Файл: Глобализация экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Почтовое обслуживание и служба курьерской связи, куда включается сбор, транспортировка и доставка писем, газет, периодических изданий, посылок и бандеролей, осуществляемые национальной почтовой службой и другими предприятиями почтовой связи; а также услуги почтовых отделений.

Строительные услуги включают сооружение строительных объектов и монтаж оборудования, выполняемые работниками предприятия на временной основе за пределами экономической территории, на которой оно находится.

Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров (и наоборот). К таким услугам относится страхование внешнеторговых грузов (то есть страхование экспортных и импортных товаров во время их транспортировки), страхование жизни, включая пенсии, от несчастных случаев и аварий, медицинское страхование, страхование гражданской ответственности и т.д., а также перестрахование и комиссионные платежи страховым агентам.

Финансовые услуги включают посреднические и вспомогательные услуги 9за исключением страховых компаний и пенсионных фондов), оказываемых резидентами одной страны резидентам другой страны. К этой категории относятся: комиссионные сборы, связанные с оформлением аккредитивов, кредитных линий, финансового лизинга, операциями с иностранной валютой, предоставлением потребительских и коммерческих кредитов, брокерские операции, размещением ценных бумаг и прочее. Вспомогательные услуги включают контроль за деятельностью финансовых рынков и его регулирование, обеспечение безопасного хранения ценностей, проведение доверительных операций и т. д.

Компьютерные и информационные услуги охватывают операции, связанные с обработкой данных и информационных сообщений. Это: базы данных - создание, хранение, обработка данных, консалтинг в области вычислительной техники и оборудования, разработка и внедрение программного обеспечения, эксплуатация и ремонт вычислительной техники, услуги информационных агентств, прямая (индивидуальная) подписка на газеты и периодические издания.

Роялти и лицензионные платежи включают обмен потоками платежей между резидентами и нерезидентами за пользование на законных основаниях не произведенными нефинансовыми активами нематериального характера и правами собственности (такими как патенты, авторские права, торговые знаки, технологические процессы и т. д.) и использование (на основе лицензионных соглашений) произведенных оригиналов и прототипов или опытных образцов.


Прочие деловые услуги охватывают различные виды международных услуг, не рассмотренные в выше изложенных категориях. Сюда относятся: перепродажа товаров за границей (оптовая, розничная); техническое обслуживание и ремонт товаров (например, автомобилей и т. п.), предметов личного пользования и бытовых товаров; операционный лизинг (аренда) машин, оборудования, транспортных средств, предметов личного пользования, и бытовых товаров и т. д.; юридические, бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и услуги по связям с общественностью; реклама, изучение рынка, опросы общественного мнения; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; услуги в области архитектуры, инженерных работ и прочие услуги технического характера; услуги в области сельского хозяйства, добывающей промышленности и переработки на местах; прочие деловые профессиональные и технические услуги.

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха включают:
а) аудиторские программы и связанные с ними услуги: услуги, связанные с созданием художественных фильмов, радио- и телевизионных программ и записью музыкальных произведений (здесь учитываются платежи или поступления от проката, оплата труда актеров, режиссеров, постановщиков, являющихся резидентами данной экономики, за создание театральных постановок и музыкальных, спортивных или цирковых программ за рубежом, а также платежи за право демонстрации этих постановок и программ на телевидении, радио и т.д.);

б) прочие услуги в сфере культуры и отдыха: услуги, связанные с работой музеев, библиотек, архивов, по организации спортивных мероприятий, а также услуги, оказываемые преподавателями и медицинскими работниками за рубежом, включая оплату услуг, представляемых заочно.

Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям, включают все остальные внешнеэкономические операции по оказанию услуг системой государственного управления (в том числе международными организациями), которые не вошли ни в одну и предыдущих классификационных групп. Это: внешнеторговые операции посольств, консульств, военных представительств и оборонных организаций, осуществляемые с резидентами страны, в которой они находятся, а также с другими странами мира. Сюда включают услуги по всем аспектам управления на государственном уровне; административные услуги учреждений, обеспечивающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры и другие социальные услуги, кроме услуг в области социального страхования; административные услуги по повышению эффективности коммерческой деятельности; административные услуги, связанные с иностранными делами; дипломатические и консульские услуги за границей; услуги, связанные с внешнеэкономической помощью, иностранной военной помощью и прочие.


Для получения информации по международной торговле услугами Госкомстат России использует, прежде всего, формы отчетности предприятий, в которых они приводят показатели поступлений и расходов по зарубежным странам (без стран СНГ ) - в иностранной валюте, по странам СНГ - в российских рублях. Данные по финансовым услугам поступают от банка России и получаются им по форме отчетности коммерческих банков, разработанной для составления платежного баланса.
Внешнеторговый оборот услугами концентрируется в группе развитых стран. Главные экспортеры - США, Голландия, Франция и Великобритания , в большой степени импортируют услуги Германия ,Япония ,Италия . И здесь по темпам роста лидирует финансовые и компьютерные услуги , а также бухгалтерские , аудиторские , рекламные ,юридические , консалтинговые по вопросам маркетинга , управления ,повышения эффективности и т.д. В 1997 г . на долю развитых стран приходилось 88 % всего экспорта деловых услуг . Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения ,образования , науки, культуры и искусства. Сохраняющая не транспортабельность многих услуг определят более крупную роль зарубежных инвестиций в этой сфере . К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональных компаний многих отраслей .Прямые инвестиции идут в телекоммуникации , торговлю и многие отрасли услуг - общественное питание , банковскую сферу ,страховой бизнес ,деловые услуги , здравоохранение и т.д. Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими , чем на товарных рынках , услуги активно содействовать глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.

