Файл: Бизнес психология как теоретикопрактическое направление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Бизнес психология как теоретико-практическое направление

Психология бизнеса (Business Psychology) — молодая, активно формирующаяся отрасль психологии, которая возникла на стыке нескольких гуманитарных дисциплин (психология, социология, экономика) под влиянием как новых теоретических и практических задач, стоящих перед современной психологией, так и развития социально-экономических аспектов общества, требующих психологического осмысления (Иванова, Михайлова, Штроо, 2008). Как и другие разделы психологии, она направлена на общий предмет — психику человека, а следовательно, базируется на фундаментальных и прикладных подходах, сложившихся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и других традиционных отраслях психологии.

Развитие психологии бизнеса — яркий пример реакции науки на новые социально-экономические условия современной жизни. Бизнес как неотъемлемая часть новых экономических отношений требует от своего субъекта порой сильного напряжения, непрерывного самосовершенствования, умения выстраивать нужные отношения и управлять различными по численности группами людей.

Главное, что отличает психологию бизнеса — это целостное отношение к бизнесу как сложному экономическому явлению и социальному институту. Возникнув в русле прежде всего экономической психологии и психологии труда, это направление сегодня представляет собой сложный конгломерат прикладного психологического знания, обобщающего теории и практики психологического сопровождения работы различных сфер бизнеса.

2. Особенностью психологии бизнеса является ее междисциплинарный характер. Это отрасль психологии, формирующаяся во многом под влиянием процессов социального и экономического развития общества, находится на стыке многих гуманитарных дисциплин (психология, социология, экономика, менеджмент и т.д.).

3. Психология бизнеса носит прикладной, практико-ориентированный характер. Изучение бизнеса как многопланового явления направлено на повышение эффективности бизнес-деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса и интеграцию интересов бизнеса и общества, а также на оказание эффективной психологической помощи субъектам бизнеса

Задачи психологии бизнеса мы подразделяем на два основных блока:


1) исследовательские, связанные с анализом бизнеса как профессионального, социального и организационного фактора развития психических явлений, изучением психологических закономерностей и законов бизнес-деятельности, делового взаимодействия и т.д.;

2) практические, направленные на оптимизацию взаимоотношений бизнеса и общества, взаимодействия субъектов бизнеса между собой, повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса и сохранение их психического здоровья.

На данном этапе становления психологии бизнеса большое значение имеют задачи, связанные с накоплением фактического материала об особенностях психических процессов, личности представителей бизнеса; благоприятных и неблагоприятных психических состояниях в условиях деятельности бизнесменов; проявлениях психологических феноменов при планировании и реализации бизнес-деятельности; организационных факторах развития личности в бизнесе и т.д.

Основными научно-исследовательскими задачами психологии бизнеса являются:

  • разработка методологических проблем, понятийного и методического аппарата в сфере психологии бизнеса;

  • системный анализ деятельности субъектов, профессионального развития, самоопределения личности в бизнесе, процессов принятия решений и т.д.;

  • исследование проблем и специфических последствий бизнес-деятельности для личности;

  • исследование организационного контекста бизнеса, закономерностей функционирования и развития бизнес-организаций; механизмов и эффектов взаимодействия личности и организации в ходе реализации бизнес-деятельности;

  • исследование взаимодействия субъектов бизнеса между собой — партнерство и конкуренция, конфликты, переговоры, деловая этика и т.д.;

  • исследование взаимоотношений бизнеса и всех заинтересованных сторон, в том числе общества и его отдельных групп (социальная ответственность и имидж бизнеса), а также результатов бизнес-деятельности, формирования имиджа и бренда бизнес-организации и продуктов бизнес-деятельности, потребительского поведения и психологических механизмов продвижения товаров и услуг

Бизнес-психологами называют специалистов, которые оказывают психологическую поддержку руководству или сотрудникам компании. Они понимают особенности современного бизнеса, а также психологию людей. Знают, как повысить эффективность команды, развивать компанию.


  1. Психология и маркетинг

Маркетинг и психология - это два неразрывных вида деятельности, которые должны работать одновременно. Маркетинг связан с удовлетворением потребностей потребителей. Не зная и не понимая, что движет человеком в принятии решений, сложно определить оптимальный вид продукта для производства. Поэтому маркетинг опирается на исследования психологов. Знание человеческой психологии упрощает работу маркетологов. Зная определение психологии, можно вывести определение психологии маркетинга.

Психология маркетинга — это ответвление прикладной психологии, изучающее факторы, которые влияют на отношение клиентов к товарам и услугам. Проще говоря, эта наука изучает, как подача продукта влияет на поведение клиента. С ее помощью можно предсказать, как будут вести себя клиенты, и повлиять на их поведение — например, сделать свой продукт более желанным и привлекательным. Психология маркетинга тесно связана с наукой о поведении потребителей, которая изучает, как и почему мы покупаем товары и услуги.

