Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36. Психологическое воздействие как социально-психологическая задача. Экологические требования к психологическому воздействию в средствах массовой информации.
Социально-психологическое воздействие — это «направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения или других особенностей партнера по общению».
Социально-психологическое воздействие осуществляется на всех уровнях социальной реальности: как субъектами (инициаторами), так и объектами (адресатами, реципиентами) воздействия могут выступать отдельные личности, малые группы, большие социальные группы, общество в целом. Также, оно осуществляется во всех сферах жизнедеятельности людей — в сфере делового, педагогического, семейного, досугового общения, в сфере массовых коммуникаций, пропаганды и идеологического влияния.
Целью социально-психологического воздействия является изменение психологических или социально-психологических характеристик объекта общения.
К мишеням социально-психологического воздействия на личность относят:
-
побудители активности (мотивы, потребности, интересы, склонности, идеалы); -
регуляторы активности (установки, групповые нормы, общественное мнение); -
когнитивные структуры (мировоззрение, убеждения, верования, знания о мире); -
характеристики деятельности (образ жизни, стиль поведения, привычки, навыки, умения); -
психические состояния, настроения, чувства и эмоции.
В группе людей мишенями воздействия могут быть психологический климат группы, групповые нормы, межгрупповые отношения.
Психологическое воздействие в реальной жизни чаще всего носит не односторонний характер, а представляет собой взаимовлияние, взаимовоздействие, инициатива воздействия может переходить от субъекта к объекту. Объект воздействия способен осознавать и оценивать попытки воздействовать на него, не соглашаться с ними и оказывать контрвоздействие на партнера по общению.
В психологической литературе описаны две основные стратегии психологического воздействия — монологическая(субъект-объектная) и диалогическая(субъект-субъектная). При монологической стратегии адресат воспринимается как пассивный объект влияния. Цель воздействия устанавливается и реализуется инициатором без учета интересов и предпочтений реципиента. Выделяют два подтипа монологической стратегии: императивная стратегия (принуждение, приказание) и манипуляция. Инициаторы воздействия, руководствующиеся диалогической стратегией, в разной мере учитывают особенности реципиента, часто для того, чтобы повысить эффективность воздействия.
Экологические требования к психологическому воздействию в средствах массовой информации
Информационно-психологическое воздействие является видом психологического воздействия, которое определяется, как «способ оказывать влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемого для изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с применением различных способов явного и скрытого психологического принуждения»
Целью информационно-психологического воздействия (воздействия с помощью информации) является формирование определенных идеологических (социальных) идей, убеждений, взглядов, представлений. Следует отметить, что одновременно у человека вызываются различные эмоции (положительные или отрицательные), чувства и массовые реакции, изменяются эмоциональные состояния, стимулируются определенные типы поведения.
Выделяют следующие формы информационно-психологического воздействия:
-
с помощью вербальных средств; -
с применением печатных и изобразительных средств; -
с применением радио, телевидения и компьютерной техники.
Информационно-психологическим воздействием затрагиваются следующие сферы психики отдельного индивида, социальных групп людей и массового сознания в целом:
-
потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания); -
интеллектуально-познавательную сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память); -
эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля); -
коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения).
Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние "защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора"
Психологическую опасность представляют воздействия, блокирующие способность человека к адекватному реагированию на жизненные обстоятельства, подрывающие его способность к анализу информации и осознанному выбору, снижающие сопротивляемость внешнему давлению, лишающие человека чувства индивидуальности, личностной целостности.
Манипуляция активно используется не только в информационных сообщениях, но и в рекламе – одном из наиболее манипулятивных продуктов СМК. Но если в новостных передачах манипуляция воздействует в основном на когнитивные структуры, в рекламе основная цель – модификация поведения, т.е. мотивационно-потребностной сферы человека и механизмов принятия решения. Поэтому реклама также может представлять значительную угрозу для психологической безопасности человека.
Корректная реклама не нарушает права человека, т.е. не наносит вреда личности, имуществу и его здоровью. Однако сегодня развитие рекламы связано с разработкой все более утонченных методов воздействия, с одной стороны, и усилением контроля за соблюдением прав личности – с другой.
Основные положения психологической безопасности рекламы:
-
реклама не должна приводить к нарушениям поведения, сознания, а также к ухудшению физического состояния человека; -
реклама не должна оказывать морального давления с целью побудить потребителя к неконтролируемым действиям, противоречащим его интересам и ценностям, использовать методы "программирования поведения", элиминирующие функции сознания, делающие невозможным сознательный выбор; -
реклама не должна направляться на изменение системы убеждений и структуры ценностей индивида. В противном случае это не реклама, а идеологическая или религиозно-коммерческая деятельность; -
потребитель должен знать, что и для чего говорится и делается в рекламном сообщении. Принцип "осведомленного согласия клиента", который действует в практической психологии, должен соблюдаться всеми, кто работает с применением психотехнологий; -
для надежной гарантии психологической безопасности рекламного воздействия общественность должна иметь возможность прекращать экспонирование рекламы, наносящей ущерб психическому равновесию личности. Это необходимо потому, что: а) знание механизма вредного воздействия не защищает психику от его деструктивного влияния, пока оно продолжает работать; б) определенные психические механизмы, которые используются рекламным воздействием, безусловны и автоматичны, это делает их исключительной мишенью и безотказным каналом недобросовестного воздействия.