Файл: История развития доу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История развития ДОУ

X—XV века

В сложный период зарождения и формирования Древнерусского государства, во времена феодальной раздробленности, при отсутствии единого управления управленческие функции при князьях осуществляли отдельные должностные лица (служивые люди) иногда с небольшим числом помощников (дьяков). В этих условиях получила определенное развитие одна из отраслей делопроизводства, а именно документирование. О достаточно высоком уровне культуры подготовки документов в то время свидетельствуют договоры с Византией, жалованные и вкладные грамоты, завещания, личные переписки и др.

В этот период главным образом документируются правовые отношения: создаются объемистые правовые акты, например «Русская Правда», многочисленные разновидности уставных, вкладных, купчих грамот, разного рода житийные записи

Самой древней формой документа на Руси была грамота — лист пергамента шириной около 15—17 см. Пергамент представлял собой специальным образом выделанную телячью, баранью или козлиную кожу. Размеры документа могли быть разной длины (десятки метров) за счет подклейки следующих листов, образуя собой столбец, столпик. Отсюда название данной технологии работы с документами — столбцовое делопроизводство.

XVIII век





Система делопроизводства, сложившаяся в учреждениях XVIII в., получила название коллежское. Его организация регламентировалось законодательством. Основным законодательным актом стал «Генеральный регламент», утвержденный 28 февраля 1720 года Петром I. Он определил структуру коллегии, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка, организацию работы с документами: правила регистрации, контроль за исполнением документов, порядок из составления, удостоверения, хранения. Организация делопроизводства коллегий возлагалась на канцелярию. Здесь готовились дела для слушания на заседании присутствия, оформлялись в соответствии с правилами принятые решения, регистрировались входящие и исходящие документы, осуществлялся контроль за их исполнением, хранились документы, по которым были приняты решения, и копии отосланных документов, а так же печать коллегии.

XIX- начало XX века

Вследствие ослабления высшего и центрального аппаратов управления государством Александр I проводит реформы, существенным моментом которых была замена коллегий на министерства. Министерское управление как более гибкое и оперативное законодательно было закреплено Манифестом от 25 июня 1811г. «Общее учреждение министерств».

С введением министерств коллегиальная процедура принятия решений была заменена на единоличную, что повлекло за собой изменение организационной структуры центральных органов управления государством и сказалось наделопроизводственном обеспечении их работы. Система делопроизводства этого периода получила название министерской. Ее также называют исполнительной, поскольку принцип единоначалия подразумевает личную ответственность каждого должностного лица за неукоснительное исполнение своих непосредственных обязанностей.

Министерское делопроизводство характеризуется расширением видового состава документации, увеличением объемов переписки, унификацией форм документов, расширением системы архивов (до 120 тыс.).

В целом организация работы с документами в рамках министерского делопроизводства представляла собой четкую систему движения документов (на современном языке — документооборот), включая и архивное хранение. Особое внимание в министерском делопроизводстве уделялось контролю исполнения (ревизии) документов. Контроль исполнения проводился по следующим показателям: «1) В порядке ли дела содержатся. 2) Верно ли составляются им заглавия. 3) Нет ли медленности в делопроизводстве. 4) Не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности».

ХХ — настоящее время

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд общегосударственных нормативно-правовых актов, регламентирующих общие правила подготовки, оформления и организации работы с документами. Нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления разрабатываются различными органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.