Файл: работа на контрольнокассовой машине экр2102Ф в режиме касса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Каргинский аграрно-технологический техникум» имени В.Е.Теплухина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока учебной практики

Тема: « РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЕ «ЭКР-2102Ф» В РЕЖИМЕ «КАССА».

Профессия 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир»

ПМ. 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».






Разработала: мастер производственного обучения

Говорухина Н.А.
Ст.Каргинская

20­­­­­ год

Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………..…….3- 4

2.План конспект открытого урока………………………………………………5 - 6

3. Ход урока……………………………………………………………………....7 - 9

4. Ведомость оценок урока учебной практики……………………………………..10

5. Инструкционные карты………………………………………………….........11 - 13

6.Критерии оценок урока учебной практики………………………….……….…...14

7.Контроль знаний студентов……………………………………………......….15 - 17

8.Приложение……………………………………………………………………..….18

9.Литература………………………………………………………………………...19

Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса».

ПМ 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».

по профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир».

Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

-Деловая игра;

-Вопросы для дифференцированного опроса ;

-Инструкции по эксплуатации ККМ «ЭКР-2102Ф»;

-Инструкция по технике безопасности при работе на кассовом аппарате;

-Инструкционно - технологическая карта по работе на «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса»;

-Схема работы на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» ;

-Карточки-задания для самостоятельной работы;

-Тестовые задания по охране труда при работе на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф»;


- учебно-производственная работа по теме «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса»;

- критерии оценок выполнения работы;

Деловая игра, а также Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки по данной теме. Вместе с тем, каждый студент имеет возможность самостоятельно проверить свои знания, как по теоретической части урока, так и по производственной при заполнении схемы работы на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф», а также непосредственно при работе на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф».

В ходе урока у студентов формируются профессиональные компетенции:

  • ПК 3.1 Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций с покупателями.

  • ПК 3.3 Проверка правильности цен на товары и услуги.

  • Общие компетенции:

  • ОК 3.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • ОК 3.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

  • ОК 3.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,

нести ответственность за результаты своей работы;

  • ОК 3.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

  • ОК 3.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • ОК 3.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Продавец, контролер-кассир».

Девиз урока: «Упражнения рождают мастерство» (Публий Корнелий Тацит ).

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Профессия 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

Учебная практика по ПМ. 03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».

Тема программы: «Эксплуатация и устройство ККМ».

Тема урока: Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР -2102 Ф» в режиме «Касса».



Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций. (формирование первоначальных умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций).

Цель урока: усвоить, закрепить знания по теме, cформировать первоначальные умения и навыки в работе на кассовой машине “ЭКР -2102Ф” в режиме «Касса» по выполнению следующих операций:

  • подготовка ККМ к работе в режиме «Касса».

  • работа на ККМ по выполнению следующих видов работ:

- оформление чека одной покупки;

- оформление чека одной покупки с вычислением сдачи;

- оформление чека на некоторое количество товаров с подсчётом промежуточного итога;

- оформление чека при аннулировании денежных сумм;

- оформление чека при возврате товара.

  • печать чека и чтение реквизитов на чековой ленте.

Задачи урока (развивающие и воспитательные):

  • Научить составлению алгоритма работы ККМ в режиме «Касса» (схемы этапов последовательности) по выполнению заданных операций и вывода чека на печать.

  • Развивать навыки индивидуальной работы в группе и навыки коммуникативного общения.

  • Воспитывать творческое отношение к выполняемой работе, обязательное соблюдение безопасных условий труда при работе на торговом оборудовании и культуру делового взаимодействия при выполнении работ.

Форма урока: фронтальная, звеньевая(групповая)???

Педагогические технологии: личностно- ориентированные, игровые.

Методы проведения урока:

  • информационный (объяснение с элементами беседы);

  • наглядно-демонстрационный (демонстрация наглядных пособий, демонстрация трудовых приемов);

  • частично-поисковый (воспроизведение знаний и умений, постановка проблемных ситуаций);

  • самостоятельная работа;

Межпредметные связи:

ОП.01. Основы деловой культуры

ОП.03. Организация и технология розничной торговли.

ПМ 04. Выполнение работ по профессии 12965 «Контролер-кассир»
Место проведения: кабинет № 18 «Учебный магазин».

Продолжительность занятия: 90мин.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

1.Учебник М.А. Морозова «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» М,: Издательский центр «Академия» 2015

2.Конспект опорных знаний (Приложение № 1)

3. Телевизор, компьютер, слайдовая презентация
;

4. Кассовые машины «ЭКР-2102Ф» 2 штуки и чековые ленты для кассовой машины.

5. Вопросы для дифференцированного опроса (Приложение № 2)

6.Инструкции по эксплуатации ККМ «ЭКР-2102Ф» (Приложение № 3)

7.Инструкция по охране труда при работе на кассовом аппарате (Приложение № 4)

8. Инструкционно - технологическая карта по теме: «Работа на ККМ «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» (Приложение № 5);

9.Схема работы на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102Ф» (Приложение № 6);

10. Карточки-задания для самостоятельной работы (Приложение № 7);

11. Тестовые задания по охране труда при работе на контрольно-кассовой машине «ЭКР-2102 Ф» (Приложение 8);

12.Оценочный лист (Приложение № 9).



