Файл: работа на контрольнокассовой машине экр2102Ф в режиме касса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Каргинский аграрно-технологический техникум» имени В.Е.Теплухина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока учебной практики
Тема: « РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЕ «ЭКР-2102Ф» В РЕЖИМЕ «КАССА».
Профессия 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир»
ПМ. 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».
Разработала: мастер производственного обучения
Говорухина Н.А.
Ст.Каргинская
20 год
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………..…….3- 4
2.План конспект открытого урока………………………………………………5 - 6
3. Ход урока……………………………………………………………………....7 - 9
4. Ведомость оценок урока учебной практики……………………………………..10
5. Инструкционные карты………………………………………………….........11 - 13
6.Критерии оценок урока учебной практики………………………….……….…...14
7.Контроль знаний студентов……………………………………………......….15 - 17
8.Приложение……………………………………………………………………..….18
9.Литература………………………………………………………………………...19
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса».
ПМ 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».
по профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир».
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
-Деловая игра;
-Вопросы для дифференцированного опроса ;
-Инструкции по эксплуатации ККМ «ЭКР-2102Ф»;
-Инструкция по технике безопасности при работе на кассовом аппарате;
-Инструкционно - технологическая карта по работе на «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса»;
-Схема работы на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» ;
-Карточки-задания для самостоятельной работы;
-Тестовые задания по охране труда при работе на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф»;
- учебно-производственная работа по теме «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса»;
- критерии оценок выполнения работы;
Деловая игра, а также Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки по данной теме. Вместе с тем, каждый студент имеет возможность самостоятельно проверить свои знания, как по теоретической части урока, так и по производственной при заполнении схемы работы на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф», а также непосредственно при работе на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф».
В ходе урока у студентов формируются профессиональные компетенции:
-
ПК 3.1 Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций с покупателями. -
ПК 3.3 Проверка правильности цен на товары и услуги. -
Общие компетенции:
-
ОК 3.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; -
ОК 3.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; -
ОК 3.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы;
-
ОК 3.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; -
ОК 3.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; -
ОК 3.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Продавец, контролер-кассир».
Девиз урока: «Упражнения рождают мастерство» (Публий Корнелий Тацит ).
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Профессия 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»
Учебная практика по ПМ. 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».
Тема программы: «Эксплуатация и устройство ККМ».
Тема урока: Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР -2102 Ф» в режиме «Касса».
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций. (формирование первоначальных умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций).
Цель урока: усвоить, закрепить знания по теме, cформировать первоначальные умения и навыки в работе на кассовой машине “ЭКР -2102Ф” в режиме «Касса» по выполнению следующих операций:
-
подготовка ККМ к работе в режиме «Касса». -
работа на ККМ по выполнению следующих видов работ:
- оформление чека одной покупки;
- оформление чека одной покупки с вычислением сдачи;
- оформление чека на некоторое количество товаров с подсчётом промежуточного итога;
- оформление чека при аннулировании денежных сумм;
- оформление чека при возврате товара.
-
печать чека и чтение реквизитов на чековой ленте.
Задачи урока (развивающие и воспитательные):
-
Научить составлению алгоритма работы ККМ в режиме «Касса» (схемы этапов последовательности) по выполнению заданных операций и вывода чека на печать. -
Развивать навыки индивидуальной работы в группе и навыки коммуникативного общения. -
Воспитывать творческое отношение к выполняемой работе, обязательное соблюдение безопасных условий труда при работе на торговом оборудовании и культуру делового взаимодействия при выполнении работ.
Форма урока: фронтальная, звеньевая(групповая)???
Педагогические технологии: личностно- ориентированные, игровые.
Методы проведения урока:
-
информационный (объяснение с элементами беседы); -
наглядно-демонстрационный (демонстрация наглядных пособий, демонстрация трудовых приемов); -
частично-поисковый (воспроизведение знаний и умений, постановка проблемных ситуаций); -
самостоятельная работа;
Межпредметные связи:
ОП.01. Основы деловой культуры
ОП.03. Организация и технология розничной торговли.
ПМ 04. Выполнение работ по профессии 12965 «Контролер-кассир»
Место проведения: кабинет № 18 «Учебный магазин».
Продолжительность занятия: 90мин.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:
1.Учебник М.А. Морозова «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» М,: Издательский центр «Академия» 2015
2.Конспект опорных знаний (Приложение № 1)
3. Телевизор, компьютер, слайдовая презентация
;
4. Кассовые машины «ЭКР-2102Ф» 2 штуки и чековые ленты для кассовой машины.
5. Вопросы для дифференцированного опроса (Приложение № 2)
6.Инструкции по эксплуатации ККМ «ЭКР-2102Ф» (Приложение № 3)
7.Инструкция по охране труда при работе на кассовом аппарате (Приложение № 4)
8. Инструкционно - технологическая карта по теме: «Работа на ККМ «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» (Приложение № 5);
9.Схема работы на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» (Приложение № 6);
10. Карточки-задания для самостоятельной работы (Приложение № 7);
11. Тестовые задания по охране труда при работе на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102 Ф» (Приложение 8);
12.Оценочный лист (Приложение № 9).
