Файл: 1. Определите значение терминов доктрина, светскость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет№6

1.Определите значение терминов: «Ақ сүйек», «Қара сүйек».

Аксуйе́к (каз. ақсүйек — букв. «белая кость») — привилегированная часть традиционного казахского общества (аристократия, «голубая кровь»), стоящая вне родоплеменного и жузового деления. В сословие ак суйек входили султаны-чингизиды, или торе. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Из чингизидов-торе избирали ханов, которые управляли жузами. Аксуйек не подлежали суду биев, освобождались от налогов. К ак суйек относились также представительства духовенства – ходжи. К ним относились потомки первых арабов миссионеров – проповедники ислама.

Кара суйек (каз. қара сүйек — «черная кость») — часть казахского общества в период ханской власти, основное сословие, включающее представителей тюркских племен и не являющихся потомками Чингисхана. К карасуйек относились: бии, батыры, толенгуты, рядовые скотоводы, земледельцы и рабы. Это сословие подчинялось всем законам, установленным ханом, и выплачивало налоги. Поначалу представители карасуйек могли управлять лишь родами и аулами, но с конца XVI века они стали допускаться к власти. У представителей кара суйек сохранялось деление на отдельные роды и племена.

2. Охарактеризуйте этапы этногенеза на территории Казахстана.

Этапы формирования казахского народа. Историю процесса обра¬зования (этногенеза) на территории Казахстана можно разделить на два больших этапа: индоевропейский и тюркский.

Первый этап этногенеза на территории Казахстана охватывает эпоху бронзы и железа. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) жили андроновцы европеоидного типа и индоевропейской языковой семьи. В период железа расселяются саки, сарматы и уйсуны и, по мнению ученого-антрополога О. Исмагулова, их черты лица схожи с обликом андроновцев. Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами появляются монголоидные признаки.

Второй, основной, этап связан с образованием тюркских государственных объединений в VI–XIII вв. Тюркские племена, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, уйсунов, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку: увеличили долю монголоидных черт в облике населения и распространили тюркский язык как основной. Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Из-за нашествия было разрушено хозяйство, сопровождалось опустошением земель, массовым истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожением материальных и культурных ценностей. У тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика. И такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности, оно было отброшено на 150–200 лет вперед.

Третий, завершающий, этап связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода: Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда и Могулистан. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Ак Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена, их называли узбеками. Жителей Ногайской Орды называли мангытами или ногаями. В письменных источниках население Могулистана называли могулами, и среди племен наиболее многочисленными были племена уйсунов, часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли «дулаты». Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Казахстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом. Все условия и предпосылки формирования казахской народности сложились в XIV–XV вв. Процесс завершается с образованием Казахского ханства. На основе схожести языков этих племен формируется единый казахский язык, и население приобретает единый монголоидный антропологический тип.

3.Существует точка зрения, что все культуры степной цивилизации с

эпохи бронзы до средневековья имеют преемственность и составляют

единый исторический процесс. Согласны ли Вы с данным

утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее

двух аргументов и фактов.

В этой великой цивилизации разные народы, сменяя друг друга в степи, неизменно передавали эстафету культурных наработок и достижений, создавая преемственность, которой не меньше 3 тысяч лет. Без этой преемственности, без этой передачи культурных наработок, никто не смог бы выжить в степи. Степные скотоводческие культуры бронзы до средневековья обнаруживают черты преемственности и взаимовлияния. Исторические жители перенимали друг у друга лучшее и использовали в своей жизни. Так, лучшие образцы оружия, сбруя и седла, украшения, выполненные в "зверином стиле” кочевниками, пользовались большим спросом у горожан. А кочевники пытались перенять для себя лучшие образцы жилищного строительства, секреты изготовления ювелирных украшений.Итак, взаимоотношения между двумя цивилизациями, их экономическое и культурное сотрудничество продолжались с древних времен и до средних веков.
1.Например овладение технологией кочевого скотоводства. Тюрские государства продолжили обьединение тюрских племен и сохранили тип кочевой государственности.

2 Сохраняли политическую и идейную преемственность, передавая по наследству код евразийства. Основатели империи Хунну (Модэ-шаньюй),

Тюркского каганата (Бумын-каган), Золотой Орды (Джучи, Бату, Берке, Менгу-Тимур-хан), Казахского ханства (Жанибек и Керей) были носителями идеи «Мәңгілік Ел».

Открывать эти достижения через археологию, материальные находки – великая и интересная задача историков.