Файл: Основы музеологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры»
Факультет социально-культурных и информационных технологий

Кафедра музеологии и туризма
История создания и современное состояние

музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

Курсовая работа по дисциплине «Основы музеологии»

выполнил:

обучающийся 1 курса,

гр. ВД –214

Матлахова Ольга

Андреевна

Научный руководитель:

Е.А. Полякова

Д.и.н., доцент
Работа защищена

«___»________20__г.

оценка___________


Барнаул 2022

Содержание

Введение

3

Глава 1. История создания и структура музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

7

1.1 История открытия музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

7

1.2 Структура музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

14

Глава 2 . Развитие музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

19

2.1. Коллекции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

19

2.2. Постоянные экспозиции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

24

Заключение

31

Список литературы

35

Приложения

38


Введение

Актуальность работы заключается в том, что сохранение и изучение исторического опыта работы различных социальных институтов является важнейшей частью культуры. Музеи как социокультурный институт реализует связь между прошлым и настоящим, прошлым и будущим, транслирует те общечеловеческие ценности, которые созидались обществом на протяжении многих веков. Так, сохранение и популяризация памятников в настоящее время является важным условием для формирования в обществе объективного, неискаженного научного знания и мировоззрения, помогающего реалистично оценить настоящее и поставить перед собой достижимые цели. Все это способствует созданию стабильного общества, выросшего на основе истинных, а не ложных знаний о себе, своих предках и своей стране.
В современное время повышается интерес людей к таким культурно-досуговым учреждениям как музей. К посещению музеев привлекается молодежь, проводятся интересные выставки. Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по выставочной программе чаще всего публика судит об успехе или неудаче музея. В современном мире возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневности, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом реально проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

Музеи, как исторически сложившиеся социально значимые институты, призваны выявлять, собирать, хранить, изучать, публиковать объекты культурного наследия. Использование памятников в музейной деятельности становится возможным благодаря тому, что все они обладают определенными свойствами. Одним из главных свойств памятников истории и культуры является свойство оказывать влияние на чувства, знания, сознание людей. Кроме того, в деятельности современных музейных учреждений используется такое свойство памятников истории и культуры – быть источником подлинной исторической информации.

Государственный Русский музей – первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. В связи с этим изучение исторического и современного опыта работы музея является актуальным не только в контексте формирования исторического знания, но и популяризации опыта практической деятельности.

Цель работы: рассмотреть историю создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево
Задачи:

  • выявить условия и причины создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

  • охарактеризовать структуру музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

  • выявить коллекции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

  • рассмотреть структуру экспозициимузейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево .


Объект исследования: музейный комплекс "Зоя" в деревне Петрищево

Предмет исследования: история создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

Хронологически рамки исследования: 1948 г.– современный период (2022 г.).

Теоретическая значимость: обобщение сведений по истории создания и современному состоянию музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Первая глава «История создания и структура музейного комплекса "Зоя" характеризует начальный этап его создания и современную структуру, сформировавшуюся за весь период его существования.

Вторая глава «Развитие музейного комплекса "Зоя" освещает состав коллекций и экспозиций музея.

В заключении содержатся выводы по проделанной работе.

В приложении размещены фотографии.
Глава 1. История создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево и структура История открытия

Актуальность работы заключается в том, что сохранение и изучение исторического опыта работы различных социальных институтов является важнейшей частью культуры. Музеи как социокультурный институт реализует связь между прошлым и настоящим, прошлым и будущим, транслирует те общечеловеческие ценности, которые созидались обществом на протяжении многих веков. Так, сохранение и популяризация памятников в настоящее время является важным условием для формирования в обществе объективного, неискаженного научного знания и мировоззрения, помогающего реалистично оценить настоящее и поставить перед собой достижимые цели. Все это способствует созданию стабильного общества, выросшего на основе истинных, а не ложных знаний о себе, своих предках и своей стране.

Музеи, как исторически сложившиеся социально значимые институты, призваны выявлять, собирать, хранить, изучать, публиковать объекты культурного наследия. Использование памятников в музейной деятельности становится возможным благодаря тому, что все они обладают определенными свойствами. Одним из главных свойств памятников истории и культуры является свойство оказывать влияние на чувства, знания, сознание людей. Кроме того, в деятельности современных музейных учреждений используется такое свойство памятников истории и культуры – быть источником подлинной исторической информации.