№ п/п | Структурные элементы | Время, (мин.) | Методические указания | Примечание | |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент | 1 | Приветствует обучающихся, знакомит с организационными моментами урока и отмечает готовность обучающихся к уроку. | Знакомятся с показателями оценки за урок. | Урок проходит в кабинете № 18 Учебный магазин. Кол-во – 12 чел. Время на урок – 90 мин. к/м «ЭКР-2102Ф2 – 3шт. Слайд 1 и Оценочная ведомость за урок. |
2. | Вводный инструктаж – 40 мин. | ||||
2.1. | Мотивация урока | | Мастер п/о озвучивает | Слушают мастера п/о | Мотивация урока. |
мотивацию урока. | |||||
2.2. 2.2.1. 2.3.2. 2.3.3. | Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос Сообщение темы урока. Сообщение учебной цели урока. | 8 0,5 0,5 | Активность при работе оценивается и учитывается при выведении общей оценки. «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР -2102 Ф» в режиме «Касса». Научить готовить к/м «ЭКР-2102Ф» к работе в кассовом режиме и навыкам работы на к/м по выполнению следую-щих операций: - оформление чека одной покупки; - оформление чека одной покупки с вычислением сдачи; - оформление чека на некоторое количество товаров с подсчётом промежуточного итога; - оформление чека при аннулировании денежных сумм; - оформление чека при возврате товара. -печать чека и чтение реквизитов на чековой ленте. | Отвечают на вопросы. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | Приложение 2. Вопросы для дифференцированного опроса. Приложение 3. Эталон ответов. Оценочный лист. Критерий 1. Слайды. Слайд 1. Тема урока: «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР -2102 Ф» в режиме «Касса». Слайд “Цели урока». |
2.4. 2.4.1. 2.4.2. | Формирование новых умений и навыков Объяснение мастером нового материала. Технология работы ККМ «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» и выполнение отдельных операций.. | 13 7 | Определение кассового режима и основные операции. Выбор кассового режима и выполнение следующих операций: - оформление чека одной покупки; - оформление чека одной покупки с вычислением сдачи; - оформление чека на некоторое количество товаров с подсчётом промежуточного итога; - оформление чека при аннулировании денежных сумм; - оформление чека при возврате товара. | Слушают мастера п/о Изучают технологию работы по слайдам. | Слайд. Приложение 4. Конспект опорных знаний по теме. Слайды. Приложение 5. Выписка из Инструкции по эксплуатации ККМ «ЭКР-2102Ф» и переход в режим «Касса». Приложение 6. Инструкционно-технологическая карта выполняемых операций. |
2.4.3. | Составление алгоритма работы на кассе по выполнению операций (схемы работы). | 5 | С мастером п/о составляют схему работы по выполнению следующих операций: - оформление чека одной покупки; - оформление чека одной покупки с вычислением сдачи; - оформление чека на некоторое количество товара с подсчётом промежуточного итога; - оформление чека при аннулировании денежных сумм; - оформление чека при возврате товара. | Работа у доски. Слайд и Приложение 7. Схемы работы контрольно-кассовой машины «ЭКР-2102Ф» по выполнению отдельных операций. | |
2.4.4. | Показ мастером приёмов работы | 5 | Выполнение следующих кассовых операций: - оформление чека одной покупки; - оформление чека одной покупки с вычислением сдачи; - оформление чека на некоторое количество товара с подсчётом промежуточного итога; - оформление чека при аннулировании денежных сумм; - оформление чека при возврате товара. | Наблюдают за показом. | Слайды. Фрагмент видеосюжета. |
2.4.5. | Инструктаж по охране труда при работе на ККМ | 5 | Тест по охране труда «Вставьте пропущенные слова». | Вставляют пропущенные слова в инструкцию по охране труда при работе на ККМ. | Приложение 8. Тестовое задание: «Охрана труда при работе на ККМ». Слайд «Охрана труда при работе на ККМ». (заставка) Приложение 9. Инструкция по Охране труда при работе на ККМ. |
2.4.6. | Закрепление ЗУН (знания, умения, навыки) (показ об-ся) | 5 | Подготовка к/м к работе в кассовом режиме. | Об-ся готовят оставшиеся ККМ к работе в режиме «Касса». | Слайды «Подготовка ККМ к работе в режиме «касса» |
2.4.7. | Сообщение нормы времени и критерии оценки. | 0,5 | Соблюдение правил охраны труда при работе на ККМ. Правильность составления алгоритма выполнения задания (схемы работы) Правильность выполнения заданий на к/м по реквизитам чека. Работа на кассе без ошибок. | Знакомятся с критериями оценки | Слайд «Критерии оценки» |
2.4.8. | Подведение итогов вводного инструктажа и выдача задания | Организация работы в паре и выдача задания. | Ознакомление с заданием. | Всего 5 карточек-заданий в каждой карточке по 2 задания. | |
3. | Текущий инструктаж – 30 мин | ||||
