Файл: Информационная карта проекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 городского округа Чапаевск Самарской области



Выполнила:

Калишкина Елена Владимировна

ответственная за психологическое сопровождение

воспитательного процесса ГБОУ СОШ № 8 г.о. Чапаевск

Чапаевск 2013

Раздел 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема Проекта

Воспитание толерантного сознания у участников образовательного процесса.

Тип проекта:


информационно-практико-ориентированный.


Вид проекта

Групповой


Масштаб, продолжительность, сроки реализации Проекта

долгосрочный с 2012-2013 года

Основание для разработки:


  • Многонациональный состав участников образовательного процесса.

  • Cоциальная незащищенность, низкий уровень психологической адаптации родителей и учащихся образовательного учреждения.

  • Результаты психологического исследования «Толерантность в семье, обществе, школе».

  • Отсутствие психологического блока в реализующейся воспитательной программе по развитию толерантности «Мы вместе!».




Раздел 2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА


2.1 Цель Проекта

Формирование толерантного сознания у участников образовательного процесса.

2.2. Задачи Проекта

  • формирование представлений о многообразии культур в России и мире;

  • развитие умений и навыков эффективного взаимодействия  с представителями различных групп и культур;

  • воспитание учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;

  • формирование способности учащихся к личностному культурному самоопределению. 




2.3. Адресная направленность Проекта

В проекте будут участвовать педагоги, родители и обучающиеся ГБОУ СОШ №8 г.о. Чапаевск

2.5. Содержание Проекта

Данный проект представляет собой систему работы по формированию толерантного сознания у участников образовательного процесса.
Актуальность темы:

Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Колоссальные миграционные потоки – а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, – уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов.

Гражданский мир и межнациональное согласие – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе.

Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире.

Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

В ГБОУ СОШ №8 г.о. Чапаевск реализуется воспитательная программа по развитию толерантных качеств «Мы вместе!». Данная программа была разработана в 2003 году в связи с большим потоком переселенцев из стран ближнего зарубежья. Дети и подростки тяжело переживали переезд, оказывались вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптировались в новых условиях. В микрорайоне ОУ проживает большое количество цыганских семей, которым пришлось выстраивать взаимоотношения с представителями различных культур.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ ГБОУ СОШ № 8 г.о. Чапаевск

ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ



Группы языков

Учебный год

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Русскоязычная

140уч.

36%

75уч. – 20%

70уч. – 19,7%

75 уч. – 21,2%

129 уч –36%

99 уч. - 30,1%

104 уч. - 35%


Абузскотюркская (азербайджане, армяне, грузины)

90уч. – 23%

77уч. – 22%

76уч. – 21,5%

64 уч. – 18,1%

87 уч.–22,7%

70 уч. - 21,3%

53 уч. - 17.6%

Индоевропейская

(цыгане, таджики)

157уч. – 41%

204уч. – 58%

208уч. –58,8%

215 уч.–60,7%

168 уч-43,8%

164уч.- 49,8%

140 уч. - 47,1%


ГБОУ СОШ №8 г. о. Чапаевск находится в частном секторе и удалено от социокультурных центров города. Большинство семей, проживающих на данной территории относятся к категориям малообеспеченных, многодетных, социально неблагополучных. Кроме этого коллектив учащихся ежегодно пополняется детьми, которые не смогли по ряду причин ( малообеспеченность, девиантное поведение, низкая успеваемость и т.п.), обучаться в других школах города. Многие прибывшие ученики состоят на городском учете ОДН и поступили в школу по решению КДН. Образовательный уровень родителей очень низкий. Многие родители имеют начальное образование или безграмотны вовсе.
Проблема:

В реализующейся воспитательной программе «Мы вместе!» отсутствует психологический блок работы с детьми, родителями, педагогами. Поэтому возникла необходимость создания данного психологического проекта.




Этапы, содержание проекта.

Первый этап (Подготовительный):

Диагностическое исследование «Толерантность в семье, обществе, школе»:

- диагностика уровня развития качества «толерантность» у педагогического коллектива в целом (готовность педагогов слушать, видеть, слышать ребенка, принимать его таким какой он есть, общаться с ним на равных, не дозировано, а постоянно, жить интересами детей, поддерживать их.).

- диагностика уровня толерантности у детей: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой .

- диагностика уровня толерантности родителей: Опросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура).
- анализ полученных данных;

- изучение и подбор литературы.

Результаты исследования: анализ диагностики педагогов показал, что уровень толерантного сознания у педагогов сформирован на среднем уровне. Такие результаты позволяют сделать вывод, что для педагогов школы характерны наличие и толерантных и интолерантных черт.

