Файл: Практическое задание вопросы Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вопросы:
1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.
Ответ: Огюст Конт является родоначальником позитивизма, который он сам понимал как научность в изучении общества и социальных процессов.
Позитивизм, по Конту, означает:
-
реальное vs. химерическое -
полезное vs. бесполезное -
достоверное vs. сомнительное -
точное vs. смутное -
положительное vs. отрицательное
Не позитивными учениями, с точки зрения Конта, не представляющими ценности, являются теология, астрология, херомантия и т.п.
Первоначально, Огюст Конт, создал классификацию наук об обществе и природе, разделив все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные изучают законы отдельных категорий явлений. Конкретные науки применяют эти знания в определенных областях человеческой деятельности к абстрактным наукам.
Конт выделил 5 абстрактных наук: астрономия, физика, химия, биология и социология.
Изначально, подчеркивая научность системы знаний и преемственность социологии по отношению к другим абстрактным наукам, Конт назвал свое учение социальная физика.
Социальная физика Конта состояла из 2 разделов:
-
социальная статика — изучение взаимоотношений элементов общества, сохраняющихся при всех исторических условиях -
социальная динамика — законы развития и изменения социальных систем
Социальная статика — это исследование общественного порядка. Конт рассматривал общество как органическое целое, устойчивость и функционирование которого обеспечивается тремя элементами — государством, семьей и религией.
Социальная динамика — позитивная история общественного прогресса, абстрагированная от конкретных форм исторического развития. Конт создал оригинальную схему общественного прогресса.
Согласно теории Конта, общественный прогресс определяется двумя группами факторов:
-
первичные — духовное и интеллектуальное развитие человека и общества -
вторичные — экономические, природные, демографическое условия
Конт выделяет несколько составляющих общественного прогресса:
-
материальный — улучшение внешних условий жизни людей -
физический — совершенствование природы человека -
нравственный — развитие нравственных качеств и морали -
интеллектуальный — развитие науки, образования и интеллектуальных способностей человека
По Конту, разум человека проходит 3 стадии развития, которые соответствуют 3 этапам развития общества:
-
теологический (с древних времен до раннего Средневековья) — на этой стадии сознание человека полностью подчиненно религии, наука находится в зачаточном состоянии -
метафизический (высокое и позднее Средневековье, Новое время) — постепенное освобождение сознания от теологии, общества от религии, появление первых научных знаний -
позитивный (начиная с XIX века) — характеризуется формированием целостной научной картины мира, завершением чего явилось появление социологии.
Главной заслугой Конта в развитие социологии считается разработанная им методология социологического исследования. Для изучения общества Конт предложил использовать 4 метода, два из которых (сравнительный и исторический) относятся к теоретическому анализу, а два других (наблюдение и эксперимент) к сбору эмпирической информации.
Сравнительный метод, предложенный Контом, позволяет выявить общее и закономерности развития общества в целом или отдельных его структур. Исторический метод — дополняет исторический метод, основанный на сопоставлении различных периодов развития тех или иных обществ.
2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.
Ответ: Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в трудах Герберта Спенсера (1820–1903), английского ученого, как и О. Конт, положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции общества и природы. В 1850 г. вышел в свет первый научный труд Спенсера – «Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем современного Спенсеру общества в их взаимосвязи.
Главное социологическое произведение Г. Спенсера – «Основания социологии» в трех томах (1876–1896).
В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции
, не допуская вмешательства государства в общественные процессы. Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом.
Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.
6. Понимающая социология М.Вебера.
Ответ: Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия.
Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:
-
Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться? -
Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?
Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.