Файл: Основные сведения о подъемных сооружениях Классификация, технические характеристики пс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел: Основные сведения о подъемных сооружениях
Классификация, технические характеристики ПС
Кранами называются грузоподъёмные машины циклического действия, предназначенные для подъёма и перемещения груза. Классификация кранов отражает особенность их конструкции и обслуживания.
1. По конструкции краны разделяют:
Краны мостового типа
Краны кабельного типа
Краны стрелового типа.
Краны мостового типа
Наиболее распространёнными кранами мостового типа являются мостовые и козловые краны.
Кран мостовой - это кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по мосту.
В зависимости от типа пролетного строения делятся:
-однобалочные
-двухбалочные.
По конструктивным признакам мостовые краны подразделяются:
-опорные
-подвесные
Грузовые тележки однобалочных кранов выполняют подвесными.

Мостовые краны применяются для работы механических, сборочных, литейных прокатных, промышленных предприятий. Мостовые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность от 5т до 560 т и пролет до 60 м.
Кран козловой - опирается на наземный крановый путь при помощи опор и ходовых тележек.
По конструктивным признакам козловые краны подразделяются:
-консольные
-бесконсольные
В зависимости от типа пролетного строения делятся:
-однобалочные
-двухбалочные
Консоли - это части моста, выступающие за опоры. Консоли увеличивают зону обслуживания крана. На рисунке изображен козловой кран с подвесной грузовой тележкой 6, совместно с которой перемещается кабина управления 7.
Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность до 60 т и пролет до 34,5 м.
Краны кабельного типа
Краны кабельного типа - это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам 8. К этому типу относятся кабельные и кабельно-мостовые краны. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт 9.


Краны стрелового типа
Краны стрелового типа - это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стреле.
К стреловому типу относятся:
Портальные
Башенные
Стреловые самоходные краны
Портальный кран - представляет собой стреловой кран, поворотная часть которого расположена на П-образной металлоконструкции - портале,
предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
По своему назначению подразделяют на:
-краны для механизации строительных работ
-краны портовые, для погрузочно-разгрузочных работ
-краны судостроительные и судоремонтные.
Грузоподъёмность портальных кранов составляет 20 - 40т. Высота подъёма груза до 28 м, вылет достигает 32 м.

Башенный кран - это кран поворотный, со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Состоит из ходовой рамы, платформы, башни, стрелы, балласта, кабины управления.
По конструкции башни различают краны:
- с поворотной башней
- с неповоротной башней
По конструкции стрелы:
- подъёмная
- балочная
По способу установки:
- кран стационарный
- кран самоподъёмный
- кран передвижной
Башенные краны применяются при возведении зданий и сооружений, механизации строительно-монтажных работ. Грузоподъёмность от 1т до 100 и более т, с высотой подъёма от 32 до 80 м, вылетом от 12,5 до 45 м.

Стреловые самоходные краны - это краны поворотные, у которых стрела закреплена на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве.
По исполнению стрелового оборудования различают краны:
- с гибкой подвеской стрелового оборудования
- жесткой подвеской стрелового оборудования
В зависимости от ходовых устройств конструктивно разделяются:
Автомобильные краны
Пневмоколесные краны
Железнодорожные краны
Гусеничные краны
Краны-манипуляторы
Автомобильные краны - состоят из двух основных частей поворотной и неповоротной. Неповоротная часть включает в себя силовой агрегат (двигатель), ходовую раму, шасси, выносные опоры. Поворотная часть состоит из поворотной платформы и исполнительных механизмов, стрелового оборудования и кабины.
Пневмоколесные краны - монтируются на специальном шасси, ширина которых больше, чем у автомобильных кранов. Поэтому обладают большей устойчивостью.


Железнодорожные краны – монтируются на специально оборудованной платформе, на которой располагают механизмы передвижения, подъёма и поворота стрелы. Используют для механизации погрузочно-разгрузочных работ на путях железных дорог. Грузоподъёмность может достигать 250 т., высотой подъёма до 22 м.
Гусеничные краны - установленные на гусеничном ходовом устройстве.
Грузоподъёмность таких кранов достигает250 т и высотой подъёма до 110 м.
Грузоподъёмные краны по роду привода разделяются на краны:
- с электрическим приводом
- с механическим приводом
- с гидравлическим приводом.

Индексация башенных кранов
КБ - . ОО
КБ – кран башенный
1-я цифра обозначает номер размерной группы по грузовому моменту:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
До 25 т До 60 т До 100
т
До 160
т
До 250
т
До 400
т
До 630
т
До
1000 т
Более
1000т
Последующие две цифры:
- от 01 до 69 присваиваются кранам с поворотной башней,
- от 71 до 99 – кранам с неповоротной башней.
После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели. Для базовых моделей номер исполнения «0» не пишут.
О
- обозначение очередной модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров) А, Б, В.
О
- климатическое исполнение (ХЛ – для крайнего севера, Т – тропического и
ТВ – тропического влажного климата; для умеренного климата буква не ставится).
Индексация стреловых самоходных кранов
Стреловым самоходным кранам присваивается индекс, в большинстве случаев состоящий из двух букв и четырёх цифр.
КС -  - ОО
КС - означают "Кран стреловой самоходный общего назначения".
Цифры, которые пишутся после букв, характеризуют основные данные крана:
1- размерная группа по грузоподъёмности крана:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
До 6,3
т
От 6,3
до 10т
От 10
до 14т
От 16
до 25т
От 25
до 40т
От 40
до 63т
От 63т До 100
т
Свыше
100т
2- тип ходового устройства:
1
Гусеничный
2
Гусеничный болотоходный
3
Пневмоколесный
4
Спецшасси автомобильного типа
5
Шасси базового типа
6
Тракторное шасси
7
Прицепное шасси
3- вид подвески стрелы:
6
7
Канатная подвеска стрелы
Телескопическая с гидроприводом
4- очередная модель крана.


