Файл: Реферат Тема Тишина как форма коммуникации Студент группы юс31121 (2) Регула Д. А. Омск 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сопоставление мнений относительно функционального  потенциала говорит о том, что  все исследователи выделяют оценочную  функцию молчания, понимая её либо как выражение оценки действиям собеседника, отношения к нему, либо как выражение поверхностного, субъективного суждения по какому-либо вопрос. Интересна также точка зрения C.Ю. Данилова, который полагает, что контактная и дисконтактная функции (молчание как маркер полного взаимопонимания людей или, наоборот, как символ отчужденности друг от друга) являются организационными для характеристики проявления остальных функций. Относительно же принципов выделения других функций существует большой разброс мнений, которые с трудом поддаются [3;72].

 Следует заметить, что обобщённая система классификации функций ещё не полностью разработаны. Отчасти это можно объяснить различием в трактовке самого речевого акта молчания, а также сложностями при интерпретации в некоторых коммуникативных ситуациях таких феноменов, как «молчание», «пауза» и «умолчание». Кроме того, определённым препятствием при выделении отдельных функций молчания является наличие различных видов молчания, а также и то, что молчание служит средством выражения различных интенций говорящего. Характерно, что, судя по результатам цитируемых исследований, каждый речевой акт молчания может следовать за любым речевым действием или предшествовать ему. Заметим особо, что затронутый аспект пока ещё не получил специального освещения и нуждается в детальном изучении молчания в структуре той или иной интеракции. Это тоже серьезно затрудняет поиски теоретических интерпретаций изучаемого феномена [3; 77].

Для решения  поставленной научной задачи – изучения функций молчания в структуре интеракции – наиболее перспективной представляется классификация функций молчания С.В. Крестинского, поскольку она позволяет наиболее полно и дифференцированно определить функциональный потенциал данного феномена. С.В. Крестинский выделяет, исходя из содержательной интерпретации молчания в коммуникации восемь функций: контактную, дисконтактную, эмотивную, информативную, стратегическую, риторическую, оценочную и акциональную[4;92]. Но, скорее всего, функциональный потенциал молчания нельзя исчерпать названными функциями и таким образом свести к некоторому конечному набору функций.

Особенностью  молчания является его многозначность, способность допускать огромное количество трактовок – в зависимости  от взаимодействия дискурсивно значимых параметров. Поэтому представляется возможным разделить все случаи использования речевого акта молчания в коммуникации на три неравновеликие группы по характеру выполняемых в данных целях функций и возможности интерпретации речевого акта изучаемого типа слушающим (собеседником того, кого молчит).


Первую группу составляют те случаи, в которых  функции молчания определяются в  опоре на содержательный критерий достаточно беспроблемно. Как правило, в таких  условиях молчание не является амбивалентным, и его содержательная интерпретация не представляется сложной для обоих интерактантов. Например, информативная функция – молчание сигнализирует о незнании студентом ответа на вопрос.

Логично будет  предположить, что молчание здесь  может иметь только одно значение, а именно: сигнал незнания материала экзамена студентом.

Вторую группу материала составляют те случаи, где  функции молчания можно трактовать двояко. В таких случаях можно говорить об эмотивной (молчание свидетельствует о внезапном страхе одного из коммуникаторов) и стратегической (молчание выражает нежелание сказать правду) функциях. В отличие от случаев первого типа здесь функции молчания определяются не только по обстановке и ситуации общения, но и по использованию одним из коммуникаторов невербальных средств общения: жестов, мимики и др.

В третью группу входят случаи, в которых достаточно сложно однозначно определить функцию: ведь молчание и отличается от других актов тем, что допускает большое  количество содержательных интерпретаций.

В таких случаях не представляется возможным четко установить причины, следствие и смысл молчания. Ясным представляется только, что молчание является единственным на данный момент способом поведения одного из коммуникаторов. Молчание в данном случае может свидетельствовать об эмоциональном состоянии: сомнение, нерешительность, безысходность (эмотивная функция), о презрении, неодобрении, согласии, наличие противоречий собеседников друг с другом (стратегическая, информативная, контактная функции).

