Файл: недели урока 7 неделя, 13 урок Название раздела тема социального неравенства в литературе тема урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФИО учителя

Мырзалиева Г. К.

Предмет/класс

Русский язык и литература, 10 класс

недели /№ урока

7 неделя, 13 урок

Название раздела

ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ

Тема урока

А.Н.Островский. Литературный хронограф. Пьеса «Бесприданница»


Цели обучения

Ч10.3.4 владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

П10.4.2 излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку;

ИЯЕ10.5.1использовать отглагольные существительные, прилагательные в краткой форме

Критерии оценивания

Учащийся:

- владеет стратегиями чтения, включая просмотровое чтение;

- излагает сжато информацию прочитанного текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку;

- использует отглагольные существительные


ХОД УРОКА


этапы урока, время

Задания

дескрипторы

ресурсы

Актуализация темы и цели урока

(1-2 мин.)


Здравствуйте, ребята, продолжаем урок с раздела «Литература и искусство».
Сегодня на уроке вы:
- познакомитесь с творчеством А.И.Островского;

- узнаете о пьесе «Бесприданница».
Вы научитесь:

- бегло просматривать текст;

- излагать сжато содержание прочитанного текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку;

- находить в тексте отглагольные существительные.
Прочитайте название произведения. Согласны и вы, что само заглавие несет в себе важное идейное содержание? Дайте краткий ответ: ДА / НЕТ.


-




1 слайд

2 слайд


Усвоение нового материала

(5-6 мин.)
1 мин.
1 мин.

4 мин.

1. Александр Николаевич Островский об одном из наиболее удачных своих созданий, «Бесприданнице»:

«Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
2. Словарная работа


  • БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. В буржуазно дворянском обществе не обеспечен-ная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   ТолковыйсловарьОжегова


ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

Прочитайте статью и выполните задания.

Александр Николаевич Островский – писатель и драматург, родился 31 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Отец Островского хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. В 1843 году Островского берут на службу в суд, и он работает в различных московских судах до 1851 года.


Известность драматург получил в 1849 году после публикации пьесы «Свои люди - сочтемся».

В 1856 году А.Островский отправляется в Поволжье для изучения быта и жизни жителей края. После этой поездки он написал одно из самых ярких своих произведений – пьесу «Гроза».

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику. И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать.

Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.




4 слайд

http://bibliotekar.kz/gerold-belger-lichnost-i-vremja/glava-viii-zrelost.html

5 слайд

https://slovar.cc/rus/ushakov/384349.html

6 слайд

https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html


Практическая часть

Задание 1

(2 мин.)


  1. 1. Составьте хронологическую таблицу




Хронология

События

13 марта 1823 года

родился в Москве








Примерный ответ:


Хронология

События

13 марта 1823 года

родился в Москве

С 1843 до 1851 года

служит в различных московских судах

1849 год;


публикация пьесы «Свои люди - сочтемся»

1856 год

поездка в Поволжье и создание пьесы «Гроза»

В 70-х годах 19 столетия

Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда

осень 1874 года

приступил к написанию пьесы «Бесприданница»

в 1879 году

«Бесприданница» была напечатана в литературном журнале «Отечественные записки»

в 90-х годах 19 века

пьесе «Бесприданница» пришел заслуженный успех.



- владеет просмотровым чтением;

- определяет нужную информацию;

-заполняет таблицу.

6 слайд

7 слайд

Задание 2

(2-3 мин.)


1. Проанализируйте заглавие произведения. Почему А.Островский назвал пьесу «Бесприданница»?

2. Определите тему и идею пьесы

3. Определите жанр произведения.
Полезный набор(ы) фраз для диалогов и письма:

На мой взгляд, тему можно определить так …

Я считаю, что идея пьесы...

По моему мнению, она выражена...
Примерный ответ:

На мой взгляд, тему можно определить так:

«Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене».

Я считаю, что автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать.

По моему мнению, пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру социально-психологической драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.




  • Определяет тему,

-идею и

-жанр пьесы, опираясь на содержание прочитанного текста;



8 слайд


Задание 3

(2-3 мин.)


Грамматическая тема «Отглагольные существительные».
Консультация

Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe – этo cyщecтвитeльныe, oбpaзoвaнныe oт глaгoльныx ocнoв и oбoзнaчaющиe oпpeдмeчeннoe дeйcтвиe (cocтoяниe, пpoцecc), т. e. пpeдcтaвляющиe eгo в oтвлeчeннoм cмыcлe.
1. Найдите в тексте отглагольные существительные:
ОТВЕТ:
участие, изучения, заседаниях, отсутствие.




  • находит в тексте отглагольные существительные;

9 слайд

Иcтoчник: https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/otglagolnie-suschestvitelnie/?q=486&n=1220

10 слайд



Задание 4

(2-3 мин.)


(И) Приём «Одноминутное эссе».

Напишите одноминутное эссе-ответ на вопрос: Существует ли данная проблема в наши дни?
Консультация

Структура эссе:

  1. Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней);

  2. Тезис (ваши мысли по проблеме);

  3. Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, жизненного опыта...

  4. Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий).


Примерный образец:
Вступление«Для меня эта пьса является ключом к пониманию…»

Тезис - «Автор обращает наше внимание на то, что…»

Аргумент – «Например,…

во – первых, …

во-вторых,

в-третьих, ...

Заключение – «Таким образом, могу с уверенностью сказать, что...»
ФО Взаимооценивание по дескрипторам



- пишет свои впечатления в соответствии структуре эссе;

- приводит аргументы;

- выражает свое мнение;

11 слайд


12 слайд

Рефлексия

(2 мин.)


Приём «Телеграмма»


  1. Напишите себе (или автору пьесы) пожелание.


Примерный ответ:
Желаю себе:  

Или автору пьесы:


-

13 слайд

Учебное задание

(1 мин.)

  1. Посмотрите фильм «Жестокий романс» Э.Рязанова, обсудите с одноклассниками образ Ларисы Огудаловой

-

14 слайд