Файл: Важнейших знаний о природе человека, о взаимосвязи его развития и воспитания. Поэтому она связана различными естественными, гуманитарными и точными науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Педагогика – единая система важнейших знаний о природе человека, о взаимосвязи его развития и воспитания. Поэтому она связана различными естественными, гуманитарными и точными науками.

- Педагогика и философия.

Непременное условие развития педагогической мысли – связь с философией. Как и другие науки, с античных времен педагогика была частью философских систем. Философские знания необходимы для построения педагогической теории, т.к. именно философские науки – этика, логика, эстетика – в наиболее общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания.

- Педагогика и психология.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Знания психологии в ее целостном содержании – неотъемлемая составляющая процессов обучения, воспитания и развития человека. Психологическое знание присутствует на всех этапах и используется во всех процедурах научного обоснования педагогической практики:

* психология – один из источников построения теоретических моделей в педагогике;

* для использования в научной и практической работе психология дает педагогу понимание психологических процессов;

*цели образования формулируются на языке психологии как характеристики качеств личности;

* при определении условий усвоения учениками учебного материала в процессе обучения необходимо учитывать психологические характеристики учащихся.

- Педагогика и социология.

Педагогика взаимосвязана с социологией по сущности и содержанию многих понятий.

* педагогические идеи и практика существуют в пределах определенной общественной и культурной среды;

* педагогическое взаимодействие – один из видов социального взаимодействия;

* обучение и воспитание реализуется в составе тех или иных групп: в семье, в школе, в коллективе.

- Педагогика и естественные науки.

Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки как анатомия и физиология, антропология и медицина.


Анатомия и физиология изучает индивидуальное развитие человека. Одна из центральных проблем педагогики – соотношение природных и социальных факторов развития человека.

Антропология – наука о развитии человека с точки зрения его биологической природы.

Взаимодействуя с медициной, педагоги имеют возможность облегчить процесс адаптации в коллективе детей с особенностями психофизического развития.

- Связь педагогики с экономическими науками.

Связь педагогики с экономическими науками неоднозначна и сложна. Чтобы общество культурно развивалось, в образовании надо вкладываться. Также экономическая политика должна быть направлена на материальное стимулирование научных исследований в области педагогических знаний.
2. В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли:

- общая педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения.

- возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная) – отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни.

- педагогика средне специального образования.

- отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная).

- социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий.

- сравнительная педагогика рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.

- исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления.

- коррекционная отрасль исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.

- лечебная отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Ее предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками.

3. Функции педагогики:

- Общетеоретическая функция.

Накопление научных знаний о закономерностях воспитания, образования, описании педагогических фактов, процессов, объяснений, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают.


- Практическая (прикладная) функция.

На основе теоретических знаний совершенствуется практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения и воспитания, которые применяются в учреждениях образования.

- Прогностическая функция.

Обоснованное предвидение развития педагогической реальности ( например, школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся). На основе научного прогноза более успешно планирование.

Единство всех функций позволяет более полно решать задачи, педагогического процесса в различных типах ОУ.