Файл: недели урока 7 неделя, 13 урок Название раздела тема социального неравенства в литературе тема урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИО учителя | Мырзалиева Г. К. |
Предмет/класс | Русский язык и литература, 10 класс |
№ недели /№ урока | 7 неделя, 13 урок |
Название раздела | ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ |
Тема урока | А.Н.Островский. Литературный хронограф. Пьеса «Бесприданница» |
Цели обучения | Ч10.3.4 владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение; П10.4.2 излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку; ИЯЕ10.5.1использовать отглагольные существительные, прилагательные в краткой форме |
Критерии оценивания | Учащийся: - владеет стратегиями чтения, включая просмотровое чтение; - излагает сжато информацию прочитанного текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку; - использует отглагольные существительные |
ХОД УРОКА
этапы урока, время | Задания | дескрипторы | ресурсы | ||||||||||||||||||||||||
Актуализация темы и цели урока (1-2 мин.) | Здравствуйте, ребята, продолжаем урок с раздела «Литература и искусство». Сегодня на уроке вы: - познакомитесь с творчеством А.И.Островского; - узнаете о пьесе «Бесприданница». Вы научитесь: - бегло просматривать текст; - излагать сжато содержание прочитанного текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку; - находить в тексте отглагольные существительные. Прочитайте название произведения. Согласны и вы, что само заглавие несет в себе важное идейное содержание? Дайте краткий ответ: ДА / НЕТ. | - | 1 слайд 2 слайд | ||||||||||||||||||||||||
Усвоение нового материала (5-6 мин.) 1 мин. 1 мин. 4 мин. | 1. Александр Николаевич Островский об одном из наиболее удачных своих созданий, «Бесприданнице»: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений». 2. Словарная работа
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП. Прочитайте статью и выполните задания. Александр Николаевич Островский – писатель и драматург, родился 31 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Отец Островского хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. В 1843 году Островского берут на службу в суд, и он работает в различных московских судах до 1851 года.Известность драматург получил в 1849 году после публикации пьесы «Свои люди - сочтемся». В 1856 году А.Островский отправляется в Поволжье для изучения быта и жизни жителей края. После этой поездки он написал одно из самых ярких своих произведений – пьесу «Гроза». В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях. Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену. Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки». Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику. И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех. Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие. Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу. | | 4 слайд http://bibliotekar.kz/gerold-belger-lichnost-i-vremja/glava-viii-zrelost.html 5 слайд https://slovar.cc/rus/ushakov/384349.html 6 слайд https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html | ||||||||||||||||||||||||
Практическая часть Задание 1 (2 мин.) |
Примерный ответ:
| - владеет просмотровым чтением; - определяет нужную информацию; -заполняет таблицу. | 6 слайд 7 слайд | ||||||||||||||||||||||||
Задание 2 (2-3 мин.) | 1. Проанализируйте заглавие произведения. Почему А.Островский назвал пьесу «Бесприданница»? 2. Определите тему и идею пьесы 3. Определите жанр произведения. Полезный набор(ы) фраз для диалогов и письма: На мой взгляд, тему можно определить так … Я считаю, что идея пьесы... По моему мнению, она выражена... Примерный ответ: На мой взгляд, тему можно определить так: «Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене». Я считаю, что автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. По моему мнению, пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру социально-психологической драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества. |
-идею и -жанр пьесы, опираясь на содержание прочитанного текста; | 8 слайд | ||||||||||||||||||||||||
Задание 3 (2-3 мин.) | Грамматическая тема «Отглагольные существительные». Консультация Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe – этo cyщecтвитeльныe, oбpaзoвaнныe oт глaгoльныx ocнoв и oбoзнaчaющиe oпpeдмeчeннoe дeйcтвиe (cocтoяниe, пpoцecc), т. e. пpeдcтaвляющиe eгo в oтвлeчeннoм cмыcлe. 1. Найдите в тексте отглагольные существительные: ОТВЕТ: участие, изучения, заседаниях, отсутствие. |
| 9 слайд Иcтoчник: https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/otglagolnie-suschestvitelnie/?q=486&n=1220 10 слайд | ||||||||||||||||||||||||
Задание 4 (2-3 мин.) | (И) Приём «Одноминутное эссе». Напишите одноминутное эссе-ответ на вопрос: Существует ли данная проблема в наши дни? Консультация Структура эссе:
Примерный образец: Вступление – «Для меня эта пьса является ключом к пониманию…» Тезис - «Автор обращает наше внимание на то, что…» Аргумент – «Например,… во – первых, … во-вторых, … в-третьих, ... Заключение – «Таким образом, могу с уверенностью сказать, что...» ФО Взаимооценивание по дескрипторам | - пишет свои впечатления в соответствии структуре эссе; - приводит аргументы; - выражает свое мнение; | 11 слайд 12 слайд | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (2 мин.) | Приём «Телеграмма»
Примерный ответ: Желаю себе: Или автору пьесы: | - | 13 слайд | ||||||||||||||||||||||||
Учебное задание (1 мин.) |
| - | 14 слайд |