Музейный комплекс «Зоя» - единственный музей, посвящённый истории контрнаступления.

Посвящённый контрнаступлению советских войск в битве под Москвой, расположенный в Рузском районе Московской области. Музей является филиалом музея «Новый Иерусалим».

В музейный комплекс в Петрищеве, помимо основного здания музея, входит старый музей, закрывшийся после постройки нового; дом Кулик, где Зоя лежала после пыток последнюю ночь перед казнью; памятник на месте, где она была повешена[1]. Все эти участки визуально объединены между собой белой пешеходной дорожкой.

Территории комплекса, которая занимает 6 гектаров, на ней высажены вишнёвые деревья, кустарники.

Комплекс «Зоя» — региональный, строительство и оснащение проводилось на средства бюджета Московской области.

Целью курсовой работы является изучение истории создания и современное состояние музейный комплекс «Зоя»

Для достижения цели были поставлены задачи:

- представить общую характеристику музейного комплекса «Зоя»

- охарактеризовать историю открытия и структуру музейный комплекс «Зоя»

- выявить коллекции музейного комплекса «Зоя»

- рассмотреть экспозиции музейного комплекса «Зоя»

Предметом изучения является история создания и современная деятельность

музейного комплекса «Зоя»

Территориальные рамки:

Московская область. Рузский район, деревня Петрищево
Задачи:

  • выявить условия и причины создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

  • охарактеризовать структуру музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

  • выявить коллекции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

  • рассмотреть структуру экспозиции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево .

Объект исследования: музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

Предмет исследования: история создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

Хронологически рамки исследования: 1948 г.– современный период (2022 г. Территориальные рамки:

Московская область. Рузский район, деревня Петрищево

Теоретическая значимость: обобщение сведений по истории создания и современному состоянию музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево.

Степень изученности темы.


Артамонов М. Моченов К. Рузский край. — Москва.: Московский рабочий, 1978

Жемчужины Рузской земли. Самара: Восхождение, 2008.

Ермилова Дарья Юрьевна. Память о войне - проблемы и перспективы теории и практики // Сервис plus. — 2020. — № 4. Зоя Космодемьянская // Российский Патриот. — 2009. — № 6 (Спец. выпуск).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Первая глава «История создания и структура Государственного Русского музея» характеризует начальный этап его создания и современную структуру, сформировавшуюся за весь период его существования.

Вторая глава «Развитие Государственного Русского музея как национального центра русского искусства» освещает состав коллекций и экспозиций музея.

В заключении содержатся выводы по проделанной работе.

Список источников и литературы насчитывает 28 наименований.

В приложении размещены фотографии.

Глава 1. История создания и структура музейного комплекса "Зоя"

История открытия музейного комплекса "Зоя"

Память о подвиге Зои Космодемьянской была увековечена в 1948 году в небольшой комнате в здании сельского совета. С годами росло число экспонатов, увеличивалось количество посетителей, и в 1956 году в Петрищево было построено здание музея, в котором он находился до настоящего времени.

  • Филиал музея – дом П.Я. Кулик. Здесь Зоя провела последние часы жизни. Внутри здания сохранен интерьер, в котором пытали героиню, скамья, куда ей разрешили прилечь перед повешеньем. Пред входом установлена массивная мраморная плита;

  • Обелиск на месте казни Космодемьянской;

  • Памятный знак на первой могиле Зои на краю деревушки. В наши дни ее прах покоится на Новодевичьем московском кладбище.

  • Еще один монумент, посвященный Зое, установлен на 86-м километре Минского шоссе.

Музей «Зоя» является центром для сбора, изучения и представления артефактов и свидетельств, связанных с первым сокрушительным поражением под Москвой армий Третьего рейха и первой мощной победой Красной армии, народного ополчения, партизан, бойцов разведывательно-диверсионных подразделений, тысяч участников трудового фронта.

Также есть в музейный комплекс входит музей «ЗОЯ», Дом Кулика (филиал старого музея с 1975 года), где Зоя провела последнюю ночь перед казнью, Мемориал на месте казни, Место первого захоронения.