Файл: Сценарий внеурочного занятия "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сценарий внеурочного занятия "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет" 4 класс

Цели занятия:

  • усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;

  • изучить структуру семейного бюджета.

Предметные образовательные результаты:

  • ознакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»;

  • ознакомить с принципами формирования доходов и расходов.

Метапредметные образовательные результаты

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:

  • развивать умение работать в группе;

  • воспитание рационального отношения к семейному бюджету;

  • формирование социальной активности и самостоятельности;

  • выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Форма проведения: деловая игра

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Методы: практический, словесный, наглядный.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Каждый ученик выбирает цветную метку и рассаживается по командам.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости, я рада нашей встрече,

II.Мотивация.

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях нам необходимы деньги? (покупка питания, одежды, бытовых приборов, путешествия, книги, проезд в транспорте…)

-Кто оплачивает всё необходимое в нашей жизни? (родители)

Откуда они берут деньги? (зарабатывают…)

Мама и папа тратят деньги только на себя или нет? (нет, т.к. в семье есть ещё члены семьи, которые не работают – это дети, бабушки и дедушки и вы )

- Т.е. из всего вышесказанного мы делаем, вывод, что члены семьи, зарабатывающие деньги, тратят их на всех.

Как часто взрослые получают зарплату? (один раз в месяц).

Значит следующую зарплату они получат через…(месяц). На какой промежуток времени должно хватить денег? (на месяц, приблизительно 30 дней)


Самоопределение к деятельности.

Игра.

Вызвать 3 человека. (по одному из каждой команды)

-У вас есть деньги, вы можете купить себе, все что угодно.

предложенные картинки: наряды, сладости, книги, игрушки, телефон, планшет.

После того, как дети купили свой товар, говорит учитель.

- А теперь представьте, вы вернулись домой, а дома ….нет света, нет воды, нет еды. Почему?

- Возможно ли прожить, когда зп будет только через месяц.

- А как можно было бы избежать данной проблемы?

- Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы наши денежки не закончились в первый день зарплаты, поговорим, что же такое семейный бюджет? Из чего же он формируется и как мы можем экономить.

Тема слайд 1

- Сегодня вам предстоит быть в роли взрослых членов семьи.

Сегодня мы научимся анализировать доходы и расходы семьи, нам встретятся новые понятия.

III.Обсуждение базовых понятий.

- Денежные средства в семье – это бюджет семьи (карточка на доску).

Слайд 2 Бюджет семьи это доходы и расходы семьи за определенный период времени, который обычно составляется на месяц.

Слайд 3 В каких случаях мы можем сказать, что «семейные денежные средства» это доходы? (зарплата, подарили на день рождение, пенсия бабушки…) слайд 4

Если в семье что-то покупают - это доходы или расходы? (расходы). а расходы? То, что мы тратим. Слайд 5

Сейчас мы выполним задание. По одному.

Задание 2. Распределить данные словосочетания в нужные колонки.

доходы

расходы

Зарплата родителей

Подарок на день рождения

Стипендия старшего брата

Покупка бытовой техники

Пенсия дедушки

Проезд в транспорте

Подарок на день рождения

Коляска для малыша

Выигрыш в лотерею

Школьная форма, сменная обувь

Продажа старого холодильника

Учебные принадлежности

Наследство от родственников

Сломанный ноутбук

Продажа породистых котят

Спортивные секции

Экономия на электроэнергии, воде

Вызов мастера

Продажа автомобиля

Ремонт квартиры (комнаты)


На доске появилась таблица.

Обратите внимание, бюджет семьи это не только доходы, но и расходы.

бюджет семьи тесно связан с доходами и расходами семьи.

Почему любому человеку нужно знать свой бюджет? Он должен знать, какой суммой денежных средств он может располагать. Чтобы знать, куда ушли деньги и нужно ли было их тратить.

Физкультминутка: «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)

Радуемся мы друг другу. (Повороты к соседу.)

Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек. (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

ускорится

IV.Формирование умения определять и оценивать семейный бюджет.

