Файл: Сценарий внеурочного занятия "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий внеурочного занятия "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет" 4 класс
Цели занятия:
-
усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход; -
изучить структуру семейного бюджета.
Предметные образовательные результаты:
-
ознакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»; -
ознакомить с принципами формирования доходов и расходов.
Метапредметные образовательные результаты
-
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; -
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные:
-
развивать умение работать в группе; -
воспитание рационального отношения к семейному бюджету; -
формирование социальной активности и самостоятельности; -
выработка навыков культурного общения.
Коммуникативные:
-
развитие коммуникативной культуры учащихся; -
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Форма проведения: деловая игра
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Методы: практический, словесный, наглядный.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Каждый ученик выбирает цветную метку и рассаживается по командам.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости, я рада нашей встрече,
II.Мотивация.
- Каждый день мы имеем дело с деньгами, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях нам необходимы деньги? (покупка питания, одежды, бытовых приборов, путешествия, книги, проезд в транспорте…)
-Кто оплачивает всё необходимое в нашей жизни? (родители)
Откуда они берут деньги? (зарабатывают…)
Мама и папа тратят деньги только на себя или нет? (нет, т.к. в семье есть ещё члены семьи, которые не работают – это дети, бабушки и дедушки и вы )
- Т.е. из всего вышесказанного мы делаем, вывод, что члены семьи, зарабатывающие деньги, тратят их на всех.
Как часто взрослые получают зарплату? (один раз в месяц).
Значит следующую зарплату они получат через…(месяц). На какой промежуток времени должно хватить денег? (на месяц, приблизительно 30 дней)
Самоопределение к деятельности.
Игра.
Вызвать 3 человека. (по одному из каждой команды)
-У вас есть деньги, вы можете купить себе, все что угодно.
предложенные картинки: наряды, сладости, книги, игрушки, телефон, планшет.
После того, как дети купили свой товар, говорит учитель.
- А теперь представьте, вы вернулись домой, а дома ….нет света, нет воды, нет еды. Почему?
- Возможно ли прожить, когда зп будет только через месяц.
- А как можно было бы избежать данной проблемы?
- Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы наши денежки не закончились в первый день зарплаты, поговорим, что же такое семейный бюджет? Из чего же он формируется и как мы можем экономить.
Тема слайд 1
- Сегодня вам предстоит быть в роли взрослых членов семьи.
Сегодня мы научимся анализировать доходы и расходы семьи, нам встретятся новые понятия.
III.Обсуждение базовых понятий.
- Денежные средства в семье – это бюджет семьи (карточка на доску).
Слайд 2 Бюджет семьи это доходы и расходы семьи за определенный период времени, который обычно составляется на месяц.
Слайд 3 В каких случаях мы можем сказать, что «семейные денежные средства» это доходы? (зарплата, подарили на день рождение, пенсия бабушки…) слайд 4
Если в семье что-то покупают - это доходы или расходы? (расходы). а расходы? То, что мы тратим. Слайд 5
Сейчас мы выполним задание. По одному.
Задание 2. Распределить данные словосочетания в нужные колонки.
доходы | расходы |
Зарплата родителей | Подарок на день рождения |
Стипендия старшего брата | Покупка бытовой техники |
Пенсия дедушки | Проезд в транспорте |
Подарок на день рождения | Коляска для малыша |
Выигрыш в лотерею | Школьная форма, сменная обувь |
Продажа старого холодильника | Учебные принадлежности |
Наследство от родственников | Сломанный ноутбук |
Продажа породистых котят | Спортивные секции |
Экономия на электроэнергии, воде | Вызов мастера |
Продажа автомобиля | Ремонт квартиры (комнаты) |
На доске появилась таблица.
Обратите внимание, бюджет семьи это не только доходы, но и расходы.
бюджет семьи тесно связан с доходами и расходами семьи.
Почему любому человеку нужно знать свой бюджет? Он должен знать, какой суммой денежных средств он может располагать. Чтобы знать, куда ушли деньги и нужно ли было их тратить.
Физкультминутка: «Монетки»
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)
Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)
Радуемся мы друг другу. (Повороты к соседу.)
Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек. (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)
ускорится
IV.Формирование умения определять и оценивать семейный бюджет.
