Файл: Коллективизация в Казахстане. Урок 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 2

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема Коллективизация в Казахстане.


Раздел:

Казахстан в период тоталитаризма

ФИО педагога




Дата:




Класс: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Коллективизация в Казахстане. Урок 2

Цели обучения в соответствии
с учебной программой


8.4.1.2 анализировать последствия насильственной коллективизации на сельское хозяйство;

Цели урока

- познакомиться с новыми понятиями;

- определить причины начала коллективизации;

- определить последствия коллективизации для сельского хозяйства Казахстана.


Ресурсы


презентация, Кунделик

      Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

.

Приветствие, проверка связи, присутствующие, готовность к уроку
В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В развитии кооперативного движения провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахстане к весне 1932 г.

- Кто стал руководителем проведения коллективизации в Казахстане и как называлась его программа?
Сегодня мы с Вами поговорим об одной из самых трагичных страниц истории нашего государства, рассмотрим темы посвященные трагедии казахского народа в годы коллективизации в Казахстане. Коллективизация вошла в историю Казахстана под названием «геноцид Голощекина». Эта политика обрекла казахский народ на голод, сделала его беженцами из родной земли в мирное время, уничтожила треть народа… Тема урока очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы знать о них, чтобы нашу Родину сделать свобод¬ной, демократической, открытой. Мы перелистаем страницы истории Казахстана 20-30-х годов и позна¬комимся с очень страшной страницей нашей истории.

Проблемное задание на урок

О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что:

- Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;

- Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

- Она решит продовольственные проблемы страны

Приход к власти Голощекина

Рассказ учителя ( слайд презентации)

(1876-1941) - советский государственный и партийный деятель, сталинист.

Ф. И. Голощекин, возглавив краевую партийную организацию, избрал курс на обострение классовой борьбы в ауле под лозунгом «Советизация аула», тем самым создав идейно-политическую основу для проведения «новой революции» в Казахстане, так называемого «Малого Октября».

-В 1928 г. были предприняты чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок, при этом с ведома

Ф. Голощекина 3,1 миллиона крестьян были подвергнуты репрессиям.

Ф. Голощекин был активным проводником насильственной коллективизации в Казахстане, когда от голода и лишений погибло более миллиона крестьян.

-Репрессирован, в 1941 г. расстрелян.



отвечают на вопросы учителя

отвечают на вопросы учителя

Используя материал учебника стр. 92-93

Приведи не менее трех доказательств о том, что политика Ф.Голощекина нанесла урон экономике Казахстана .




самооценивание




Середина урока



Знакомит с планом урока

Учащихся

План урока

1.Политика коллективизации и оседания

2.Последствия коллективизации

Итак ,давайте поговорим о самом ходе коллективизации
Ход коллективизации в Казахстане

• закончить к весне 1932 г.

• основная форма колхозов : в зерновых районах –артель, в животноводческих – ТОЗ и косьбе

• июнь 1929 г. – форсирование колхозного движения

• октябрь 1929 г. – создание МТС

• привлечение8 тысяч рабочих для организации колхозов

(по примеру русской деревни)

Совместно проведение оседания кочевников

• полный процесс оседания завершить к 1933 г.
итоги:?О чём говорят эти цифры?

1) 1928 г. – 2% колхозов

3 апреля 1930 г. – 56, 4 %

Октябрь 1931 г. – 65 %

2) Заготовка мяса в 1929 г. – большой % скота изъят

• «перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять» - Тургай

3) Репрессии против тех, кто не желал идти в колхозы

- раскулачивание, выселение

- уголовное наказание, осуждение «тройками» ОГПУ
ГОЛОД – 1930-1932 гг.

Рассказ материала из приложения

В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930–1932 гг. разразился голод. Причины голода:

Скопление огромного количества скота на ограниченной территории;

Ограниченность пастбищных угодий;

Недостаточная обеспеченность скота.

Информация о Татьяне Невадоской (слайды и материал для учителя )

Последствия :

Из 6, 2 млн. человек 1) гибель 2,1 млн. человек, 0,4 – некоренное население

казахов – 1750 тысяч =40% , восстановлено к 1969 г.

2) откочёвки = миграция –около 1 млн. человек, 616 тысяч – не вернулись, 416 – вернулись

3) гибель скота – к 1933 г. – 4,5 млн. голов осталось

Закон о «пяти колосках» - привлечены в Казахстане около 33 тысяч человек

3 задание. Работа с учебником.(
2 группа.

Стр. 80.Кластер.Письма Голощёкину и Сталину. Письмо пятерых.Кому было адресовано.Кто написал.Год. О чём письмо.

Письмо Рыскулова Сталину. Дата. О чём письмо.

Вопрос к 1 группе. Почему среди казахского населения были самые большие потери?

Вопрос 2 группе. Можно ли считать этих людей героями Казахстана. Почему?