Учащиеся после знакомства с базовыми понятиями приступают к обсуждению и работе с таблицей «Планирование семейного бюджета».

Задание 3.

На столах у вас лежат конверты. В конвертах у вас задание. Придумайте фамилию своей семье и запишите.

Повторить правила работы в руппе. Слайд 6

- Сейчас, мы познакомимся по ближе с каждой семьей.

Представьтесь, назовите всех членов семьи и доход.

1.Семья ____________________

Мама – домохозяйка – 0 руб.

Папа- работает в офисе, имеет акции – зарплата 97.000 руб

Бабушка – пенсионерка, работает учителем – зарплата 17.000 руб

Сын – 10 лет (учится в школе – 0 руб, занимается плаванием- ежемесячно 4.000 руб)

Дочь – 22 года, работает учителем – зарплата 15.000 руб.

2.Семья ________________________

Бабушка – пенсионерка – пенсия 7.000 руб

Дедушка - пенсионер – пенсия 7.000руб

Внук - 27 лет, владелец фирмы по изготовлению украшений (прибыль в месяц 275 т.р.)

3. Семья _________________________-

Мама – работает поваром в детском садике – зарплата 15.000

Папа – не работает, сидит дома – 0 руб.

Сын – 15 лет (учится в школе – 0 руб, посещает художественную школу 400 руб в месяц)

Бабушка – пенсионерка , инвалид – пенсия 15.000 руб

Сначала заполняется колонка доходы.

Затем заполняется колонка расходы. У вас лежит список товаров и услуг.

Список товаров и услуг


Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор


Лекарства

1000




Продукты

10.000




Одежда

13.000




Обувь

7.000




Бытовая химия

1000




Транспорт

3000




Велосипед

15.000




Музыкальная (спортивная) школа

500




Книги

1000




Компьютер

40.000




Игрушки

3000




Платежи и налоги

12.000




Диски с мультфильмами

600




Посещение цирка

1500




Посещение боулинга

2000




Туристическая поездка

4000




Поход в кино

600




Мороженое, конфеты

500




Фрукты

1000





 Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, коммунальные платежи, кредиты, затем продукты и лекарства, затем средства гигиены и одежда, затем развлечения. Слайд 7

п/п

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.




Основные источники




Постоянные расходы



















































































































































































































































































































ИТОГО




ИТОГО





Выслушаем, что у вас получилось. Каждая команда называет свой бюджет.

-Ребята, посмотрите на свои таблицы, скажите чего больше доходов или расходов?

мы с вами должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

 У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета.

Что такое семейный бюджет?

Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?

- А непредвиденные расходы? Какие?

Итог занятия

Мы научились анализировать доходы и расходы семейного бюджета, очень важно научиться правильно планировать и расходовать семейный бюджет.

- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Слайд 8

Больше трудиться (предложили подработку)

Экономить

Откладывать

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

Уходя из дома, выключайте свет.

Не лить воду просто так

Бережно относитесь к своим вещам.

Рефлексия

Перед вами стоит 2 копилки.

1 копилка это - урок вам понравился, вы получили много интересных знаний и хорошо разбираетесь, как формируется семейный бюджет.

2 копилка – затрудняетесь в том, как формировать семейный бюджет, на уроке было сложно и непонятно.

По итогу учитель делает вывод, в зависимости от того, какая копилка наполнена больше.

Большое спасибо за работу, до новых встреч! Слайд 9

Уважаемые коллеги, мною была проведена внеурочная деятельность по курсу финансовая грамотность, я веду данную внеурочную деятельность в нашей школе с этого года.

Данная тема тесно связана с другими учебными предметами – окружающий мир, математика.

Способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки.

Вопросы, рассматриваемые в теме «Семейный бюджет» доступны для понимания и важны для младшего школьника. Даже ребенку необходимо знать: Откуда в семье деньги? На что они тратятся? Как планировать семейный бюджет?

Исходя из данной темы, мною были поставлены цели: создание условий для изучения и усвоения новых понятий семейный бюджет, доходы, расходы.