Файл: Программа внеурочной деятельности Мой родной русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пояснительная записка
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Программа внеурочной деятельности «Мой родной русский язык» рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Благодаря данному курсу обучающиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений обучающихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит обучающимся постепенно начать подготовку к ОГЭ.
Программа внеурочной деятельности «Мой родной русский язык» непосредственно связана с программой по русскому языку для 5- 9 классов. Она расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях внеурочной деятельности предполагается уделять большое внимание развитию речи обучающихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.
Цель занятий: формирование коммуникативных умений обучающихся при работе над текстом и на их основе рост речевой культуры обучающихся.
Задачи:
1)обогащение словарного запаса обучающихся; 2)развитие устной и письменной речи; 3)овладение основными текстоведческими понятиями; 4)формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
5)составление текстов собственного сочинения различной тематики;
6)активизация познавательных интересов; 7)развитие творческих способностей и мышления; 8)воспитание интереса к изучению русского языка.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лингвистики, некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание внеурочной деятельности по русскому языку обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
-
программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как лекции, беседы, тренинги по анализу текстов, самостоятельная работа.
Программа внеурочной деятельности «Мой родной русский язык» для обучающихся 7 класса реализуется через занятия, содержание которых
предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А.. Программа рассчитана на 17 часов.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностные:
понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию, обогащению словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
адекватное восприятие и понимание информации; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов; умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст; способность правильно излагать свои мысли; соблюдение в речи норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении.
Предметные: представление о русском языке как языке русского народа; освоение базовых понятий лингвистики; проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным стилям; извлечение необходимой информации из словарей, использование еѐ в различных видах деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район
«Сорочинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «__»___________20__ г. | Утверждаю. Директор школы: ___________/Л.В.Барданова / Приказ № _____ от «__»_________20__ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мой родной русский язык»
учителя I квалификационной категории
Секлетеевой Мадины Рамзановны
7 класс
Сорочинка
2018 г.
-
Содержание учебного предмета
(17 ч.)
Язык и речь (5 часов).
Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки. История некоторых слов. Необычные правила. Упрощение правил, создание их детских формулировок. Путеводные звезды орфографии. Этимология слова. Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.
В результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться:
1) опознавать основные особенности устной и письменной речи, 2) анализировать различные виды общения и письма, 3) понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения,
-
участвовать в диалогическом общении, 5) создавать устные монологические высказывания в зависимости от целей, сферы и ситуации общения; 6) анализировать образцы устной и письменной речи.
Единицы языка (3 часа).
Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности.
В результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться:
-
опознавать прямое и переносное значение слова, 2) употреблять в речи контекстуальные синонимы и антонимы в соответствии с нормами современного русского литературного языка, 3) применять синтаксические знания и умения в речевой практике, 4) анализировать слово в контексте, 5) выявлять особенности употребления синтаксических конструкций с точки
зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Текст и его основные понятия (4 часа).
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.
Средства связи предложений и частей текста. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. Авторская позиция в тексте.
-
результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться: 1) анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, 2) устанавливать смысловые части текста, определять средства и способы связи
предложений в тексте, 3) соблюдать нормы построения текста, 4) анализировать языковые особенности текста, 5) оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
Стили речи (4 часа).
Публицистический стиль. Его структура. Художественный стиль речи и его структура. Научный стиль речи и его структура. Тексты смешанного типа.
-
результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться: 1) выявлять особенности разговорной речи, языка
художественной литературы и функциональных стилей, 2) устанавливать принадлежность текста к определѐнной разновидности языка, 3) сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, 4) создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи, 5) выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Система работы над текстом (1 час).
Основные виды информационной переработки текста.
Система работы над анализом текста: конспектирование, тезисирование, аннотирование, редактирование.
-
результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться: 1) применять основные виды информационной переработки
текста на практике,2) анализировать прозаические и поэтические тексты
-
точки зрения их структурной и смысловой организации, 3) анализировать произведение в контексте, 4) создавать устные и письменные высказывания по анализу текстов.
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование изучаемой темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание по теме (разделу) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий) |
1. | Язык и речь. | 5 | Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки. История некоторых слов. Необычные правила. Упрощение правил, создание их детских формулировок. Путеводные звезды орфографии. Этимология слова. Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе. | Расширяют представления о речи, речевом общении, речевой ситуации. Развивают навыки определения выразительных возможностей русского языка в заданных текстах. Знакомятся с видами монолога и диалога. Овладевают практическими навыками их определения и употребления в речи. Анализируют образцы устной и письменной речи. Излагают свои мысли в устной и письменной форме. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Извлекают необходимую информацию из справочной литературы. |
2. | Единицы языка. | 3 | Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. | Расширяют представления о единице языка. Развивают навыки определения прямого и переносного значения слова. Получают представление о словах-предложениях, их роли в тексте. Обобщают знания о контекстуальных синонимах и антонимах. Получают практические навыки использования однородных членов предложения как средства выразительности речи. Учатся преодолевать ошибки в построении предложений, соблюдении их границ. |
3. | Текст и его основные понятия | 4 | Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Средства связи предложений и частей текста. Типы связи. Авторская позиция в тексте. | Развивают представления о тексте как речевом произведении, теме и плане текста. Учатся определять микротемы, составлять план, определять средства и способы связи предложений в тексте. Составляют тексты различного типа, стиля. Отрабатывают анализ текста с точки зрения его темы, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Овладевают навыками работы с текстом (сжатие, формулирование основной мысли, отбор в исходном тексте основного). Совершенствуют навыки культуры монологической и диалогической речи. Извлекают необходимую информацию из справочной литературы. |
4. | Стили речи. | 4 | Публицистический стиль. Его структура. Художественный стиль речи и его структура. Научный стиль речи и его структура. Тексты смешанного типа. | Развивают представления о стилях речи. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливают принадлежность текста к определѐнной функциональной разновидности языка. Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Совершенствуют навыки создания письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи. Овладевают приѐмами сжатия текста. Устанавливают связь между стилем речи и его структурой. Знакомятся с текстами смешанного типа. Расширяют представление об изобразительно-выразительных средствах языка, учатся находить их в данном тексте. Извлекают необходимую информацию из словарей, справочной литературы для использования в различных видах деятельности. |
5. | Система работы над текстом. | 1 | Основные виды информационной переработки текста. Система работы над анализом текста: конспектирование, тезисирование, аннотирование, редактирование. | Актуализируют знания о видах работы с текстом. Учатся составлять тезисы, редактировать текст. Знакомятся с понятиями «лексико-семантический», «лингвистический», сопоставительный» анализ текста. Используют полученные знания в практической деятельности. Овладевают навыками комплексного анализа поэтического и прозаического текстов. |