Психология маркетинга заимствует знания у других наук о поведении — в частности, у когнитивистики и нейробиологии — и изучает, как чувства и представления людей влияют на их покупательские привычки.

Психология маркетинга многое берет у наук о поведении — например, нейробиологии и когнитивистики, — а также у других дисциплин, которые изучают работу мозга.

Нам нравится считать, что мы принимаем рациональные, продуманные решения. Но иногда это совсем не так: каждый день мы получаем слишком много информации, чтобы ее анализировать.

Поэтому наш мозг вырабатывает упрощенные правила, которые помогают ему обрабатывать информацию выборочно и принимать решения быстрее. Эти упрощения называются эвристикой.

Сбор информации необходим для анализа маркетинговой ситуации и проводится до и после разработки и реализации маркетинговых кампаний. Предварительные замеры и испытания оказываются полезными для того, чтобы наглядно убедиться в правильности выбранной линии поведения, стратегии и тактик комплекса маркетинга. Так, предварительные испытания рекламы проводятся на выборке из целевой аудитории и с привлечением рекламного материала, который предполагается использовать в последующей кампании в условиях, возможно более приближенных к реальным. Таким образом стремятся проверить основные параметры успеха рекламно-информационной политики: внимание, идентификацию, доступность пониманию, надежность, суггестивность, позитивный интерес.


Для сбора информации психолог использует приемы опроса и интервьюирования, стандартизированного прямого или проективного тестирования, анализ продуктов деятельности и метод отдельных случаев. Достаточно часто используется лабораторный эксперимент, особенно для проверки эффективности рекламы (например, диагностика психофизиологических коррелятов эмоциональных состояний при оценке эмоциогенности рекламы).

Широкое распространение в практике маркетинга получили психолингвистические и психосемантические процедуры. Так, было установлено, что разное соотношение между глаголами и существительными в рекламном тексте вызывает разную ответную реакцию:

преобладание глаголов усиливает впечатление, дает ощущение движения, действия. В США используют индексы Флеша, один из которых – это индекс легкости прочтения, отмечается, что в целом уровень внимания возрастает с повышением легкости чтения. Второй индекс – это показатель интереса публики, который основывается на мнении, что, чем больше в тексте «личных высказываний» – таких, как фрагмент из беседы, восклицание, настоятельное требование и т.д., – тем больше такой текст вызывает интерес публики.

После выпуска товара на рынок или проведения рекламных кампаний оценивается изменение отношения потребителя к продукту или бренду. Такие замеры называются «анализом эффективности комплекса маркетинга». Для этого измеряют запоминание, эмоциональную оценку и степень желания приобрести товар или воспользоваться услугой. Оценивается эффективность комплекса маркетинга (а в частности, рекламы) на каждом из уровней:

- когнитивном, который является областью сознания, информационной областью;

- аффективном, который является областью установок, глубинных мотиваций;

- конативном, или волевом, который является областью поведения, действия.

Практики рекламного дела обращаются к психологу за консультацией, за оценкой рекламного материала, за психологическим обоснованием рекламной кампании в целом. Психолог-консультант на основе знания важнейших принципов эффективного воздействия указывает, чего не хватает рекламному ролику или объявлению, какие элементы снижают его эффект и что в нем следует изменить, чтобы этот эффект усилить. Такие рекомендации специалист дает на основе научных данных по психологии восприятия, внимания, учитывает мотивационные, эмоциональные и когнитивные факторы поведения личности. Поэтому подобная консультативная деятельность требует большого объема психологических знаний и умения их аналитически использовать в прогнозах.


Психолог дает рекомендации с целью усилить стимулирующее воздействие рекламы на потребителя.

Возможности современной психологии позволяют значительно усилить эффект рекламы за счет улучшения качества действия. Психолог анализирует подсознательные установки восприятия информации потенциальных потребителей. Упор делается на психические особенности потребителя, его интересы и нравы. Ведь знание того, почему человек соглашается с одним и отказывается от другого, помогает рекламировать товар максимально эффективно.

Знание психологических особенностей коммуникации необходимо, начиная с момента заключения контракта на рекламу, кончая созданием и выпуском готового образа рекламы.

Например, психолог анализирует виды психологического влияния в рекламе. Приемы убеждения можно использовать уже на стадии завязывания отношений с потенциальными рекламодателями. Фраза: «Не хотите ли у нас размесить свою рекламу?» По степени убеждения проигрывает психологически выверенной: «Вы хотите разместить рекламу сейчас или после того, как просмотрите наш каталог и осознаете грядущие выгоды от сотрудничества с нами?»