ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема Коллективизация в Казахстане.
Раздел: | Казахстан в период тоталитаризма | |
ФИО педагога | | |
Дата: | | |
Класс: 9 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока | Коллективизация в Казахстане. Урок 2 | |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 8.4.1.2 анализировать последствия насильственной коллективизации на сельское хозяйство; | |
Цели урока | - познакомиться с новыми понятиями; - определить причины начала коллективизации; - определить последствия коллективизации для сельского хозяйства Казахстана. | |
Ресурсы | презентация, Кунделик |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока . | Приветствие, проверка связи, присутствующие, готовность к уроку В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В развитии кооперативного движения провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахстане к весне 1932 г. - Кто стал руководителем проведения коллективизации в Казахстане и как называлась его программа? Сегодня мы с Вами поговорим об одной из самых трагичных страниц истории нашего государства, рассмотрим темы посвященные трагедии казахского народа в годы коллективизации в Казахстане. Коллективизация вошла в историю Казахстана под названием «геноцид Голощекина». Эта политика обрекла казахский народ на голод, сделала его беженцами из родной земли в мирное время, уничтожила треть народа… Тема урока очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы знать о них, чтобы нашу Родину сделать свобод¬ной, демократической, открытой. Мы перелистаем страницы истории Казахстана 20-30-х годов и позна¬комимся с очень страшной страницей нашей истории. Проблемное задание на урок О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что: - Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество; - Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми; - Она решит продовольственные проблемы страны Приход к власти Голощекина Рассказ учителя ( слайд презентации) (1876-1941) - советский государственный и партийный деятель, сталинист. Ф. И. Голощекин, возглавив краевую партийную организацию, избрал курс на обострение классовой борьбы в ауле под лозунгом «Советизация аула», тем самым создав идейно-политическую основу для проведения «новой революции» в Казахстане, так называемого «Малого Октября». -В 1928 г. были предприняты чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок, при этом с ведома Ф. Голощекина 3,1 миллиона крестьян были подвергнуты репрессиям. Ф. Голощекин был активным проводником насильственной коллективизации в Казахстане, когда от голода и лишений погибло более миллиона крестьян. -Репрессирован, в 1941 г. расстрелян. | отвечают на вопросы учителя отвечают на вопросы учителя Используя материал учебника стр. 92-93 Приведи не менее трех доказательств о том, что политика Ф.Голощекина нанесла урон экономике Казахстана . | самооценивание | |
Середина урока | Знакомит с планом урока Учащихся План урока 1.Политика коллективизации и оседания 2.Последствия коллективизации Итак ,давайте поговорим о самом ходе коллективизации Ход коллективизации в Казахстане • закончить к весне 1932 г. • основная форма колхозов : в зерновых районах –артель, в животноводческих – ТОЗ и косьбе • июнь 1929 г. – форсирование колхозного движения • октябрь 1929 г. – создание МТС • привлечение8 тысяч рабочих для организации колхозов (по примеру русской деревни) Совместно проведение оседания кочевников • полный процесс оседания завершить к 1933 г. итоги:?О чём говорят эти цифры? 1) 1928 г. – 2% колхозов 3 апреля 1930 г. – 56, 4 % Октябрь 1931 г. – 65 % 2) Заготовка мяса в 1929 г. – большой % скота изъят • «перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять» - Тургай 3) Репрессии против тех, кто не желал идти в колхозы - раскулачивание, выселение - уголовное наказание, осуждение «тройками» ОГПУ ГОЛОД – 1930-1932 гг. Рассказ материала из приложения В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930–1932 гг. разразился голод. Причины голода: Скопление огромного количества скота на ограниченной территории; Ограниченность пастбищных угодий; Недостаточная обеспеченность скота. Информация о Татьяне Невадоской (слайды и материал для учителя ) Последствия : Из 6, 2 млн. человек 1) гибель 2,1 млн. человек, 0,4 – некоренное население казахов – 1750 тысяч =40% , восстановлено к 1969 г. 2) откочёвки = миграция –около 1 млн. человек, 616 тысяч – не вернулись, 416 – вернулись 3) гибель скота – к 1933 г. – 4,5 млн. голов осталось Закон о «пяти колосках» - привлечены в Казахстане около 33 тысяч человек 3 задание. Работа с учебником.( 2 группа. Стр. 80.Кластер.Письма Голощёкину и Сталину. Письмо пятерых.Кому было адресовано.Кто написал.Год. О чём письмо. Письмо Рыскулова Сталину. Дата. О чём письмо. Вопрос к 1 группе. Почему среди казахского населения были самые большие потери? Вопрос 2 группе. Можно ли считать этих людей героями Казахстана. Почему? | знакомятся с материалом, объяснением учителя Задание 1. Коллективизация в цифрах Выпиши из текста стр 94 все цифры о коллективизации Какие выводы вы можете сделать 1 группа. Стр.79 сделать кластер. Потери населения. Жертвы голода. Сколько человек, проценты. Сколько человек откочевало и куда. К какому году восстановилась численность казахов. | самооценивание с целью устранить непонимание на начальном этапе ФО | |