п/п

Структурные

элементы

Время, (мин.)

Методические указания

Примечание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

1

Приветствует обучающихся, знакомит с организационными моментами урока и

отмечает готовность обучающихся к уроку.

Знакомятся с показателями оценки за урок.


Урок проходит в кабинете № 18 Учебный магазин.

Кол-во – 12 чел.

Время на урок – 90 мин.

к/м «ЭКР-2102Ф2 – 3шт.

Слайд 1 и Оценочная ведомость за урок.


2.

Вводный инструктаж – 40 мин.

2.1.

Мотивация урока




Мастер п/о озвучивает

Слушают мастера п/о

Мотивация урока.

мотивацию урока.

2.2.

2.2.1.

2.3.2.

2.3.3.


Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос

Сообщение темы урока.


Сообщение учебной цели урока.

8

0,5

0,5


Активность при работе оценивается и учитывается при выведении общей оценки.

«Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР -2102 Ф» в режиме «Касса».
Научить готовить к/м «ЭКР-2102Ф» к работе в кассовом режиме и навыкам работы на к/м по выполнению следую-щих операций:

- оформление чека одной покупки;

- оформление чека одной покупки с вычислением сдачи;

- оформление чека на некоторое количество товаров с подсчётом промежуточного итога;

- оформление чека при аннулировании денежных сумм;

- оформление чека при возврате товара.

-печать чека и чтение реквизитов на чековой ленте.

Отвечают на вопросы.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.



Приложение 2. Вопросы для дифференцированного опроса.

Приложение 3. Эталон ответов.

Оценочный лист. Критерий 1.

Слайды.


Слайд 1.

Тема урока: «Работа на контрольно-кассовой машине «ЭКР -2102 Ф» в режиме «Касса».

Слайд “Цели урока».


2.4.


2.4.1.


2.4.2.

Формирование новых умений и навыков
Объяснение мастером нового материала.
Технология работы ККМ «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» и выполнение отдельных операций..


13


7

Определение кассового режима и основные операции.
Выбор кассового режима и выполнение следующих операций:

- оформление чека одной покупки;

- оформление чека одной покупки с вычислением сдачи;

- оформление чека на некоторое количество товаров с подсчётом промежуточного итога;

- оформление чека при аннулировании денежных сумм;

- оформление чека при возврате товара.


Слушают мастера п/о


Изучают технологию работы по слайдам.


Слайд.

Приложение 4. Конспект опорных знаний по теме.
Слайды.


Приложение 5. Выписка из Инструкции по эксплуатации ККМ «ЭКР-2102Ф» и переход в режим «Касса».
Приложение 6. Инструкционно-технологическая карта выполняемых операций.



2.4.3.

Составление алгоритма работы на кассе по выполнению операций (схемы работы).


5

С мастером п/о составляют схему работы по выполнению следующих операций:

- оформление чека одной покупки;

- оформление чека одной покупки с вычислением сдачи;

- оформление чека на некоторое количество товара с подсчётом промежуточного

итога;

- оформление чека при аннулировании денежных сумм;

- оформление чека при возврате товара.


Работа у доски.

Слайд и

Приложение 7. Схемы работы контрольно-кассовой машины «ЭКР-2102Ф» по выполнению отдельных операций.


2.4.4.

Показ мастером приёмов работы

5

Выполнение следующих кассовых операций:

- оформление чека одной покупки;

- оформление чека одной покупки с вычислением сдачи;

- оформление чека на некоторое количество товара с подсчётом промежуточного

итога;

- оформление чека при аннулировании денежных сумм;

- оформление чека при возврате товара.


Наблюдают за показом.

Слайды.

Фрагмент видеосюжета.

2.4.5.

Инструктаж по охране труда при работе на ККМ

5

Тест по охране труда

«Вставьте пропущенные слова».


Вставляют пропущенные слова в инструкцию по охране труда при работе на ККМ.

Приложение 8. Тестовое задание:

«Охрана труда при работе на ККМ».

Слайд «Охрана труда при работе на ККМ».

(заставка)

Приложение 9. Инструкция по Охране труда при работе на ККМ.

2.4.6.

Закрепление ЗУН (знания, умения, навыки)

(показ об-ся)

5

Подготовка к/м к работе в кассовом режиме.

Об-ся готовят оставшиеся ККМ к работе в режиме «Касса».

Слайды «Подготовка ККМ к работе в режиме «касса»

2.4.7.

Сообщение нормы времени и критерии оценки.



0,5


Соблюдение правил охраны труда при работе на ККМ.

Правильность составления алгоритма выполнения задания (схемы работы)

Правильность выполнения заданий на к/м по реквизитам чека.

Работа на кассе без ошибок.

Знакомятся с критериями оценки

Слайд «Критерии оценки»

2.4.8.

Подведение итогов вводного инструктажа и выдача задания

Организация работы в паре и выдача задания.


Ознакомление с заданием.

