Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Русский язык и культура речи
Группа Го21М571
Студент
А.И. Нурмухан
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по теме семинарского занятия № 6
Вопрос 1. Что регламентирует морфологическая норма?
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Вопрос2. Как определить категорию роду несклоняемых имен
существительных?
Определение принадлежности к роду влияет на правильность построения предложений. Если неизменяемое название главное, все зависимые слова могут быть поставлены в ошибочную форму. Ниже приведены общие правила, как определить род существительных, относящихся к несклоняемым:
По главному слову в случае использования аббревиатуры: ТЮЗ – Театр юного зрителя. Главное слово – театр, мужской род. Однако для аббревиатур с финалью О (НАТО, РОНО, НЛО, ЮНЕСКО) преимущественно используется средний род, а если стержневое слово множественного числа, то категория рода отсутствует (ВМС, УКВ, СМИ).
По половой принадлежности животного или человека, которого называет слово: мсье – слово указывает на мужчину. Значит, род мужской.
По родовому нарицательному слову личных названий: Тбилиси (город, значит, род мужской).
Вопрос 3. Какова история появления варианта окончания –а в форме именительного падежа множественного числа существительных на месте традиционного окончания –ы(-и)?
К формам именительного и винительного падежей двойственного числа восходит также окончание -А в именительном падеже множественного числа имён существительных мужского рода: рукава´, глаза´, берега´, бока´, рога´ (бывшие формы имён существительных именительного падежа двойственного числа стали осмысляться как существительные множественного числа); и по аналогии с ними возникли леса´, города´, дома´, хотя эти существительные отнюдь не обозначают пар.
Вопрос 4. Какой признак выражает полная форма имени прилагательного, а какой – краткая форма?
Значение не совпадает в следующих случаях:
краткая форма – это временный признак, а полная – постоянный (он зол- он злой человек)
краткая форма указывает на чрезмерное проявление признака (пёстрое платье, платье – пёстро)
краткая форма обозначает признак по отношению к чему-либо, полная — безотносительный признак (длинное платье – платье длинно)
Вопрос 5. Как образуются степени сравнения имени прилагательного?
Простую сравнительную степень образуют прилагательные, которые обозначают качественный признак, через присоединение суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее». Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный. Превосходная Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.
Вопрос 6. В чем семантическое различие местоимений каждый, всякий, любой?
При значительной смысловой близости слов всякий, каждый и любой (ср.: это может сделать всякий из нас– ... каждый из нас– ... любой из нас) они отличаются друг от друга присущими имоттенками значения. Всякий имеет особое значение «разный, самый разнообразный, всевозможный», например: всякого рода возможности.
Вопрос 7. В чем отличие склонения составных количественных
числительных от склонения составных порядковых числительных?
простые порядковые числительные склоняются как имена прилагательные в полной форме (например, новый, новая, новое, новые).
составные порядковые числительные - склоняется только последнее слово (в отличие от составных количественных, где при склонении изменяется каждое слово).
Вопрос 8. Какие ошибки в употреблении местоимений вы считаете
наиболее распространенными?
Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение свой: Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье.
Вопрос 9. Как образуются степени сравнения наречий? В чем проявляются ограничения в их образовании?
Сравнительная степень образуется двумя способами:
Простая форма с помощью суффиксов -е, -ее, -ей, -ше. Примеры: громко - громче, весело - веселее, сильно - сильней, рано - раньше
Сложная форма сравнительных наречий образуется с помощью слов -более, -менее. Примеры: тихо - более тихо, ярко - менее ярко
Вопрос 10. Какие глаголы относят к группе избыточных глаголов?
Наряду с недостаточными глаголами в языке существуют и избыточные глаголы, имеющие не одну, а две системы.
К избыточным глаголам также относятся: кликать, капать, колыхать, махать, мяукать, полоскать, плескать.
Задачи
Задание. Замените просторечные союзы общеупотребительными:
1. Новая аптечка - это просто победа просвещенной медицинской мысли. Потому как появились в ней препараты жизненно необходимые.
2. Многие начинают возвращаться, потому как другого дома у них нет.
Многие начинают возвращаться, потому ЧТО другого дома у них нет.
3. У первого президента России был вице-президент, потому как у всех или у большинства президентов так принято.
У первого президента России был вице-президент, потому ЧТО у всех или у большинства президентов так принято.
4. Точное знание координат является государственной тайной, потому как они используются при программировании.
Точное знание координат является государственной тайной, ПОСКОЛЬКУ они используются при программировании.
5. Собак вот — за что любим? За то, что не кусают, потому как боятся.
Собак вот — за что любим? За то, что не кусают, потому ЧТО боятся. Мне нравится говорить о его полусферической природе, потому ЧТО это именно то, что мы можем встретить по соседству.
Существуют приемы, помогающие избегать грамматических ошибок. К ним относятся:
1. Соотнесение членов предложения, требующих согласования.
Если члены предложения, которые должны быть согласованы между собой, отдалены друг от друга, то их несогласованность часто не замечается, чаще всего нарушается согласованность между подлежащим и сказуемым и определяемым словом и определением. Поэтому надо всегда соотносить сказуемое с подлежащим, а прилагательное и причастие - с определяющим словом (в роде, числе и падеже), т.е. мысленно или зрительно связывать члены предложения, например:
1) В Пакистане четверть всех мест в руководящих органах зарегистрировано (должно быть - зарегистрированы) для женщин.
2) Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует их этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающих (должно быть - взламывающими) серверы военных ведомств.