Учащиеся после знакомства с базовыми понятиями приступают к обсуждению и работе с таблицей «Планирование семейного бюджета».
Задание 3.
На столах у вас лежат конверты. В конвертах у вас задание. Придумайте фамилию своей семье и запишите.
Повторить правила работы в руппе. Слайд 6
- Сейчас, мы познакомимся по ближе с каждой семьей.
Представьтесь, назовите всех членов семьи и доход.
1.Семья ____________________
Мама – домохозяйка – 0 руб.
Папа- работает в офисе, имеет акции – зарплата 97.000 руб
Бабушка – пенсионерка, работает учителем – зарплата 17.000 руб
Сын – 10 лет (учится в школе – 0 руб, занимается плаванием- ежемесячно 4.000 руб)
Дочь – 22 года, работает учителем – зарплата 15.000 руб.
2.Семья ________________________
Бабушка – пенсионерка – пенсия 7.000 руб
Дедушка - пенсионер – пенсия 7.000руб
Внук - 27 лет, владелец фирмы по изготовлению украшений (прибыль в месяц 275 т.р.)
3. Семья _________________________-
Мама – работает поваром в детском садике – зарплата 15.000
Папа – не работает, сидит дома – 0 руб.
Сын – 15 лет (учится в школе – 0 руб, посещает художественную школу 400 руб в месяц)
Бабушка – пенсионерка , инвалид – пенсия 15.000 руб
Сначала заполняется колонка доходы.
Затем заполняется колонка расходы. У вас лежит список товаров и услуг.
Список товаров и услуг | ||
Товар или услуга | Цена, руб. | Ваш выбор |
Лекарства | 1000 | |
Продукты | 10.000 | |
Одежда | 13.000 | |
Обувь | 7.000 | |
Бытовая химия | 1000 | |
Транспорт | 3000 | |
Велосипед | 15.000 | |
Музыкальная (спортивная) школа | 500 | |
Книги | 1000 | |
Компьютер | 40.000 | |
Игрушки | 3000 | |
Платежи и налоги | 12.000 | |
Диски с мультфильмами | 600 | |
Посещение цирка | 1500 | |
Посещение боулинга | 2000 | |
Туристическая поездка | 4000 | |
Поход в кино | 600 | |
Мороженое, конфеты | 500 | |
Фрукты | 1000 | |
Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, коммунальные платежи, кредиты, затем продукты и лекарства, затем средства гигиены и одежда, затем развлечения. Слайд 7
№ п/п | Статьи дохода | Сумма, руб. | Статьи расхода | Сумма, руб. |
| Основные источники | | Постоянные расходы | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| ИТОГО | | ИТОГО | |
Выслушаем, что у вас получилось. Каждая команда называет свой бюджет.
-Ребята, посмотрите на свои таблицы, скажите чего больше доходов или расходов?
мы с вами должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета.
Что такое семейный бюджет?
Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?
- А непредвиденные расходы? Какие?
Итог занятия
Мы научились анализировать доходы и расходы семейного бюджета, очень важно научиться правильно планировать и расходовать семейный бюджет.
- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Слайд 8
Больше трудиться (предложили подработку)
Экономить
Откладывать
Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
Уходя из дома, выключайте свет.
Не лить воду просто так
Бережно относитесь к своим вещам.
Рефлексия
Перед вами стоит 2 копилки.
1 копилка это - урок вам понравился, вы получили много интересных знаний и хорошо разбираетесь, как формируется семейный бюджет.
2 копилка – затрудняетесь в том, как формировать семейный бюджет, на уроке было сложно и непонятно.
По итогу учитель делает вывод, в зависимости от того, какая копилка наполнена больше.
Большое спасибо за работу, до новых встреч! Слайд 9
Уважаемые коллеги, мною была проведена внеурочная деятельность по курсу финансовая грамотность, я веду данную внеурочную деятельность в нашей школе с этого года.
Данная тема тесно связана с другими учебными предметами – окружающий мир, математика.
Способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки.
Вопросы, рассматриваемые в теме «Семейный бюджет» доступны для понимания и важны для младшего школьника. Даже ребенку необходимо знать: Откуда в семье деньги? На что они тратятся? Как планировать семейный бюджет?
Исходя из данной темы, мною были поставлены цели: создание условий для изучения и усвоения новых понятий семейный бюджет, доходы, расходы.