На основе анализа  примеров можно утверждать, что молчание является бесспорным компонентом дискурсивной стратегии определённого типа, стратегическим средством, которое используется одним из коммуникаторов для достижения своей коммуникативной цели при воздействии на собеседника, в то время как другие речевые акты оказываются менее эффективными в той или иной ситуации. Следует заметить, что восприятие молчания слушающим зависит не только от интенций говорящего (молчащего), но и от ситуации общения, т.е. коммуникативной обстановки.

2. Молчание в коммуникативном аспекте

2.1 Молчание в контексте коммуникации

 

Молчание можно  рассматривать в контексте межличностной  коммуникации, а также в контексте  социальной коммуникации.



 Межличностная коммуникация  – это взаимодействие между  небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большей мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществить обратную связь.

Молчание в  межличностной коммуникации представляет собой пропущенную речевую реакцию и допускает бесчисленное количество интерпретаций в зависимости от конкретной речевой ситуации. Молчание чаще всего выражает несогласие, тот или иной вид оппозиции, несмотря на то, что существует выражение «Молчание – знак согласия». На наш взгляд, это выражение было придумано, как способ заставить «молчащего» оппонента вербально выражать свое несогласие, дабы его молчание не сочли за согласие. Вот пример такого молчания из устной речи:


А: Ты знаешь, я не хочу идти в кино. Давай не пойдем?

В: … (молчит)

А: Ну, там все  равно сегодня фильм неинтересный, а на улице-то сегодня как холодно.

В: … (молчит)

А: Ну ладно, ладно, пойдем.

Этот пример подтверждает правоту Генри Уилера Шоу, который сказал однажды: «Молчание – один из наиболее трудно опровергаемых аргументов», фраза которого в настоящее время стала афоризмом6.

Молчание может выражать, позицию невмешательства, самоустранения. То есть молчанием адресат может дать понять, что не будет препятствовать действиям говорящего, но не хочет нести за них ответственность. Не выражение мнения обычно происходит из боязни или во избежание нежелательных последствий:

Тут бы можно поспорить нам, но я молчу:

Два века ссорить не хочу. (Пушкин)7

Вот пример из устной речи: Она сказала, чтобы все к восьми были уже на месте. А мы промолчали, конечно, спорить-то никто не захотел. С ней свяжешься – проблем не оберешься. Пример еще один:

- Нет, нет,  это слишком тяжелая профессия, - закрыла тему Вера Александровна,  и Николай Афанасьевич… смолчал. (Л. Улицкая, «Два рассказа»).

Молчание может  выражать различные эмоциональные  реакции, а именно: удивление, недоумение, возмущение, сомнение, растерянность  и др. Вот отрывок из интервью с режиссером И. Мироновой, опубликованного  в журнале «MINI»:

MINI: В других  интервью вы не раз говорили, что планируете снять большое  кино… Миронова: Болезненная тема. (Долго молчит. Смотрит в сторону). Я точно сниму кино!


То, что молчание в данном случае было зафиксировано, специально упомянуто, показывает, что оно не было обычной паузой в диалоге как результат диалогического обрыва из-за волнения или трудности подбора слов, т.к. интервью не предполагает фиксации таких незначащих, неинформативных пауз. Журналист специально оговаривает это молчание, чтобы передать смятение в душе интервьюируемого, его сомнение, внутреннюю борьбу.

В данном примере  молчание выражало удивление и даже возмущение. Примечательно, что акт  молчания был выражен на письме с  помощью не слов, а знаков препинания. В «Справочнике по русскому языку» Розенталя говорится о том, что употребление знаков препинания (главным образом вопросительного и восклицательного знака) в качестве самостоятельных объясняется тем, что значение их настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т.п. даже без слов.

Отсюда следует, что паузы, обозначаемые на письме этими  знаками, несут определенную информацию об эмоциональном состоянии участников диалога.

