Файл: Общая психология. Задание Предмет психологии как науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Задание 1. Предмет психологии как науки.
а) как менялся предмет психологии с античных времен и до наших дней?
Этапы развития психологии:
1) донаучный - до VII-VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики.
Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;
2) научный - рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа - источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования.
3) ассоцианистическая психология - конец XVIII - начало XIX вв. Предмет психологии - сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;
4) экспериментальная психология - середина XIX - начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;
5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики, функции психики, поведение, структуры психики, высшие психические функции и деятельность. Психоанализ и проективные методы;
6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология - акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания – интеллект человека. Появляются опросники;
7) современная психология - вторая половина XX в. Совершенствование
экспериментальных методов исследования психики.
б) укажите отличия житейских психологических знаний от научных
Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
- житейские психологические знания конкретны, привязаны к ситуациям. Научная психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
- житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.
- существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
- научная психология располагает обширным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
в) в чем выражается взаимодействие психологии и медицины и какова роль психологических знаний в работе провизора?
Эффективность работы любого фармацевтического учреждения зависит не только от правильного общения с посетителями аптеки, но и от взаимоотношений между провизорами и фармацевтами в коллективе, от взаимоотношений с руководством аптеки. Такие взаимоотношения должны строиться на общих интересах, таких как обеспечение населения лекарственными препаратами и товарами медицинского назначения, взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями, правильное приготовление и своевременный отпуск экстемпоральных лекарств. В аптечном коллективе важны не только профессиональные навыки и умения провизора или фармацевта, но и моральные качества провизора как личности, его умение общаться с руководством и коллегами по работе.
В аптеке должен быть создан такой психологический климат, при котором провизоры и фармацевты трудятся с радостью и хорошим настроением, значительно повышается производительность труда, происходит достижение поставленных целей и намеченных результатов. Все это приводит к пониманию общественной значимости своего труда, его признанию, что обязательно влияет на формирование имиджа аптеки.
Задание 2. Познавательные процессы.
а) Дайте определение понятиям: ощущение, восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Адекватный раздражитель зрительного анализатора – электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 770 ммк, слухового – звуковые волны с частотой от 16 до 20 000 Гц и т. д.
К свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.
Речь в психологии - один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации.
Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении определенного вида задач или выведении умозаключений. Согласно существующим данным, мыслительный процесс включает ряд компонентов (механизмов), которые могут быть различными при решении разных типов задач. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Память как психический познавательный процесс есть у всех живых существ. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
б) Систематизируйте в таблицу информацию, отражающую основные характеристики этих познавательных процессов (виды, функции, свойства и т.п. – можно добавить что-то свое). Сделайте выводы: в какой мере качества памяти предопределяют успехи деятельности провизора (приведите примеры), какие качества мышления будут определять эффективность деятельности фармацевта (докажите свой выбор), какими особенностями должна отличаться речь фармацевта?
Познавательный процесс | Характеристика познавательных процессов | |||
Виды | Свойства | Функции | …….. | |
Внимание | Произвольное, непроизвольное, послепроизвольное | Концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, переключение внимание, распределение | Избирательности внимания, целенаправленность, активность, регулирующая роль внимания в мышлении, внимание принимает участие в процессах памяти. | |
Восприятие | Восприятие времени и восприятие пространства, восприятие устной речи и восприятие человеком человека | Предметность и целостность восприятия, структурность и константность восприятия, обобщение, изобретательность, апперцепция | Реализм. Синтез. | |
Речь | Внешняя речь, устная и письменная речь, монологическая речь, разговорная речь, внутренняя речь, эгоцентрическая речь | Содержательность. Понятность. Выразительность. | Воздействие, сообщение, выражения, обозначения | |
Память | Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, произвольная, непроизвольная, | Емкость, скорость запоминания, длительность хранения, точность воспроизведения, скорость воспроизведения | Запоминание. Воспроизведение. Хранение. Забывание. | |
Мышление | Абстрактное, логическое, абстрактно-логическая, дивергентное, конвергентное, наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, практическое, теоретическое, творческое, критическое, пралогическое, вербально-логическое, пространственное, интуитивное, реалистичное и аутическое | любознательность и пытливость; глубина; гибкость; критичность; логичность; быстрота | Понимание; решение проблем и задач; целеобразование; рефлексия; | |
Воображение | Продуктивное; репродуктивное; галлюцинация; мечты; грезы; сновидения; произвольное, воссоздающее, творческое, реалистическое. | Воображение помогает снять нервное напряжение. Помогает решать задачи. Дает возможность разделять события. Планируем, анализируем, оцениваем, настраиваемся на определенные действия при участии воображения | Познавательная. Прогнозирования. Понимание. защита. Саморазвитие. Воспоминание. | |
Провизор ежедневно работает с огромным количеством информации, и, хотя современные технологии здорово помогают в ее хранении, в голове приходится держать множество названий и диагнозов. К тому же если долго вспоминать, что назначают при сухом кашле детям до пяти лет, а потом долго-долго искать это средство на двух полках, можно остаться без клиента или как минимум без его уважения.