По результатам диагностики детей выявлено:

В исследовании приняли участие 112 детей, учащиеся 5-11 классов. Среднее значение индекса толерантности учащихся ГБОУ СОШ №8 - 60, 2. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Качественный анализ аспектов толерантности позволяет использовать разделение на субшкалы. По данным показателя можно отметить тенденцию к занижению по субшкале «Социальная толерантность» возможные интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также низкие показатели по субшкале «толерантность, как черта личности» - установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

По результатам анкетирования родителей выявлено:

В исследовании приняло участие 68 родителей. Диагностика родителей показала, что большинство ( 76%) имеют средний уровень толерантности. 19% родителей имеют низкий уровень толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Вывод: исследование показало, что у всех участников образовательного процесса средний уровень по различным аспектам толерантности (социальная, этническая, как черта личности). Можно отметить, что у учащихся наиболее низкие показатели по аспекту толерантность как черта личности, а у родителей по этнической и социальной толерантности. Исходя из результатов диагностического исследования, была подобрана система психологических мероприятий направленных на формирование всех аспектов толерантного сознания у участников образовательного процесса.

Второй этап (Основной):
На начальной стадии формирования толерантного сознания у педагогов важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрировать навыки бесконфликтного общения, развивать эмоциональную гибкость, критическое мышление, способность к самоконтролю.

При работе с детьми важно обеспечить высокий уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе, толерантное поведение у учащихся.

При работе с родителями важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях в семье, со школой, повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей по вопросам формирования толерантности через семейное воспитание.


Третий этап (Заключительный):

  • мониторинг осуществления Проекта;

  • обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Проекта;

  • обмен положительным опытом с другими образовательными учреждениями и общественными организациями;

  • ежегодный фестиваль толерантности «Все мы разные» как общешкольное мероприятие;

  • выпуск памяток и информационных листов для детей и родителей «Толерантность в семье, школе, обществе»;



2.8. Ожидаемые результаты Проекта

В ходе работы у участников образовательного процесса

  • сформировано представление о многообразии культур в России и мире;

  • сформированы навыки толерантного поведения в семье, школе, обществе;

  • закреплены положительные эмоции и переживания;

  • стабилизировано эмоциональное состояние детей;

  • повышена уверенность в себе;





Раздел 3 МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ

№№

п/п

Наименование мероприятия

Период реализации

Ожидаемые результаты


Период

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

1.

Диагностика педагогов, детей, родителей с целью определения уровня развития толерантного сознания.

сентябрь











изучен уровень толерантности участников

образовательного процесса


2.

Серия занятий с педагогами:

  • Тренинговые занятия «Стресс и как от него защититься»;

  • Семинар «Проблемы межличностных взаимоотношений: ученик - учитель»;

  • Педагогический совет «Воспитание толерантности у учащихся»;

Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у педагогов».





24.09.12 - 28.09.12


29.10.12




25.01.13

15.02.13




В ходе даны мероприятий педагоги:

  • обучены стрессоустойчивости в микро и макро социуме;

  • обучены навыкам правильного выхода из конфликтных педагогических ситуаций;

  • ознакомлены с методами, формами и приемами внеклассной работы с учащимися.



3.

Серия занятий с детьми:

  • Тренинг «Приглашаем в мир общения» для детей начальной школы;

  • «Как научиться понимать друг друга» для детей среднего звена;

  • Тренинг «Жить в мире с собой и другими» для подростков.







один раз в неделю 10 занятий








В ходе данных мероприятий учащиеся обучены:

толерантному поведению;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий

воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. 

4.

Работа с родителями

Проведение классных и общешкольных собраний на тему: «Семья как носитель положительных национальных традиций», «Толерантность к другим через отношение к себе», «Проблемы межличностных отношений в семье», «Влияние методов и стилей воспитания на развитие личности детей».

Индивидуальные консультации.



20.09.12

в течение года



15.11.12



25.01.13



19.04.13

Расширена психолого-педагогическая грамотность родителей по формированию толерантного сознания в семье;

Обучены приемам оптимального взаимодействия с детьми в различных ситуациях;


5.

Выпуск памяток и информационных листов для детей и родителей «Толерантность в семье, школе, обществе»;










В течение четверти

У родителей и детей повышен уровень знаний по проблеме общения с людьми разных групп и национальностей.

6.

Выставка детских рисунков и плакатов «Мы все такие разные, но мы вместе»




16.11.13













Данный проект находится на стадии реализации основного этапа проекта, поэтому отследить результативность данной работы предстоит в мае 2013 года.


Список литературы.

  1. Г.Л. Барднер Социальная психология толерантности , СПб, 2005 г.

  2. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений, М, 2002 г.

  3. Г.У. Солдатова «Жить в мире с собой и другими» тренинг толерантности. Генезис, 2001 г.

  4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие по ред.Гурова В.Н., М, 2004 г.

  5. Учимся толерантности. Методическое пособие для проведение классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. М, 2007 г.

  6. Толерантность в общеобразовательной школе. СПб, 2006 г.

  7. Воспитание в многонациональной школе М, 2007г.