Файл: Проблема формирования и развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема формирования и развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения. Развитие речи в онтогенезе предполагает освоение богатейшего словарного запаса языка, овладение языковыми законами и нормами родного языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Особую актуальность приобретают вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью произносительной и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. В ходе изучения разных форм речевых нарушений у детей дошкольного возраста в специальной психологии сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения типов ОНР, обозначены направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова). В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е.Левина, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Л.Н. Ефименкова.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: дети старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Целью данной работы является выявление особенностей связной речи и определение содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1) Экспериментальное исследование развития связной речи у детей с ОНР и у дошкольников с нормальным речевым развитием: умение составлять предложения, составление по отдельным ситуативный картинкам, расскажи по картинкам, составлять рассказ по тексту.
2) Анализ результата исследования;
3) Определить направления логопедической работы по связному речевому высказыванию у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что с помощью правильно организованной коррекционно-логопедической работы с детьми ОНР 3 уровня можно добиться формирования полноценной связной речи.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, эксперимент); статистические (количественная обработка полученных данных, перевод в процентные соотношения).
Практическая значимость состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования связного высказывания дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием. Данная работа может применятся начинающими логопедами дошкольных учреждений как базовый материал для работы со старшими дошкольниками имеющие общее недоразвитие речи по формированию связной речи.
Организация исследования: Реализация исследования проводилось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 15. В эксперименте приняло участие 18 детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Проблемы ОНР в современной литературе
-
Развитие связного речевого высказывания в онтогенезе
Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, это процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое - словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Многие авторы рассматривают характеристику связной речи и ее особенности развития с разных сторон: Е.И. Тихеев, А.М. Бородич – с педагогической, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский – с психологической, А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина – с психолингвистической, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева – с логопедической. Это обусловлено тем, что «связная речь» является высшей формой речемыслительной деятельности.
Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. В общем смысле, связную речь, характеризуют, как смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение.
По мнению А.В. Текучева, под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Развивая учение о связной речи, С.Л. Рубинштейн (27), в первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении. Ученый четко выделяет в контекстной речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, что позволяет подойти к анализу связной речи как особого вида речемыслительной деятельности.
Рассматривая генезис связной речи, он отмечает, что спонтанно в процессе «живого общения», она не формируется, ребенок постепенно переходит от «господства» ситуативной диалогической речи к контекстной
Т.А. Ладыженская, разделяя точку зрения С.Л. Рубинштейна, отмечает, что связная речь – сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, где справедливо соотносятся показатели уровня развития связной речи со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи -- коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах -- диалоге и монологе. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.
Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Диалог появляется у ребенка раньше монолога в виде ответа ребенка на обращения взрослого. Первые «ответы» ребенка проявляются в отдельных звукокомплексах, движениях глаз, повороте головы, улыбке. Так же к зарождению диалога можно отнести требования ребенка к удовлетворению его потребностей в питье, еде. У ребенка появляется ситуативная речь – то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации. (Ребенок требует: «Дяй, дяй, дяй!» и тянет руки к стакану с водой, мы понимаем, что ребенок хочет пить. В данном случае, не видя ситуации невозможно определить, что хочет ребенок). Позже появляется контекстная речь, то есть речь, понятная в отрыве от ситуации (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить, и папа дал мне воды». В данном случае, все понятно об уже прошедшей ситуации (контекстной) - что ребенок хотел пить и был напоен).
Ситуативная речь не пропадает, когда ребенок вырастает, она присутствует и у взрослых, как правило, в диалогах между хорошо знакомыми людьми, когда часть слов заменяется на выразительную мимику, взгляды, жесты.
Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:
1. Взрослый воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей и от взрослого ребенок требует то, что срочно хочет получить, в зависимости от текущей ситуации, то есть обращения к взрослому изначально конкретны. Вместе с тем, взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть сообразительность взрослых не ставит ребенка перед задачей полностью использовать свои речевые возможности.
2. Сверстник воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще чем на взрослом употреблять контекстную речь. При этом, сверстник еще не очень хорошо умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений = освоение контекстной речи.
Таким образом, на 1 году жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развивается активная речь. Дети начинают подражать звукосочетаниям.
К концу 1 года началу, 2 года жизни – появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Связная речь носит ситуативный, диалогический характер. Представляет или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями в деятельности, или требование в связи с необходимостью удовлетворить физиологические потребности, или вопросы любопытства, при знакомстве с новыми предметами. Ребенок может задавать вопросы и отвечать одним словом, которое носит характер предложения, а то и текста.
2 половина 2 года жизни – слова имеют смысл целого предложения, но и предложения могут состоять из 2, 3, слов. Появляются грамматически оформленные предложения. Разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось.
Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном наклонении. *