Иногда после цифр в индексе указываются буквы, которые обозначают:
О
– очередная модификация крана. (А, Б, В, и т.д.)
О
- климатическое исполнение.
ХЛ – для районов крайнего севера.
Т – тропики.
ТВ - тропики влажные.
Пример: КС 3571 – кран самоходный, группа грузоподъёмности 3- от 10 до
14т., тип ходового устройства 5 – шасси базового автомобиля, вид подвески стрелы 7- телескопическая с гидроприводом. Модель крана -1.
Основные виды грузозахватных органов
Грузозахватные органы - это устройства, предназначенные для подвешивания или захватывания груза.
В зависимости от вида грузозахватного органа краны классифицируют на:
- крюковой;
- грейферный;
- магнитный.
Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.
Грузовые крюки - являются универсальными грузозахватными органами крана, а также концевыми элементами стропов.
По форме разделяют:
Однорогие
Двурогие

Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крюком,
имеющим два зева для размещения большего числа стропов.
По способу изготовления бывают:
Кованые;
Штампованные;
Пластинчатые.
Кованые и штампованные крюки изготавливают из стали 20 или 20Г.
Крюки, эксплуатируемые при температуре ниже -40С, изготавливают из морозоустойчивой стали 09Г2С.
Пластинчатые изготавливают из отдельных пластин, вырезанных по шаблону и соединенных между собой заклёпками.
Грузовые крюки должны быть снабжены предохранительным замком, исключающем самопроизвольное выпадение груза. После изготовления крюки испытывают нагрузкой, превышающей грузоподъёмность крюка на 25% в течении 10 мин.
После испытания в установленном для маркировки месте должно быть нанесено:
- наименование или товарный знак изготовителя
-номер плавки
-порядковый номер крюка по стандарту (характеризует грузоподъёмность)
-год изготовления (две последние цифры)
Крюковая подвеска
Соединяет крюк сгрузовыми канатами крана. Подвеска состоит из двух щек (1), соединенных болтами. В верхней части подвески располагается ось канатных блоков (2), в нижней части - траверса (3), на которой установлен крюк.
Крюк крана грузоподъемностью свыше 3т, устанавливают на упорном под- шипнике, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. При грузоподъемности крана свыше 5т, гайка

крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольного свинчивания.
Полиспастом – называется система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом, которая необходима для уменьшения натяжения каната и соответственно, для уменьшения грузового момента от рабочей нагрузки на барабане. Полиспаст даёт выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости.
Характеризуется кратностью. Кратность - отношение числа нагруженных ветвей к числу ветвей, наматываемых на барабан, (бывают двух, трёх, четырёхкратные и т.д.).
Электромагниты
Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами. Грузоподъемный электромагнит подвешивают с помощью цепейна крюк крана. В корпусерасположены электромагнитные катушки, на которые по кабелюподается постоянный электрический ток напряжением 220 В. Электрический ток создает сильное маг- нитное поле, удерживающее груз.
ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недоста-
точно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при
их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.

Грейферы - это двухчелюстной или многочелюстной ковш для перемещения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и системе привода.
1. По конструкции различают следующие виды грейферов:
- двухчелюстные, (для сыпучих грузов)
- многочелюстные, (для крупнокусковых грузов и металлолома)
- трех- и четырехлапые, (для круглого леса).
2. По системе привода механизма замыкания челюстей:
- одноканатные
-двухканатные
- моторные.
Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием:
-предприятия-изготовителя,
-номера,
-объема,
-собственной массы,
-вида материала, для которого он предназначен,
-наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала.
При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузоподъемность крана на рабочем вылете.

Основные характеристики кранов
Технические характеристики крана - это числовые значения его параметров.
Грузоподъемность Q (рис. 2.2) - наибольшая допустимая масса груза, на подъём которого рассчитан кран.
Грузовой момент М - произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.
М = QL (т-м).
Зависимость Q от L часто приводят в виде графика называемого грузовой характеристикой.
Вылет стрелы L - расстояние по горизонтали от оси вращения крана стрелового типа до оси грузозахватного органа.
Пролет S - расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет - это параметры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.
Вылет консоли - наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузозахватного органа.
Высота подъема Н - расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
Глубина опускания h - расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.
Колея - расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана стрелового типа.
База В - расстояние между осями опор (ходовых тележек) крана, измеренное вдоль пути.