Файл: Понятие методических средств (техник) тренинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие методических средств (техник) тренинга
В психологической литературе выделяют три группы методических средств (техник), которые применяются в различных видах тренинга, в том числе и в СПТ:

1. техники представления информации (цель: получение и

осознание информации):

- лекции,

- систематизированные обзоры,

- программированные инструкции,

- групповые дискуссии;

Основные методические требования к данной группе методов – новизна информации и представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в разных формах (образной, метафорической и юмористической ).

2. имитационные техники (цель: тренировка в безопасных

условиях):

- ролевые и деловые игры,

- психогимнастические упражнения;

- техники психодрамы и социодрамы;

- медитативные техники.

3. техники создания реальной среды (цель: действия с реальными рисками). Следует отметить, что данная группа методов в СПТ используется крайне редко.
Методические требования к отбору содержания лекций и материалов систематизированных обзоров: новизна информации, представление информации в разных модальностях, адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников

Содержание лекций и материалы систематизированных обзоров готовятся с учетом целей и задач программы и ряда методических требований. К ним, в частности, относятся:

1) Новизна информации. Содержание лекций и систематизированных обзоров включает в себя факты и идеи, которые с большей вероятностью неизвестны участникам тренинга, либо, если сообщаются известные факты и идеи, то новым может быть ракурс их рассмотрения или форма подачи. Критериями, определяющими степень доступности информации для конкретной группы (информация, полученная из литературных и других источников, доступ к которым затруднен), степень авторизованности информации, включаемой в содержание лекций и систематизированных обзоров, количество времени и сложность обработки данных, положенных в основу информационных сообщений.


2) Представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в образной, метафорической и юмористической форме. Юмористическая форма подачи информации самым тесным образом связана с вероятностью ее восприятия, юмор всегда маловероятен, и, следовательно, рефлекторно приковывает к себе внимание. В работе Т. Ахолы и Б. Фурмана приводятся типы юмористической коммуникации, направленной на решение проблем:

  • Анекдоты, шутки, юмористические истории и притчи;

  • Юмористические комментарии, неожиданные и удивляющие вопросы и замечания;

  • Юмористическое иллюстрирование внутренней цензуры мыслей, чувств и фактов;

  • Юмористическое оспаривание убеждений и точек зрения;

  • Юмористическое выдвижение объяснений;

  • Юмористические фантазии;

  • Юмористическое представление проблем.

3) Адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников.

Систематизированные обзоры представляют собой письменный текст, в котором в компактной форме представлена отвечающая целям и задачам тренинга информация.

Программированные инструкции содержат группы заданий, относящихся к апробированию полученных в тренинге представлений в умственных действиях, а также дают возможность получения обратной связи о правильности и эффективности принятых решений и предпринятых действий.

Дискуссии являются одним из основных средств реализации принципа субъект-субъектного, диалогического взаимодействия.