Молчание может  говорить о том, что человек не находит в себе душевные силы сказать о чем-то, то есть информация, которую хочет передать человек, несет такую тяжелую эмоциональную нагрузку, что он не может передать ее вербально: Сказать о смерти матери сестры не смогли. Молчали. (Л. Улицкая, «Два рассказа»).

Молчание может  выражать то, что человек задумываясь  о чем-то, «говорит сам с собой»:

- Не надо, Ксана, тебе этого знать.

- Раз о тебе – значит, надо.

Он помолчал и сдался. Она не из тех, кому отказывают. (Н. Смирнова, В день желтого тумана).

Молчание может  говорить о том, что собеседник не желает продолжать общение.

Пример из устной речи: "Я перед ней и так и сяк извинялся, а она уперлась как баран и молчит. Ну, вижу, разговор не клеится, плюнул да ушел"8.

Молчание в  социальной коммуникации имеет некоторые отличия от молчания в межличностном взаимодействии. Это обусловлено самими особенностями социальной коммуникации. Так, в ней нет такого непосредственного контакта, как при межличностном общении. Поэтому «молчание в социальной коммуникации не предполагает отсутствие именно устной речи, говорения. Оно противостоит любой форме выражения социального протеста, даже не собственно языковой. Более того, устное выражение мнения
, высказанное частному адресату и «прозвучали» в общественной среде, приравнивается к молчанию» .

Молчание в  социальном контексте чаще всего  подвергаются отрицательной оценке: Ужасно, когда люди видят несправедливость и молчат. Особенно негативно оценивается  молчание, как считает Н.Д. Арутюнова, тех людей, «которые по определению должны иметь что сказать, - писателем, общественные деятели, проповедники, учителя жизни. Ситуация молчания в этом случае интерпретируется как ненормативная – как знак творческого кризиса, как вынужденность, определяемая социальными условиями, иногда как пауза»


Как сердцу высказать  себя?


Другому как  понять тебя?


Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь  ключи,-

Питайся ими - и  молчи9.

«Люди боятся молчания в той же мере, что и одиночества: и в том, и в другом им чудится призрак небытия» (Андре Моруа)10

Молчание такое емкое, многогранное, наполненное разными смыслами, подтекстами слово. Данная тема позволила мне погрузиться в изучение молчания, прочувствовать, поразмышлять над своим молчанием и молчанием в моей семье.

Учеными проводились  исследования, какие ассоциации возникают у разных людей в ответ на слово «Молчание». Поинтересовался у своих родных, друзей, знакомых.

Оказалось, что  у всех возникают очень разные ассоциации и главное они - по-разному  эмоционально заряжены.

У кого-то «Молчание» ассоциируется с тишиной и как следствием – одиночеством, грустью, тоской, «пустой комнатой»…

У кого-то «Молчание» это тоже тишина, но тишина со спокойствием, отдыхом, уединением и возможностью побыть наедине с собой и собственными мыслями. У некоторых людей «Молчание» связано с обидой, выражением неприязни, напряжением в отношениях с другим человеком. Часто возникали ассоциации связанные с бездействием (отсутствие разговора, нежелание говорить).

 

2.2 Молчание и слово. Аспекты взаимодействия

Проблема взаимоотношения  молчания и слова не может не обсуждаться  в контексте повседневной коммуникации, поскольку общение представляет собой постоянное взаимодействие речевых  актов молчания и говорения в  различных пропорциях. Парадигма  вопросов, освещающих соотношение слова и молчания, принципиально неисчерпаема и тяготеет к постоянному пополнению: новые коммуникативные ситуации несут с собой новую нагрузку для слова и новые контексты употребления молчания ( в данном случае мы не будем обращаться к т.н. некоммуникативным контекстам употребления молчания - религиозно-мистическом, эстетическом, ритуальном и т.д.). И тем не менее, данная парадигма может быть представлена следующим (не закрытым и не полным) перечнем дискуссионных вопросов.