Файл: Предупреждение и ранее устранение заикания у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГРУППА Б - дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготов­ки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играю­щим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

ГРУППА В - дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою де­ятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу испол­нения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

ГРУППА Г - дети способны играть, только при­нимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; пред­ложения по сюжету высказывают, действия с за­мыслом играющих согласовывают только по сове­ту более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

ГРУППА Д - дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предло­жения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложен­ные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Исследование эмоционального состояния заикающихся детей в играх

В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, органи­зованных с помощью взрослого или по замыслу са­мих детей, отмечаются следующие проявления:

- повышенная эмоциональная возбудимость ре­бенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватность выражения радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей, движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не до­водимые до конца, нескоординированные, синкинезии;

- сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети сбиваются с общего темпа игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ве­дущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слез­ливости, психомоторика заторможена.


- эмоциональные проявления соответствуют те­ме и сюжету игры, адекватны.

Логическое заключение

Динамическое обследование заикающихся детей проводится в начале коррекционно-воспитатель­ного воздействия на заикающихся. Такие проявле­ния, как способность заикающихся детей к по­дражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведе­ния, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплекс­ной работы с детьми.

Данные динамического обследования заикающе­гося ребенка обобщаются логопедом в виде логопе­дического заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывается сле­дующее:
- форма судорог, их локализация, степень выра­женности;
- характер общительности;
- степень подражательности;
- характер моторики;
- наличие соответствующих движений, уловок, синкинезий и других подобных проявлений;
- наличие эмболофразий;
- отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания);
- характер игровой деятельности (отнесение к определенной группе);
- особенности эмоциональной сферы заикания;
- наличие нарушений звукопроизношения, эле­ментов общего недоразвития речи, недоразвития отдельных сторон речевой функциональной систе­мы.
Примерное содержание логопедического заключения:

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Об­щительность неустойчивая, подражательность пол­ная. Моторно напряжен, сопутствующие движения (притопывает ногой во время речи). Эмболофразии А, НУ, ВОТ. Фобии ситуаций неярко выражены. Степень игровой активности - группа Г. В эмо­циональном отношении сниженные проявления, отличатся нерешительностью, вялостью. Стертая форма дизартрии: призубный сигматизм свистя­щих звуков, боковое произношение шипящих зву­ков и Р, недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

Дата.
Логопед.


Задание 3.

Для предупреждения появления заикания у детей необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка, поэтому родителям необходимо соблюдать следующие условия:

Упорядочение поведения ребенка.

1. Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.

2. Необходимо создать доброжелательные взаимоотношения в семье, уравновешенную, спокойную атмосферу, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов в доме, а также подвергаться крику и физическим наказаниям со стороны родителей. Наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме.

3. Необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность какой-либо игрой или делом, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия речью.

Развитие речи ребенка.

4. Необходимо обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснять их назначение и сущность.

5. Необходимо предостерегать детей от перегрузок многообразием сказок, рассказов, стихов. Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами в период формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. Рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы принесет ребенку углубленная работа с одним материалом, который можно осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр., а спустя некоторое время попросить ребенка пересказать то, что он слышал ранее.


6. Необходимо оберегать ребенка от психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Нужно заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.

7. Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Проводя ежедневную спокойную беседу с ребенком о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. необходимо помнить, что Ваша речь служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

8. Необходимо ограничивать контакты ребенка с заикающимися взрослыми или ровесниками. Делать это необходимо в корректной форме.

Если заикание уже появилось, также необходимо:

1. Немедленно обратиться к логопеду.

2. Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).

3. Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно, но:

• делать замечания ребенку необходимо тактично, без ущемления его достоинства;

• указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на положительные качества, поощрять его успехи.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить правильно. В младшем возрасте целесообразно ограничиться только одним показом, как нужно говорить.

4. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание).

Соблюдение всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.

Задание 4.

1.Колобок
2.Гуси – лебеди
3.Теремок
4.Семеро козлят.

5.Репка.
6.Курочка-Ряба.
7.Теремок.
8. Корней Чуковский. Цыплёнок.
Задание 5.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).

- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.