Файл: Общая психология. Задание Предмет психологии как науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Задание 1. Предмет психологии как науки.

а) как менялся предмет психологии с античных времен и до наших дней?

Этапы развития психологии:

1) донаучный - до VII-VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики.

Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;

2) научный - рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа - источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования.

3) ассоцианистическая психология - конец XVIII - начало XIX вв. Предмет психологии - сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;

4) экспериментальная психология - середина XIX - начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;

5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики, функции психики, поведение, структуры психики, высшие психические функции и деятельность. Психоанализ и проективные методы;

6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология - акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания – интеллект человека. Появляются опросники;

7) современная психология - вторая половина XX в. Совершенствование

экспериментальных методов исследования психики.

б) укажите отличия житейских психологических знаний от научных

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

- житейские психологические знания конкретны, привязаны к ситуациям. Научная психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

- житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

- существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

- научная психология располагает обширным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

в) в чем выражается взаимодействие психологии и медицины и какова роль психологических знаний в работе провизора?

Эффективность работы любого фармацевтического учреждения зависит не только от правильного общения с посетителями аптеки, но и от взаимоотношений между провизорами и фармацевтами в коллективе, от взаимоотношений с руководством аптеки. Такие взаимоотношения должны строиться на общих интересах, таких как обеспечение населения лекарственными препаратами и товарами медицинского назначения, взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями, правильное приготовление и своевременный отпуск экстемпоральных лекарств. В аптечном коллективе важны не только профессиональные навыки и умения провизора или фармацевта, но и моральные качества провизора как личности, его умение общаться с руководством и коллегами по работе.

В аптеке должен быть создан такой психологический климат, при котором провизоры и фармацевты трудятся с радостью и хорошим настроением, значительно повышается производительность труда, происходит достижение поставленных целей и намеченных результатов. Все это приводит к пониманию общественной значимости своего труда, его признанию, что обязательно влияет на формирование имиджа аптеки.

Задание 2. Познавательные процессы.

а) Дайте определение понятиям: ощущение, восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Адекватный раздражитель зрительного анализатора – электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 770 ммк, слухового – звуковые волны с частотой от 16 до 20 000 Гц и т. д.

К свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.



Речь в психологии - один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. 

Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении определенного вида задач или выведении умозаключений. Согласно существующим данным, мыслительный процесс включает ряд компонентов (механизмов), которые могут быть различными при решении разных типов задач. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Память как психический познавательный процесс есть у всех живых существ. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
б) Систематизируйте в таблицу информацию, отражающую основные характеристики этих познавательных процессов (виды, функции, свойства и т.п. – можно добавить что-то свое). Сделайте выводы: в какой мере качества памяти предопределяют успехи деятельности провизора (приведите примеры), какие качества мышления будут определять эффективность деятельности фармацевта (докажите свой выбор), какими особенностями должна отличаться речь фармацевта?

Познавательный процесс

Характеристика познавательных процессов

Виды

Свойства

Функции

……..

Внимание

Произвольное, непроизвольное, послепроизвольное

Концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, переключение внимание, распределение

Избирательности внимания, целенаправленность, активность, регулирующая роль внимания в мышлении, внимание принимает участие в процессах памяти.




Восприятие

Восприятие времени и восприятие пространства, восприятие устной речи и восприятие человеком человека

Предметность и целостность восприятия, структурность и константность восприятия, обобщение, изобретательность, апперцепция

Реализм. Синтез.




Речь

Внешняя речь, устная и письменная речь, монологическая речь, разговорная речь, внутренняя речь, эгоцентрическая речь

Содержательность. Понятность. Выразительность.

Воздействие, сообщение, выражения, обозначения




Память

Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, произвольная, непроизвольная,

Емкость, скорость запоминания, длительность хранения, точность воспроизведения, скорость воспроизведения

Запоминание. Воспроизведение. Хранение. Забывание.




Мышление

Абстрактное, логическое, абстрактно-логическая, дивергентное, конвергентное, наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, практическое, теоретическое, творческое, критическое, пралогическое, вербально-логическое, пространственное, интуитивное, реалистичное и аутическое

любознательность и пытливость; глубина; гибкость; критичность; логичность; быстрота

Понимание; решение проблем и задач; целеобразование; рефлексия;




Воображение

Продуктивное; репродуктивное; галлюцинация; мечты; грезы; сновидения; произвольное, воссоздающее, творческое, реалистическое.