знакомятся с материалом, объяснением учителя

Задание 1.

Коллективизация в цифрах
Выпиши из текста стр 94 все цифры о коллективизации

Какие выводы вы можете сделать

1 группа. Стр.79 сделать кластер. Потери населения. Жертвы голода. Сколько человек, проценты. Сколько человек откочевало и куда.

К какому году восстановилась численность казахов.


самооценивание с целью устранить непонимание на начальном этапе

ФО




Закрепление полученных знаний 10 мин





Прием исторический конструктор

1.Система в коллективизации широкое доносов получила распространение период.

2. полностью состояние оседлое завершился перевода к 1938 году процесс в республике

3.Кризисом 1927-1928 власти зимой хлебозаготовок с серьезным столкнулись
Ответы

1.Широкое распространение получила система доносов в период коллективизации

2. К 1938 году в республике полностью завершился процесс перевода скотоводов в оседлое состояние

3.Зимой 1927-1928 власти столкнулись с серьезным кризисом хлебозаготовок


Отвечают на задание учителя





.



Домашнее задание и инструктаж 2 мин.

Параграф 18-19

Стр.94-95 вопросы к параграфу

выполняют задание

самооценивание



Рефлексия 3 мин


Прием ТРИ М-

Три момента ,которые мне понравились и что нужно сделать, чтобы сделать мою деятельность лучше

самостоятельно оценивают состояние , эмоции, результаты своей деятельности

самооценивание




Обратная связь 3 мин

рекомендует, советует, комментирует, устранить непонимание

улучшают свою работу








   

Материал для учителя

В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930–1932 гг. разразился голод. Причины голода:

Скопление огромного количества скота на ограниченной территории;

Ограниченность пастбищных угодий;

Недостаточная обеспеченность скота.

К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. В 1930 г. от голода погибло более 313 тыс. человек; в 1931 г. смертность достигла 755 тысяч; в 1932 г. погибло более 769 тыс. человек. В 1930–1932 гг. — потери от голода, эпидемий и других лишений составили — 1 млн. 750 тыс. казахов или 40% населения аула.
Тотальные репрессии и голод вызвали массовый отток населения. С января 1930 г. по июнь 1931 г. снялось более 280 тысяч хозяйств — около 1 млн. 70 тыс. человек. За пределы республики мигрировало свыше одного миллиона кочевников, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. Трагедия коллективизации раскидала казахов по ряду стран мира, например, в Китае ныне их проживает 1 070 тыс., в Монголии — 137 тыс., в Турции — 120 тыс. Также казахские диаспоры имеются в Афганистане, Иране, в странах Западной Европы и в Северной Америке. Всего за пределами Казахстана в данное время проживает около 4,5 млн казахов, в том числе в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах дальнего зарубежья. В республике произошло снижение численности не только казахов, но и представителей других национальностей: украинцев — с 859,4 до 658,1 тыс.; узбеков — с 228,2 до 103,6 тыс.; уйгуров — с 62,3 до 36,6 тыс.
Последствия политики геноцида:
Из 6,2 млн. жителей республики в 1931–1933 гг. погибло от голода около 2,1 млн. человек;

Потери не коренного населения составляют 0,4 млн. человек;

Прежняя численность казахов была восстановлена спустя почти 40 лет, в 1969 г.;

На 1 января 1933 г. республика насчитывала всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.
Информация о Татьяне Невадоской
Татьяна Невадовская была еще юной девушкой, живущей в казахском ауле Шымдаулет, когда она начала записывать в свой дневник ужасающие последствия массового голода на всей территории Казахстана в начале 1930 годов. В один из тех дней 19-летняя Татьяна Невадовская, переехавшая в голодающий Казахстан вместе с родным отцом, сосланным профессором, во время прогулки столкнулась с молодым казахом, изможденным, обессиленным от голода. После этой встречи она описала в своем дневнике событие, свидетелем которого она была.


«Ранняя весна 1933 года. Я шла с кем-то из специалистов, со мной был фотоаппарат. На дороге сидел обессиленный, истощенный казах. Он с трудом тащился с полевых работ, обессилел, стонал, просил и есть, и пить. Я передала фотоаппарат своему спутнику и поспешила принести воды. Казах пил с жадностью. Я не заметила, когда мой товарищ меня сфотографировал. Я снова поспешила домой, чтобы принести голодающему кусочек хлеба и сахара. Когда я подошла к нему с хлебом, он уже был мертв».

Пятьдесят лет спустя Татьяна Невадовская пришла в Центральный государственный архив Казахстана в Алматы и передала свой личный архив, в том числе фотографию, которую сделал ее спутник во время той встречи с голодающим молодым казахом, сборник собственных стихов, рисунки и дневник, который она назвала “Ужасные, голодные 1932 - 1933 годы”.