ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие методических средств (техник) тренинга
В психологической литературе выделяют три группы методических средств (техник), которые применяются в различных видах тренинга, в том числе и в СПТ:
1. техники представления информации (цель: получение и
осознание информации):
- лекции,
- систематизированные обзоры,
- программированные инструкции,
- групповые дискуссии;
Основные методические требования к данной группе методов – новизна информации и представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в разных формах (образной, метафорической и юмористической ).
2. имитационные техники (цель: тренировка в безопасных
условиях):
- ролевые и деловые игры,
- психогимнастические упражнения;
- техники психодрамы и социодрамы;
- медитативные техники.
3. техники создания реальной среды (цель: действия с реальными рисками). Следует отметить, что данная группа методов в СПТ используется крайне редко.
Методические требования к отбору содержания лекций и материалов систематизированных обзоров: новизна информации, представление информации в разных модальностях, адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников
Содержание лекций и материалы систематизированных обзоров готовятся с учетом целей и задач программы и ряда методических требований. К ним, в частности, относятся:
1) Новизна информации. Содержание лекций и систематизированных обзоров включает в себя факты и идеи, которые с большей вероятностью неизвестны участникам тренинга, либо, если сообщаются известные факты и идеи, то новым может быть ракурс их рассмотрения или форма подачи. Критериями, определяющими степень доступности информации для конкретной группы (информация, полученная из литературных и других источников, доступ к которым затруднен), степень авторизованности информации, включаемой в содержание лекций и систематизированных обзоров, количество времени и сложность обработки данных, положенных в основу информационных сообщений.
2) Представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в образной, метафорической и юмористической форме. Юмористическая форма подачи информации самым тесным образом связана с вероятностью ее восприятия, юмор всегда маловероятен, и, следовательно, рефлекторно приковывает к себе внимание. В работе Т. Ахолы и Б. Фурмана приводятся типы юмористической коммуникации, направленной на решение проблем:
-
Анекдоты, шутки, юмористические истории и притчи; -
Юмористические комментарии, неожиданные и удивляющие вопросы и замечания; -
Юмористическое иллюстрирование внутренней цензуры мыслей, чувств и фактов; -
Юмористическое оспаривание убеждений и точек зрения; -
Юмористическое выдвижение объяснений; -
Юмористические фантазии; -
Юмористическое представление проблем.
3) Адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников.
Систематизированные обзоры представляют собой письменный текст, в котором в компактной форме представлена отвечающая целям и задачам тренинга информация.
Программированные инструкции содержат группы заданий, относящихся к апробированию полученных в тренинге представлений в умственных действиях, а также дают возможность получения обратной связи о правильности и эффективности принятых решений и предпринятых действий.
Дискуссии являются одним из основных средств реализации принципа субъект-субъектного, диалогического взаимодействия.