Воображение помогает снять нервное напряжение. Помогает решать задачи. Дает возможность разделять события. Планируем, анализируем, оцениваем, настраиваемся на определенные действия при участии воображения

Познавательная. Прогнозирования. Понимание. защита. Саморазвитие. Воспоминание.





Провизор ежедневно работает с огромным количеством информации, и, хотя современные технологии здорово помогают в ее хранении, в голове приходится держать множество названий и диагнозов. К тому же если долго вспоминать, что назначают при сухом кашле детям до пяти лет, а потом долго-долго искать это средство на двух полках, можно остаться без клиента или как минимум без его уважения.

И даже если память вас никогда не подводила, ее развитие точно не будет лишним. Чтобы улучшить память можно пользоваться несколько несложными способами: Учите стихи; Попытайтесь вечером восстановить события прошедшего дня в хронологическом порядке и деталях; Запомните, как расположены предметы на столе у коллеги или в шкафу у ребенка, закройте глаза и попробуйте воспроизвести картинку; Если вы что‑то забыли (букву в названии, стоимость, дозировку), попробуйте сначала вспомнить самостоятельно, и только потом проверьте в базе, прайсе или инструкции; Попробуйте быстро складывать в уме цифры на номерах проезжающих машин Можно добавить упражнению азарта, если соревноваться в счете со своим спутником

Приятная грамотная речь - весомый аргумент в пользу специалиста, при отборе на вакантную должность. Учитывая дефицит кадров на фармацевтическом рынке, руководитель не заинтересован в принятии спешных решений относительно претендентов. Искреннее желание работать в аптеке, знание психологии - факторы, влияющие на решение, а затраты на повышение квалификации вновь принятого сотрудника окупятся в сжатые сроки.

Фармацевт должен в вежливой манере пояснять клиентам их назначение и способы употребления.

Методы общения фармацевта Речь фармацевта должна зависеть от типа больных и соответственно меняться при общении с ними.

Есть несколько типов общения - психотерапия и социальная терапия. К первой группе относят информацию, успокоение, разъяснение, эмоциональную поддержку. В особых случаях употребляют специальную психотерапиюубеждение и внушение. Приемы социальной терапии - это сопереживание, совместная радость в процессе улучшения здоровья, радость выздоровления, активное лечение.

Существуют две формы контактов между фармацевтом и пациентом -лидерство и сотрудничество. Стиль общения с пациентом соответствует форме контакта. Первый руководящий стиль беседы необходим пациентам, нуждающимся в уходе, которые сомневаются, являются слабыми, разочарованными в лечении у врача, которые не верят в медицину и т.д.


Второй стиль необходим для борьбы с эмоционально стрессовыми пациентами, охваченными страхом. В этом случае рекомендуется использовать один из методов психотерапии - метод рассеивания страхов.

Одним из самых мощных методов психотерапевтического воздействия является метод убеждения.
в) проведите самодиагностику и определите свой ведущий канал восприятия. Сделайте вывод - как в вашей профессиональной деятельности помогает ваш ведущий канал восприятия? Какие трудности в вашей профессиональной деятельности связаны с вашим ведущим каналом восприятия?

Мой ведущий канал восприятия является кинестический канал восприятия. В своей профессиональной деятельности помогают практические упражнения. Посетителям аптеки могу предложит то или иное лекарство, проверенное и имеющее быстрый положительный результат. Трудности в работе: легко отвлекаюсь, сложно удержать фокус внимания, заниматься рутинной работой.

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивноймодальности С. Ефремцева / методика на восприятие)

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического, помогает определить какие органы чувств скорее «откликаются» у вас при контактах с окружающим миром. Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать взаимопониманию, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся люди, с которыми вы общаетесь, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам: визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят, кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются, аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят. Инструкция к тесту: прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. +

2. Часто напеваю себе потихоньку. +

3. Не признаю моду, которая неудобна. +

4. Люблю ходить в сауну. -

5. В автомашине цвет для меня имеет значение. -

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. +

7. Меня развлекает подражание диалектам. -

8. Внешнему виду придаю серьезное значение. +