Файл: хотел бы я жить в средневековье Автор проекта Банцадзе Георгий Денисович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»

Проект в номинации «Первые шаги»


Тема проекта:

«ХОТЕЛ БЫ Я ЖИТЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?»



Автор проекта:

Банцадзе Георгий Денисович,

ученик 4а класса

Руководитель проекта:

Медуница Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

СОШ №3

Белоярский

2023год
Содержание

Введение ………………………………………………………………………3-4
Основная часть……………………………………………………………...…4-11
Заключение…………………………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………………..13

Введение

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История». В переводе с греческого языка слово «история» означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков.

В школе, на уроках окружающего мира, мы знакомились с разными периодами всемирной истории. Недавно я узнал об эпохе Средневековья.

Средними веками ученые называют период между историей древнего мира и историей нового времени в Европе.

Это были времена, когда укрепленный замок, знаменовавший власть, служил убежищем. Когда паломники и крестоносцы устремлялись на Восток. Когда в Европе строились монастыри и соборы. Когда крепли королевства и могущество папы римского, когда за городскими стенами шумели ярмарки, в рыцарских замках воины сражались на турнирах за свою честь и за любовь прекрасной дамы. В университетах студенты изучали законы Бога и природы, а на улицах звучала веселая музыка трубадуров.

Рисунок 1. Рыцари на турнире





Актуальность

Средневековье в художественной литературе и в кино часто предстает перед нами как время романтических героев, веселых трубадуров и отважных рыцарей, защищавших слабых. А как на самом деле жили люди в Средние века?

Постановка проблемы исследования:

До наших дней дошло много легенд о героях средних веков. Нам известны король Артур и его рыцари Круглого стола, король Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд, Жанна д,Арк. В легендах они всегда в центре борьбы добрых и злых сил, живут, страдают и любят, совершают геройские поступки, о которых помнят благодарные люди. Вот я и подумал: «Наверное, во времена рыцарей, менестрелей и трубадуров было здорово жить, и мне понравилось бы быть жителем Средневековья».

Цель исследования: изучить жизнь людей в Средние Века.

Задачи исследования:

  1. ознакомиться с литературой по данной теме;

  2. систематизировать и обобщить материал по данной теме;

  3. выяснить, соответствуют ли действительности мои первоначальные представления о жителях Средневековья, условиях их жизни;

  4. проанализировать полученные данные и сделать выводы;

  5. оформить результаты исследования в виде слайд-презентации, текста исследовательской работы.

Объект исследования: эпоха Средневековья.

Предмет исследования: условия и уклад жизни людей в Средние века.

Гипотеза исследования: Современному подростку понравилось бы жить в Средние века, потому, что жизнь людей в те времена была полна романтики и интересных приключений.


Основная часть

Началом средних веков считается конец V века, когда под ударами варварских племен Римская империя распалась на части и «варвары» начали приобщаться к цивилизации. И вскоре на её месте появились цивилизованные страны Европы.

До 11 столетия сложилась новая структура общества, то есть разделение населения Европы на большие группы. Каждая из больших групп населения средневековой Европы вела свой образ жизни, придерживалась своих обычаев, а главное – занимала присущее только ей место в обществе.

Образованные люди Средневековья, раздумывая над тем, как устроено их общество, утверждали в своих работах, что такой порядок устроен Богом, который поделил людей на тех, кто молится, тех, кто воюет, и тех, кто работает. Первая прослойка – это духовенство, вторая – воины, третья – простые люди: селяне и рыцари, а так же жители городов – от богатого купца до бедного ремесленника.



Эти большие сословные группы средневековой Европы назывались станами (на латыни стан – это “ордо”, то есть дословно “порядок”, установленный Богом). У каждого из трех станов были свои обязательства. Каждый стан зависел один от другого: духовенство должно было заботиться о душах, рыцари защищать страну от врага, крестьяне и мастеровой люд в городах – трудиться и кормить всех остальных.

От того в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, права и обязанности. Поскольку права передавались по наследству: сын селянина должен был стать селянином, сын рыцаря – рыцарем, сын духовной особы – аббатом или епископом. И уже ничего нельзя было изменить.

Большая часть населения в средние века жила в селах. Так было по всей Европе. В раннем Средневековье села были небольшими: 10-12 дворов, некоторые насчитывали до 45-50 хозяйств. В горных районах часто жили хуторами по 1-3 двора. К концу Средневековья села разрослись, и во многих районах, особенно на перекрестках торговых путей, возникали села с сотнями жителей.