3.1. | Самостоятельная работа обучающихся | 30 | 1. Определить назначение операции по алгоритму. 2. Работа на ККМ по выполнению этих операций. 3. Выразить схематично предложенную операцию: Оформление чека на несколько покупок с подсчётом промежуточного итога и вычислением сдачи. 4. Напечатать чек и прочитать его реквизиты. | Работа на к/м «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» | На столах в каждой паре имеются: Приложение 6. Инструкционно- технологическая карта. Приложение 10. Карточки-задания для практического задания. |
3.2. | Целевые обходы мастера | | Цель: проверить содержание рабочих мест; проверить соблюдение техники безопасности во время выполнения задания; - проверить правильность составления схемы работы на к/м; проверить правильность выполнения заданий. | Выполняют задания. | При сбоях работы кассовых аппаратов пользуются приложениями: Приложение 11. Работа индикатора. Приложение 12. Таблица: Характерные неисправности ККМ «ЭКР-2102Ф» и методы их устранения. |
4. | Заключительный инструктаж – 9 мин. | ||||
4.1. | Анализ выполненных работ | 5 | Сделать анализ выполненных работ | Представление работ (презентация продукта). Работа у доски: Составление алгоритма работы и показ реквизитов чека. | На слайде: “Алгоритмы чеков” Реквизиты чека. |
4.2. | Сообщение оценки качества работы | 1 | Сообщить оценки качества работы каждого об-ся. | | Приложение 13. Оценочный лист. |
4.3. | Подведение итогов | 1 | Рефлексия: Продолжите фразу: – Мы сегодня на уроке познакомились с основным режимом работы к/м ……………. - мы сегодня научились составлять ……………. - мы сегодня научились выполнять следующие операции работы кассового режима к/м «ЭКР-2102 Ф» ………… - мы сегодня научилась выводить чека на …….. и читать …………….. на чековой ленте. | Отвечают на вопросы. | Слайд. |
4.4. | Выдача домашнего задания. | 1 | Закрепить этапы подготовки работы ККМ «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» и алгоритм выполнения операции. | Записывают в тетради. | Слайд. Трощеева А.С. Контрольно-кассовые машины в торговле; гл. 10.1., стр. 65-70. |
4.5. | Заключительное слово мастера. | 0,5 | Благодарит об-ся за сотрудничество. Зачитывает четверостишье. | | Может быть скромнее званья, чем «продавец» и не найти, Но когда влечёт призванье лучше в ногу с ним идти. Мастерством овладевая, ты достигнешь высоты, Я успехов вам желаю в вашем выбранном пути! |
4.6. | Уборка рабочих мест. | 0,5 | | Привести рабочее место в порядок | Слайд. |
Ход урока
Здравствуйте ребята!
Дежурный, доложите о присутствующих и готовности к уроку.
(Ребята, обратите внимание на оценочные листы, которые лежат на ваших столах. По результатам вашей работы, которая будет фиксироваться в оценочных листах, будут выставлены вам оценки по окончании нашей работы).
Сегодня наше занятие пройдет в следующей форме: в первую очередь, я хочу проверить ваши знания, которые вы получили на уроках теоретического обучения и закрепили на учебной практике , во вторую очередь выполним практические задания на закрепление теоретических знаний и получение практических навыков.
Огромную роль в механизации и автоматизации торгово-оперативного процесса играет правильная организация расчётных операций в торговых предприятиях. В настоящее время в торговлю поступают всё более современные кассовые машины, которые полнее учитывают изменения технологии продажи товаров, ускоряют расчётно-кассовые операции и ведут оперативный учёт товаров.(можно сделать слайд и добавить текст) А вам, как будущим торговым работникам, необходимо строго соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнять расчётные операции с покупателями.
И прежде чем перейти к новой теме, я предлагаю вспомнить пройденный материал предыдущих уроков по теме: «Организация работы кассира торгового зала», а также «Устройство контрольно-кассовой машины «ЭКР-2102Ф», которую мы с вами начали изучать на прошлом уроке.
Вы уже знаете, в чем заключается организация работы кассира торгового зала (сейчас мы с вами актуализируем знания по этой теме), но нам очень важно с вами получить первоначальные умения и навыки в работе ,а именно работы кассира на ККМ ЭКР-2102 Ф, устройство данной кассовой машины мы с вами изучили на прошлом занятии (этот материал мы обязательно тоже повторим и закрепим для дальнейшей работы на ККМ ЭКР -2102 Ф)
Ребята, для более эффективной и интересной работы, давайте используем с вами в нашей работе игровые элементы т.е поиграем !
Деловая игра
Инструктирование по выполнению деловой игры
И так, разделимся на две команды по ? человека .Две команды кассиров –кассиры магазина «ПЯТОРОЧКА» и кассиры магазина «МАГНИТ»
Выберем независимого эксперта (это будет мой помощник)
И сейчас мы с вами проведем небольшие конкурсы, заодно проверим уровень подготовки по пройденному материалу и домашнего задания.