннолетия. После этого в силу вступала ассиза одного года и одного дня.

Если у умершего вассала не было наследников, а осталась вдова и дочери, то сеньор мог выдать их замуж по своей воле. Женщина могла отказаться от замужества в трёх случаях:

-          если она была младше 12 или старше 60 лет

-          если она уходила в монастырь

-          если она брала на себя все вассальные обязанности. В этом случае она могла выйти замуж по своему желанию, и муж мог перезаключить договор на своё имя. Если же он этого не делал, то он оставался мужем своей жены-вассала.

 

Феодальная иерархия

Феодальная иерархия (высшей ступенью иерархической лестницы европейского феодального общества был монарх – король. Ступенью ниже – графы и герцоги – приближенные к престолу сословия. На третьей ступени иерархии – бароны, также привилегированное сословие. Ниже, у самого основания лестницы – рыцари. Крестьяне не были участниками феодальных отношений и не могли являться частью данной иерархии).

Вопрос 3

Не случайно в летописях «город» древнейшей поры идентичен «роду». В конце X — начале XI в. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот был достаточно болезненным и сопровождался такими явлениями, как перенос городов; уничтожение старой родо-племенной знати — «старцев градских».

Городская община отныне основана на территориальных связях, проявлением чего было и развитие кончанской системы, которая как бы накладывалась сверху на древнюю сотенную, уходящую корнями в родо-племенное общество. Параллельно шел рост городской округи — растут и крепнут города-государства

Что же собой представляли эти социальные организмы? Ядро города-государства XI–XII вв. составлял старейший город — прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Новгородцы бо изначала и Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же старейшие сдумають на том же пригороди стануть».

На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы.

Вообще, и на вече, и вне его древнерусские люди, т. е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола».

Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности.


Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» — волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности.

Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь состоявшую из сотен — более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц. Главный город не мыслился без «области», «волости», т. е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т. п. Эти волости — города-государства имели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.

Христианская церковь, заменив языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном организме. Вполне соответствовали демократическому духу политической жизни Киевской Руси соборы — собрания священников городских церквей и клиросы — коллективные органы управления при соборах, включавшие в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей, считая их общинным земельным фондом.

Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече.

Волости, как отдельные государственные образования, в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу.

Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые — более мелкие.

К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств, толкала сама социально-политическая организация древнерусского общества с присущей ей прямой демократией, выражавшейся в непосредственном участии народа в деятельности народных вечевых собраний — верховного органа власти города-государства. Города-государства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского нашествия.

Вопрос 4

Внешняя политика. Эпоха Х-ХII вв. отличалась как частыми войнами, так и первыми попытками правового регулирования международных отношений. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было направление посольства в Константинополь — столицу Византийской империи. В 907 г. Киевский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. Результатом похода явилось заключение в 907,911 гг. выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные летописью начала XII в. — «Повестью временных лет», — самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 г. русские, приезжавшие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов.

В 941 г. Киевский князь Игорь совершил поход на Константинополь. Поводом, по-видимому, послужило нарушение византийцами договора. Потерпев поражение, Игорь объединился с печенегами и предпринял новый поход в 944 г. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор.

Княгиня Ольга. Княгиня Ольга (945-964), вдова Игоря, поддерживала с Византией мирные отношения. В 956 г. она нанесла дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Народ дорожил памятью об этой личности. Сохранились предания о ней, как о «мудрой» и «хитрой» правительнице. Она не только победила древлян, но и перехитрила самого царя Греции, который вздумал взять ее в жены.

Святослав. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги — Святослава (964-972). Он оставался язычником, несмотря на уговоры матери принять христианство. В 964-965 гг. Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и обрушился на давнего врага восточных славян — Хазарский каганат. Войско хазар было разбито, столица государства — Итиль — была разрушена. Святослав покорил северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав по договору с византийским императором Никифором Фокой выступил против Болгарского царства, одержал победу и закрепился на Дунае, откуда стал угрожать Византии. Но пришлось воевать с печенегами, которые в отсутствие князя угрожали взятием Киева. Однако Святослав не смог покорить Византию. Он был вынужден заключить договор, в результате которого потерял свои позиции на Балканах. В 972 г. войска возвращались в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.