Закрепление полученных знаний 10 мин | Прием исторический конструктор 1.Система в коллективизации широкое доносов получила распространение период. 2. полностью состояние оседлое завершился перевода к 1938 году процесс в республике 3.Кризисом 1927-1928 власти зимой хлебозаготовок с серьезным столкнулись Ответы 1.Широкое распространение получила система доносов в период коллективизации 2. К 1938 году в республике полностью завершился процесс перевода скотоводов в оседлое состояние 3.Зимой 1927-1928 власти столкнулись с серьезным кризисом хлебозаготовок | Отвечают на задание учителя | | . |
Домашнее задание и инструктаж 2 мин. | Параграф 18-19 Стр.94-95 вопросы к параграфу | выполняют задание | самооценивание | |
Рефлексия 3 мин | Прием ТРИ М- Три момента ,которые мне понравились и что нужно сделать, чтобы сделать мою деятельность лучше | самостоятельно оценивают состояние , эмоции, результаты своей деятельности | самооценивание | |
Обратная связь 3 мин | рекомендует, советует, комментирует, устранить непонимание | улучшают свою работу | | |
Материал для учителя
В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930–1932 гг. разразился голод. Причины голода:
Скопление огромного количества скота на ограниченной территории;
Ограниченность пастбищных угодий;
Недостаточная обеспеченность скота.
К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. В 1930 г. от голода погибло более 313 тыс. человек; в 1931 г. смертность достигла 755 тысяч; в 1932 г. погибло более 769 тыс. человек. В 1930–1932 гг. — потери от голода, эпидемий и других лишений составили — 1 млн. 750 тыс. казахов или 40% населения аула.
Тотальные репрессии и голод вызвали массовый отток населения. С января 1930 г. по июнь 1931 г. снялось более 280 тысяч хозяйств — около 1 млн. 70 тыс. человек. За пределы республики мигрировало свыше одного миллиона кочевников, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. Трагедия коллективизации раскидала казахов по ряду стран мира, например, в Китае ныне их проживает 1 070 тыс., в Монголии — 137 тыс., в Турции — 120 тыс. Также казахские диаспоры имеются в Афганистане, Иране, в странах Западной Европы и в Северной Америке. Всего за пределами Казахстана в данное время проживает около 4,5 млн казахов, в том числе в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах дальнего зарубежья. В республике произошло снижение численности не только казахов, но и представителей других национальностей: украинцев — с 859,4 до 658,1 тыс.; узбеков — с 228,2 до 103,6 тыс.; уйгуров — с 62,3 до 36,6 тыс.
Последствия политики геноцида:
Из 6,2 млн. жителей республики в 1931–1933 гг. погибло от голода около 2,1 млн. человек;
Потери не коренного населения составляют 0,4 млн. человек;
Прежняя численность казахов была восстановлена спустя почти 40 лет, в 1969 г.;
На 1 января 1933 г. республика насчитывала всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.
Информация о Татьяне Невадоской
Татьяна Невадовская была еще юной девушкой, живущей в казахском ауле Шымдаулет, когда она начала записывать в свой дневник ужасающие последствия массового голода на всей территории Казахстана в начале 1930 годов. В один из тех дней 19-летняя Татьяна Невадовская, переехавшая в голодающий Казахстан вместе с родным отцом, сосланным профессором, во время прогулки столкнулась с молодым казахом, изможденным, обессиленным от голода. После этой встречи она описала в своем дневнике событие, свидетелем которого она была.
«Ранняя весна 1933 года. Я шла с кем-то из специалистов, со мной был фотоаппарат. На дороге сидел обессиленный, истощенный казах. Он с трудом тащился с полевых работ, обессилел, стонал, просил и есть, и пить. Я передала фотоаппарат своему спутнику и поспешила принести воды. Казах пил с жадностью. Я не заметила, когда мой товарищ меня сфотографировал. Я снова поспешила домой, чтобы принести голодающему кусочек хлеба и сахара. Когда я подошла к нему с хлебом, он уже был мертв».
Пятьдесят лет спустя Татьяна Невадовская пришла в Центральный государственный архив Казахстана в Алматы и передала свой личный архив, в том числе фотографию, которую сделал ее спутник во время той встречи с голодающим молодым казахом, сборник собственных стихов, рисунки и дневник, который она назвала “Ужасные, голодные 1932 - 1933 годы”.