ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 городского округа Чапаевск Самарской области
Выполнила:
Калишкина Елена Владимировна
ответственная за психологическое сопровождение
воспитательного процесса ГБОУ СОШ № 8 г.о. Чапаевск
Чапаевск 2013
Раздел 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема Проекта | Воспитание толерантного сознания у участников образовательного процесса. |
Тип проекта: | информационно-практико-ориентированный. |
Вид проекта | Групповой |
Масштаб, продолжительность, сроки реализации Проекта | долгосрочный с 2012-2013 года |
Основание для разработки: |
|
Раздел 2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
2.1 Цель Проекта | Формирование толерантного сознания у участников образовательного процесса. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Задачи Проекта |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Адресная направленность Проекта | В проекте будут участвовать педагоги, родители и обучающиеся ГБОУ СОШ №8 г.о. Чапаевск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Содержание Проекта | Данный проект представляет собой систему работы по формированию толерантного сознания у участников образовательного процесса. Актуальность темы: Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Колоссальные миграционные потоки – а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, – уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Гражданский мир и межнациональное согласие – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. В ГБОУ СОШ №8 г.о. Чапаевск реализуется воспитательная программа по развитию толерантных качеств «Мы вместе!». Данная программа была разработана в 2003 году в связи с большим потоком переселенцев из стран ближнего зарубежья. Дети и подростки тяжело переживали переезд, оказывались вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптировались в новых условиях. В микрорайоне ОУ проживает большое количество цыганских семей, которым пришлось выстраивать взаимоотношения с представителями различных культур. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ ГБОУ СОШ № 8 г.о. Чапаевск ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ГБОУ СОШ №8 г. о. Чапаевск находится в частном секторе и удалено от социокультурных центров города. Большинство семей, проживающих на данной территории относятся к категориям малообеспеченных, многодетных, социально неблагополучных. Кроме этого коллектив учащихся ежегодно пополняется детьми, которые не смогли по ряду причин ( малообеспеченность, девиантное поведение, низкая успеваемость и т.п.), обучаться в других школах города. Многие прибывшие ученики состоят на городском учете ОДН и поступили в школу по решению КДН. Образовательный уровень родителей очень низкий. Многие родители имеют начальное образование или безграмотны вовсе. Проблема: В реализующейся воспитательной программе «Мы вместе!» отсутствует психологический блок работы с детьми, родителями, педагогами. Поэтому возникла необходимость создания данного психологического проекта. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы, содержание проекта. | Первый этап (Подготовительный): Диагностическое исследование «Толерантность в семье, обществе, школе»: - диагностика уровня развития качества «толерантность» у педагогического коллектива в целом (готовность педагогов слушать, видеть, слышать ребенка, принимать его таким какой он есть, общаться с ним на равных, не дозировано, а постоянно, жить интересами детей, поддерживать их.). - диагностика уровня толерантности у детей: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой . - диагностика уровня толерантности родителей: Опросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура). - анализ полученных данных; - изучение и подбор литературы. Результаты исследования: анализ диагностики педагогов показал, что уровень толерантного сознания у педагогов сформирован на среднем уровне. Такие результаты позволяют сделать вывод, что для педагогов школы характерны наличие и толерантных и интолерантных черт. По результатам диагностики детей выявлено: В исследовании приняли участие 112 детей, учащиеся 5-11 классов. Среднее значение индекса толерантности учащихся ГБОУ СОШ №8 - 60, 2. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Качественный анализ аспектов толерантности позволяет использовать разделение на субшкалы. По данным показателя можно отметить тенденцию к занижению по субшкале «Социальная толерантность» возможные интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также низкие показатели по субшкале «толерантность, как черта личности» - установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. По результатам анкетирования родителей выявлено: В исследовании приняло участие 68 родителей. Диагностика родителей показала, что большинство ( 76%) имеют средний уровень толерантности. 19% родителей имеют низкий уровень толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира. Вывод: исследование показало, что у всех участников образовательного процесса средний уровень по различным аспектам толерантности (социальная, этническая, как черта личности). Можно отметить, что у учащихся наиболее низкие показатели по аспекту толерантность как черта личности, а у родителей по этнической и социальной толерантности. Исходя из результатов диагностического исследования, была подобрана система психологических мероприятий направленных на формирование всех аспектов толерантного сознания у участников образовательного процесса. Второй этап (Основной): На начальной стадии формирования толерантного сознания у педагогов важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрировать навыки бесконфликтного общения, развивать эмоциональную гибкость, критическое мышление, способность к самоконтролю. При работе с детьми важно обеспечить высокий уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе, толерантное поведение у учащихся. При работе с родителями важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях в семье, со школой, повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей по вопросам формирования толерантности через семейное воспитание. Третий этап (Заключительный):
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.8. Ожидаемые результаты Проекта | В ходе работы у участников образовательного процесса
|
Раздел 3 МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ
№№ п/п | Наименование мероприятия | Период реализации | Ожидаемые результаты | |||
Период | ||||||
1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | |||
1. | Диагностика педагогов, детей, родителей с целью определения уровня развития толерантного сознания. | сентябрь | | | | изучен уровень толерантности участников образовательного процесса |
2. | Серия занятий с педагогами:
Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у педагогов». | | 24.09.12 - 28.09.12 29.10.12 | 25.01.13 15.02.13 | | В ходе даны мероприятий педагоги:
|
3. | Серия занятий с детьми:
| | один раз в неделю 10 занятий | | | В ходе данных мероприятий учащиеся обучены: толерантному поведению; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. |
4. | Работа с родителями Проведение классных и общешкольных собраний на тему: «Семья как носитель положительных национальных традиций», «Толерантность к другим через отношение к себе», «Проблемы межличностных отношений в семье», «Влияние методов и стилей воспитания на развитие личности детей». Индивидуальные консультации. | 20.09.12 в течение года | 15.11.12 | 25.01.13 | 19.04.13 | Расширена психолого-педагогическая грамотность родителей по формированию толерантного сознания в семье; Обучены приемам оптимального взаимодействия с детьми в различных ситуациях; |
5. | Выпуск памяток и информационных листов для детей и родителей «Толерантность в семье, школе, обществе»; | | | | В течение четверти | У родителей и детей повышен уровень знаний по проблеме общения с людьми разных групп и национальностей. |
6. | Выставка детских рисунков и плакатов «Мы все такие разные, но мы вместе» | | 16.11.13 | | | |
Данный проект находится на стадии реализации основного этапа проекта, поэтому отследить результативность данной работы предстоит в мае 2013 года.
Список литературы.
-
Г.Л. Барднер Социальная психология толерантности , СПб, 2005 г. -
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений, М, 2002 г. -
Г.У. Солдатова «Жить в мире с собой и другими» тренинг толерантности. Генезис, 2001 г. -
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие по ред.Гурова В.Н., М, 2004 г. -
Учимся толерантности. Методическое пособие для проведение классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. М, 2007 г. -
Толерантность в общеобразовательной школе. СПб, 2006 г. -
Воспитание в многонациональной школе М, 2007г.