И даже если память вас никогда не подводила, ее развитие точно не будет лишним. Чтобы улучшить память можно пользоваться несколько несложными способами: Учите стихи; Попытайтесь вечером восстановить события прошедшего дня в хронологическом порядке и деталях; Запомните, как расположены предметы на столе у коллеги или в шкафу у ребенка, закройте глаза и попробуйте воспроизвести картинку; Если вы что‑то забыли (букву в названии, стоимость, дозировку), попробуйте сначала вспомнить самостоятельно, и только потом проверьте в базе, прайсе или инструкции; Попробуйте быстро складывать в уме цифры на номерах проезжающих машин Можно добавить упражнению азарта, если соревноваться в счете со своим спутником
Приятная грамотная речь - весомый аргумент в пользу специалиста, при отборе на вакантную должность. Учитывая дефицит кадров на фармацевтическом рынке, руководитель не заинтересован в принятии спешных решений относительно претендентов. Искреннее желание работать в аптеке, знание психологии - факторы, влияющие на решение, а затраты на повышение квалификации вновь принятого сотрудника окупятся в сжатые сроки.
Фармацевт должен в вежливой манере пояснять клиентам их назначение и способы употребления.
Методы общения фармацевта Речь фармацевта должна зависеть от типа больных и соответственно меняться при общении с ними.
Есть несколько типов общения - психотерапия и социальная терапия. К первой группе относят информацию, успокоение, разъяснение, эмоциональную поддержку. В особых случаях употребляют специальную психотерапиюубеждение и внушение. Приемы социальной терапии - это сопереживание, совместная радость в процессе улучшения здоровья, радость выздоровления, активное лечение.
Существуют две формы контактов между фармацевтом и пациентом -лидерство и сотрудничество. Стиль общения с пациентом соответствует форме контакта. Первый руководящий стиль беседы необходим пациентам, нуждающимся в уходе, которые сомневаются, являются слабыми, разочарованными в лечении у врача, которые не верят в медицину и т.д.
Второй стиль необходим для борьбы с эмоционально стрессовыми пациентами, охваченными страхом. В этом случае рекомендуется использовать один из методов психотерапии - метод рассеивания страхов.
Одним из самых мощных методов психотерапевтического воздействия является метод убеждения.
в) проведите самодиагностику и определите свой ведущий канал восприятия. Сделайте вывод - как в вашей профессиональной деятельности помогает ваш ведущий канал восприятия? Какие трудности в вашей профессиональной деятельности связаны с вашим ведущим каналом восприятия?
Мой ведущий канал восприятия является кинестический канал восприятия. В своей профессиональной деятельности помогают практические упражнения. Посетителям аптеки могу предложит то или иное лекарство, проверенное и имеющее быстрый положительный результат. Трудности в работе: легко отвлекаюсь, сложно удержать фокус внимания, заниматься рутинной работой.
Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивноймодальности С. Ефремцева / методика на восприятие)
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического, помогает определить какие органы чувств скорее «откликаются» у вас при контактах с окружающим миром. Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать взаимопониманию, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся люди, с которыми вы общаетесь, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам: визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят, кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются, аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят. Инструкция к тесту: прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. +
2. Часто напеваю себе потихоньку. +
3. Не признаю моду, которая неудобна. +
4. Люблю ходить в сауну. -
5. В автомашине цвет для меня имеет значение. -
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. +
7. Меня развлекает подражание диалектам. -
8. Внешнему виду придаю серьезное значение. +