3. Государственное регулирование внешнеэкономических связей – важный элемент механизма государственного регулирования экономики, который осуществляется с помощью методов тарифного и нетарифного влияния государства на основные формы международных экономических отношений (на международную торговлю, вывоз капитала, международные кредитные отношения, международные валютные (расчетные) отношения, международное производственное и научно-техническое сотрудничество, международную миграцию рабочей силы).

государственного регулирования внешнеэкономических связей является международная торговля, международные валютные отношения
, международный рынок ссудных капиталов. Осуществляется государственное регулирование внешнеэкономических связей регулированием платежного баланса и его составной части – торгового баланса, изменением валютных курсов в соответствии с правилами Международного валютного фонда.
Первая попытка государственного регулирования внешнеэкономических связей – политика меркантилистов, которые считали, что государство должно регулировать внешнюю торговлю. Целью такого регулирования было накопление богатства (денег), что в эпоху раннего меркантилизма достигалось государственным ограничением внешней торговли, политикой протекционизма, т.е. высоких торговых пошлин на ввозимые из-за границы товары. Элементы протекционизма используются в государственной внешнеэкономической политике и ныне как метод защиты внутренних производителей от конкурентоспособных импортных товаров.

Не потеряла актуальности и политика поздних меркантилистов (фритредерство), направленная на развитие внешней торговли. Регулирующая функция государства в этом случае заключается в обеспечении положительного торгового сальдо, величина которого является показателем роста богатства государства.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей – объективно и необходимо в современных условиях, поскольку:
предприниматели в области внешнеэкономической деятельности и специального производства намеренно пытаются снизить объемы товарооборота, чтобы скрыть определенную его часть от налогообложения, оставить часть валютной выручки за рубежом. Это причиняет ущерб государству, потому что не все средства поступают в государственный бюджет. Государство, таким образом, не может в полном объеме реализовать свои экономические функции, свою социально-экономическую политику;

из-за ограниченности сырья и энергетических ресурсов, высоких цен на соответствующие товары увеличивается стремление некоторых предпринимателей поживиться за счет государственного богатства. Это подрывает экономический потенциал и препятствует решению социальных проблем.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей направлено на:
обеспечение открытости вхождения экономики в мировое экономическое пространство на основе как традиционных, так и качественно новых форм интегрирования;

преодоление дискриминационной политики во внешней торговле стран, царящих в этой сфере и стремящихся к глобальному переделу мировых рынков. Такая политика направлена на создание закрытых региональных группировок, куда из определенных соображений не имеют доступа некоторые страны (примером может служить европейский рынок ЕС – 15 стран);


на обеспечение свободного перелива капиталов, совместного создания конкурентоспособных производств и транснациональных корпораций;

сотрудничество в научных исследованиях, особенно в отраслях, требующих многочисленных ресурсов, например, в космической отрасли;

использование иностранных кредитов (особенно инвестиционных);

государственную поддержку отечественных производителей, стимулирование производства товаров на внешний рынок, защиту от иностранных конкурентов, разработку стратегии поставки товаров на мировой рынок, повышение эффективности внешней торговли в целом;

создание условий, обеспечивающих надежный валютный и экспортно-импортный контроль;

снижение валютного долга;

сокращение дефицита платежного баланса.

Различают тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Их применение определяется экономическими и финансовыми условиями, задачами экспортно-импортной политики.
Тарифные методы основаны на использовании таможенных тарифов и таможенных сборов.
Таможенные тарифы – систематизированные по группам товаров пошлины, взимаемые в стране с импортированных, экспортированных или транзитных товаров и услуг. Обычно они устанавливаются на национальном уровне, но существуют единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Таможенные тарифы влияют на цену товаров, поэтому они должны быть научно обоснованы.
Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей:
количественное ограничение экспорта определенного сырья посредством лицензирования и квотирования, когда лицензии выдают в соответствии с установленными экспортно-импортными квотами;

запретительные пошлины, защищающие отечественных производителей от иностранных конкурентов;

прямое и качественное субсидирование экспорта, предоставление льгот отдельным производителям или регионам в соответствии с их спецификой или спецификой их товаров. При этом учитываются потенциальные возможности этих производителей или регионов и вклад в государственную казну;

государственное регулирование банковских расчетов посредством использования иностранных кредитов, валютного и экспортного контроля, сдерживания незаконного размещения валютной выручки за рубежом, регулирование бюджетных средств, необходимых для финансирования покупки иностранной валюты с целью удовлетворения потребностей в импорте.