Всего 5 карточек-заданий в каждой карточке по 2 задания.

3.

Текущий инструктаж – 30 мин

3.1.

Самостоятельная работа обучающихся

30

1. Определить назначение операции по алгоритму.

2. Работа на ККМ по выполнению этих операций.

3. Выразить схематично предложенную операцию:

Оформление чека на несколько покупок с подсчётом промежуточного итога и вычислением сдачи.

4. Напечатать чек и прочитать его реквизиты.

Работа на к/м «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса»

На столах в каждой паре имеются:

Приложение 6. Инструкционно- технологическая карта.

Приложение 10. Карточки-задания для практического задания.

3.2.

Целевые обходы мастера




Цель:

проверить содержание рабочих мест;

проверить соблюдение техники безопасности во время выполнения задания;

- проверить правильность составления схемы работы на к/м;

проверить правильность выполнения заданий.

Выполняют задания.

При сбоях работы кассовых аппаратов пользуются приложениями:

Приложение 11. Работа индикатора.

Приложение 12. Таблица: Характерные неисправности ККМ «ЭКР-2102Ф» и методы их устранения.

4.

Заключительный инструктаж – 9 мин.

4.1.

Анализ выполненных работ

5

Сделать анализ выполненных работ

Представление работ (презентация продукта).

Работа у доски:

Составление алгоритма работы и показ реквизитов чека.

На слайде: “Алгоритмы чеков”

Реквизиты чека.

4.2.

Сообщение оценки качества работы

1

Сообщить оценки качества работы каждого об-ся.




Приложение 13. Оценочный лист.

4.3.

Подведение итогов

1

Рефлексия:

Продолжите фразу:

– Мы сегодня на уроке познакомились с основным режимом работы к/м …………….

- мы сегодня научились составлять …………….

- мы сегодня научились выполнять следующие

операции работы кассового режима к/м «ЭКР-2102 Ф» …………

- мы сегодня научилась выводить чека на …….. и читать …………….. на чековой ленте.

Отвечают на вопросы.

Слайд.

4.4.

Выдача домашнего задания.

1

Закрепить этапы подготовки работы ККМ «ЭКР-2102Ф» в режиме «Касса» и алгоритм выполнения операции.

Записывают в тетради.

Слайд.

Трощеева А.С. Контрольно-кассовые машины в торговле; гл. 10.1., стр. 65-70.


4.5.

Заключительное слово мастера.

0,5

Благодарит об-ся за сотрудничество.

Зачитывает четверостишье.





Может быть скромнее званья, чем «продавец» и не найти,

Но когда влечёт призванье лучше в ногу с ним идти.

Мастерством овладевая, ты достигнешь высоты,

Я успехов вам желаю в вашем выбранном пути!

4.6.

Уборка рабочих мест.

0,5




Привести рабочее место в порядок

Слайд.



Ход урока

Здравствуйте ребята!
Дежурный, доложите о присутствующих и готовности к уроку.
(Ребята, обратите внимание на оценочные листы, которые лежат на ваших столах. По результатам вашей работы, которая будет фиксироваться в оценочных листах, будут выставлены вам оценки по окончании нашей работы).
Сегодня наше занятие пройдет в следующей форме: в первую очередь, я хочу проверить ваши знания, которые вы получили на уроках теоретического обучения и закрепили на учебной практике , во вторую очередь выполним практические задания на закрепление теоретических знаний и получение практических навыков.

Огромную роль в механизации и автоматизации торгово-оперативного процесса играет правильная организация расчётных операций в торговых предприятиях. В настоящее время в торговлю поступают всё более современные кассовые машины, которые полнее учитывают изменения технологии продажи товаров, ускоряют расчётно-кассовые операции и ведут оперативный учёт товаров.(можно сделать слайд и добавить текст) А вам, как будущим торговым работникам, необходимо строго соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнять расчётные операции с покупателями.

И прежде чем перейти к новой теме, я предлагаю вспомнить пройденный материал предыдущих уроков по теме: «Организация работы кассира торгового зала», а также «Устройство контрольно-кассовой машины «ЭКР-2102Ф», которую мы с вами начали изучать на прошлом уроке.
Вы уже знаете, в чем заключается организация работы кассира торгового зала (сейчас мы с вами актуализируем знания по этой теме), но нам очень важно с вами получить первоначальные умения и навыки в работе ,а именно работы кассира на ККМ ЭКР-2102 Ф, устройство данной кассовой машины мы с вами изучили на прошлом занятии (этот материал мы обязательно тоже повторим и закрепим для дальнейшей работы на ККМ ЭКР -2102 Ф)
Ребята, для более эффективной и интересной работы, давайте используем с вами в нашей работе игровые элементы т.е поиграем !
Деловая игра
Инструктирование по выполнению деловой игры
И так, разделимся на две команды по ? человека .Две команды кассиров –кассиры магазина «ПЯТОРОЧКА» и кассиры магазина «МАГНИТ»

Выберем независимого эксперта (это будет мой помощник)

И сейчас мы с вами проведем небольшие конкурсы, заодно проверим уровень подготовки по пройденному материалу и домашнего задания.