Вокруг села, как правило, лежали обделываемые земли, что отводились под посевы зерновых, посадки овощей, плодовых деревьев, в южных краях – под виноградники, сады, оливковые рощи. За полями лежали луга, пастбища, лес.

В селах Северной Европы строили жилища из дерева или из бревен, обмазанных глиной; дома делали низкими, чтобы сберечь тепло. Крыши крыли соломой, реже – черепицей. Маленькие окошки закрывали деревянными оконницами, иногда затягивали кожей. В середине ставили печь, которая постепенно заменяла открытый огонь. Вся семья жила в одном помещении. В холодные зимы нередко и семья крестьянина и его скот пребывали вместе – в одном помещении.

Как и в античном Риме, к физическому труду продолжали относиться с презрением, считая его не достойным свободного человека. Тем временем от урожая или неурожая зависели жизни всего населения страны, что фактически превращало крестьянина в главного персонажа средневековой истории. Однако крестьяне считались самой низкой, третьей прослойкой, хоть и были необходимой составляющей общества, и благодаря их труду произошло хозяйственное вознесение Европы в Средние века
.

Р исунок 2. Средневековый крестьянин.


К 11 столетию в Западной Европе свободных крестьян оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди.

Зависимым становился крестьянин, который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа. Уровень зависимости крестьян был неодинаков. Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета.

Р исунок 3. Труд средневековых крестьян.


До начала 11 ст. крестьяне в европейских странах утратили почти всю пригодную для обработки землю. Она перешла во владение королей, графов, рыцарей, а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны был выполнять различные повинности. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле (от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю), продуктовый или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т.д. Крестьяне были обязаны выполнять “общественные работы” (ремонтировать мосты и гребли, предоставлять в случае надобности свои повозки), а в случае конфликтов между ними и соседями судил их сам господин.

Рисунок 4. Сеньор взимает продуктовый налог.


Крестьяне занимались не только земледелием. Село всегда имело своих мастеров, прежде всего кузнецов и мельников. Односельчане относились к ним с большим уважением и даже побаивались их, поскольку думали, что те знакомы с нечистой силой. По-другому они не могли объяснить, как кузнецу удается “приручить” огонь, а мельнику – справляться со сложными механизмами. В большом селе можно было найти умелого гончара и опытного плотника. Везде женщины занимались пряжей и ткачеством. В селах в случае надобности плавили железо из болотных руд, изготавливали красители из трав.


Все, что было нужно в хозяйстве, тут же и изготавливалось. Торговля была развита слабо, ведь изготавливалось не так уже и много, чтоб можно было продавать избыток. Если и появлялся запас зерна, крестьянин вряд ли мог обменять его в своем селе или в соседнем на что-то нужное в хозяйстве, точно такой же урожай, хороший или плохой, был и в окружающих селах. Соответственно, и деньги весили не так много в жизни средневекового крестьянина.

Города в раннем Средневековье были маленькими, их население незначительным. Начиная с XI века их могущество возросло, благодаря развитию сельского хозяйства и торговли. В них сосредоточилась власть и богатство. В средние века вокруг поселений и городов строили крепкие каменные стены.


Рисунок 5. Укрепсооружения.
Защищенные крепкими стенами, независимые от окрестных сел, средневековые города нередко являлись предметом ожесточенного соперничества. И короли, и феодальные владыки старались держать свои города в узде. Города же, хотели оставаться независимыми, горожане нередко противились воле владык. А те насылали на них войско, чтобы нагнать страху на вольнолюбивые города.

Вряд ли мне понравилась бы прогулка по Средневековому городу. Очень узкие, кишащие людьми, уставленные тележками, забитые домашней птицей и свиньями, улицы являлись местом работы и встреч. Лотки торговцев перегораживали улицы. Пешеход пробирался обычно в путанице тонущих в грязи улиц. Мостовых нет, поэтому в дождливую погоду они превращались в реки зловонной грязи, по которой можно ходить только на ходулях. Нечистоты и мусор выплескивались прямо на улицу.

Жить в городах было небезопасно. К ночи городские ворота запирались, и к ним приставлялась стража, улицы пустели и погружались во мрак. Несмотря на ночные дозоры, вечером было опасно выйти из дома без вооруженной стражи с факелами. По улицам рыскало множество грабителей и убийц.

Духовенство так же заняло свое отдельное место в обществе рядом с селянами и воинами. В Средневековье люди были глубоко верующими. Каждый христианин молился господу, прося у него милосердия и помощи. Однако средневековая мораль была своеобразна: настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей же веры. Всех остальных объявляли еретиками