Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.
Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).
Органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.
К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).
- 1 2 3
Проблемы обеспечения эффективности функционирования механизма государства.
Организация, функционирование и перспективы совершенствования механизма государства являются одной из актуальных теоретических и практических проблем, исследуемых юридической наукой. Дело в том, что для социального демократического правового государства крайне важен вопрос его рационального взаимодействия с институтами гражданского общества, развитие которого невозможно без теоретической разработки и внедрения в практику стабильных основополагающих начал в качестве которых выступают принципы механизма государства. В этой связи с целью повышения эффективности деятельности государственного механизма возникает необходимость переосмысления и всестороннего анализа принципов его организации и функционирования.
Необходимость дальнейшего исследования принципов организации механизма современного государства обусловлена и тем, чтобы на основе уже раскрытых и сформулированных ранее принципов его построения, с учетом форм и методов их использования, выработать рекомендации по совершенствованию механизма государства, максимально приблизив последний к механизму правового государства, что возможно лишь при раскрытии специфических свойств, присущих механизму правового государства. Следовательно, одной из задач современной теоретической юридической науки является разработка целостной концепции принципов организации государственного механизма. Представляется, что исследование принципов организации и функционирования механизма государства должно основываться на анализе всей предыдущей практики.
Вышеизложенное предопределяет проведение исследования, направленного на поиск и разработку научно обоснованного единого подхода к проблеме принципов механизма государства с учетом исторических закономерностей их становления, функционирования, развития и новых социально-экономических реалий нашего государства. Эта задача может быть решена, если будет дан ответ на вопрос: каковы основные принципы, на которых зиждется организация и деятельность механизма правового государства?
Принципы организации и функционирования государственного механизма, в смысле опознанного закона развития, разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе его деятельности. Так, советскими учеными в качестве таковых были выявлены и обоснованы следующие отправные начала: принцип партийного руководства, принцип демократического централизма, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма и др. Как видим, исследование принципов организации и функционирования советского государственного механизма осуществлялось советской юридической наукой строго в рамках марксистко-ленинской идеологии как основного методологического подхода.
Кардинальные изменения в государственном механизме в связи с распадом СССР заставили ученых по-новому взглянуть на проблему принципов механизма государства, тем более, что многие принципы характерные для советского периода в новых условиях себя полностью исчерпали.
На современном этапе развития юридической мысли проблематика принципов организации и функционирования государственного механизма стала сферой интересов многих белорусских ученых, среди которых В.А. Божанов, Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, С.Г. Дробязко, А.В. Красуцкий, А.В. Матусевич, В.В. Подргуша, Н.В. Сильченко, А.Г. Тиковенко, О.И. Чуприс и др.
Таким образом, в последние годы в юридической литературе наблюдается повышение научного интереса к проблеме принципов механизма государства, однако, несмотря на значительный объем исследований существующих на современном этапе развития правовой науки, можно констатировать, что комплексный их анализ в Республике Беларусь не проводился.
При наличии множества теоретических и практических проблем по данной теме в современной юридической науке одной из них является проблема разрешения спора по поводу того, являются ли принципы организации и функционирования механизма государства законодательно закрепленными отправными началами, идеями, требованиями или прямого законодательного закрепления и специального определения как принципа не требуется?
Так, например, исследователь З.Н. Курдюкова определяет принципы как законодательно закрепленные отправные начала, идеи, требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Иной точки зрения придерживается профессор Г.А. Василевич, утверждая, что конституция содержит не только правовые нормы, но и принципы (руководящие идеи, определяющие основные направления деятельности), высказывая при этом идеи о том, что «… конституционные принципы формируют правовую парадигму …», «… пронизывают весь текст конституции …», «… преамбула Конституции содержит основополагающие идеи, которые мы можем определить как конституционные принципы» и др.. Аналогичным образом правовед А.И. Косарев предлагает под ними понимать совокупность отправных (узловых) начал и идей, на основе которых создается и функционирует система органов государственной власти.
Вторая позиция представляется нам наиболее обоснованной, поскольку далеко не все принципы механизма находят нормативное выражение. Так, отдельные из них могут закрепляться косвенным путем (принцип представительства граждан во всех звеньях государственного механизма). Другие и вовсе не имеют нормативного закрепления (принцип научного подхода к управленческой деятельности). Думается, что формализация всех принципов организации и деятельности государственного механизма не является обязательным условием их реализации. Другими словами, для эффективного функционирования государственного механизма посредством реализации его принципов не требуется их исчерпывающего нормативно закрепленного перечня. В этой связи нельзя не разделить мнение Н.Л. Бондаренко о том, что принципы служат определенным ориентиром для правоприменительных органов и одновременно своеобразным критерием оценки их деятельности, а глубокое понимание их сути является свидетельством высокого уровня правосознания и правовой культуры соответствующих субъектов.
Можно согласиться с тем, что закрепление принципов на законодательном уровне является свидетельством признания объективности их существования, однако отсутствие законодательно закрепленного их понятия и перечня не является препятствием для их эффективного воздействия на организацию и функционирование механизма государства.
Таким образом, принципы организации и функционирования механизма государства следует рассматривать как наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования, которые раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.
Вместе с тем из анализа вышеприведенных определений можно сделать вывод о том, что принципы организации и функционирования механизма государства должны обладать такими качествами, как фундаментальность, общеобязательность, доктринальная фиксированность в соответствии с развитием представлений о государстве на современном этапе, нормативная закрепленность отдельных из них.
Плюрализм мнений наблюдается и в отношении вопроса о системе принципов организации и функционирования механизма государства и их классификации.
Для последней особенно важно выяснение конкретной сущности принципов организации и функционирования принципов механизма. Общеизвестно, что в науке классификация рассматривается как важнейший способ научного познания путем раскрытия внутренних и внешних связей между группами явлений и предметов. Поэтому и задача классификации состоит в научной систематизации групп этих явлений и предметов с тем, чтобы практическая деятельность людей соответствовала их объективному содержанию и требованиям. Отсюда очевидно теоретическое и практическое значение научной классификации принципов организации и функционирования государственного механизма. Придерживаясь точки зрения М.И. Байтина, Е.А. Парасюк классифицирует принципы на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В свою очередь, общие принципы можно разделить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции, ко второй – принципы, сформулированные в текущем законодательстве. Первая группа объединяет классические конституционно-закрепленные принципы организации и деятельности государственного механизма: народовластие, гуманизм, разделение властей, законность. К принципам первой группы, называя их общими требованиями, предъявляемыми к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, М.Н. Марченко относит: принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических стандартов членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности и др.. По мнению профессора А.Г. Тиковенко, «перечисление конституционных принципов и отдельных конституционных институтов свидетельствует о том, что Конституция Беларуси содержит в себе огромный потенциал, который должен повсеместно использоваться в государственном управлении, правотворческой и правоприменительной практике». Соблюдение же принципов правового демократического государства, по утверждению Г.А. Василевича, – важнейшее условие разумного правового регулирования, т.е. такого правового воздействия на общественные отношения, которое способствует прогрессивному развития общества в силу учета объективно складывающихся закономерностей. Ученый убежден, что основой для приближения стран молодой демократии к эталону правового государства являются принципы правового государства, сформулированные или «выводимые» из текста Конституции. По его мнению, к ним относятся: принцип разделения и взаимодействия властей; принцип непридания актам, устанавливающим или усиливающим ответственность, обратной силы; создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права и др..