Файл: Важнейших знаний о природе человека, о взаимосвязи его развития и воспитания. Поэтому она связана различными естественными, гуманитарными и точными науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Педагогика – единая система важнейших знаний о природе человека, о взаимосвязи его развития и воспитания. Поэтому она связана различными естественными, гуманитарными и точными науками.
- Педагогика и философия.
Непременное условие развития педагогической мысли – связь с философией. Как и другие науки, с античных времен педагогика была частью философских систем. Философские знания необходимы для построения педагогической теории, т.к. именно философские науки – этика, логика, эстетика – в наиболее общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания.
- Педагогика и психология.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Знания психологии в ее целостном содержании – неотъемлемая составляющая процессов обучения, воспитания и развития человека. Психологическое знание присутствует на всех этапах и используется во всех процедурах научного обоснования педагогической практики:
* психология – один из источников построения теоретических моделей в педагогике;
* для использования в научной и практической работе психология дает педагогу понимание психологических процессов;
*цели образования формулируются на языке психологии как характеристики качеств личности;
* при определении условий усвоения учениками учебного материала в процессе обучения необходимо учитывать психологические характеристики учащихся.
- Педагогика и социология.
Педагогика взаимосвязана с социологией по сущности и содержанию многих понятий.
* педагогические идеи и практика существуют в пределах определенной общественной и культурной среды;
* педагогическое взаимодействие – один из видов социального взаимодействия;
* обучение и воспитание реализуется в составе тех или иных групп: в семье, в школе, в коллективе.
- Педагогика и естественные науки.
Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки как анатомия и физиология, антропология и медицина.
Анатомия и физиология изучает индивидуальное развитие человека. Одна из центральных проблем педагогики – соотношение природных и социальных факторов развития человека.
Антропология – наука о развитии человека с точки зрения его биологической природы.
Взаимодействуя с медициной, педагоги имеют возможность облегчить процесс адаптации в коллективе детей с особенностями психофизического развития.
- Связь педагогики с экономическими науками.
Связь педагогики с экономическими науками неоднозначна и сложна. Чтобы общество культурно развивалось, в образовании надо вкладываться. Также экономическая политика должна быть направлена на материальное стимулирование научных исследований в области педагогических знаний.
2. В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли:
- общая педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения.
- возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная) – отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни.
- педагогика средне специального образования.
- отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная).
- социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий.
- сравнительная педагогика рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.
- исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления.
- коррекционная отрасль исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.
- лечебная отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Ее предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками.
3. Функции педагогики:
- Общетеоретическая функция.
Накопление научных знаний о закономерностях воспитания, образования, описании педагогических фактов, процессов, объяснений, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают.
- Практическая (прикладная) функция.
На основе теоретических знаний совершенствуется практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения и воспитания, которые применяются в учреждениях образования.
- Прогностическая функция.
Обоснованное предвидение развития педагогической реальности ( например, школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся). На основе научного прогноза более успешно планирование.
Единство всех функций позволяет более полно решать задачи, педагогического процесса в различных типах ОУ.