Файл: Контрольная работа По дисциплине История Выполнил Группа Вариант Древний Египет Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849—1801 годы до н. э.) разветвлённой оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Ит-Тауи, создана сложная сеть каналов, соединённая с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила, а поблизости основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах возведены шлюзы.
В период Среднего царства в Египте продолжается развитие технологий: усовершенствуется обработка земли, происходит освоение бронзы. Весь народ Египта делился на две части: трудовое население относилось к категории «царских людей», а чиновники государственного аппарата составляли элиту. Такие общественные отношения, лишь претерпев некоторые изменения, просуществовали в Египте вплоть до начала I тысячелетия до н. э.
1.1.5 Второй переходный период
Как и в эпоху VI династии, Египет времён Среднего царства пришёл в упадок из-за ряда слабых правителей. Имя последнего фараона XII династии неизвестно, а следующая XIII династия насчитывает свыше 50 правителей. Их резиденция по-прежнему находилась в Ит-Тауи, и они продолжали поклоняться фаюмскому богу-крокодилу Себеку. На то же время приходит череда быстро сменявшихся 72 правителей самостоятельной XIV династии, центром деятельности которой был Ксоис, расположенный в Дельте. Именно в этот смутный период в Нижний Египет стали проникать многочисленные азиатские племена. Семитские имена нескольких фараонов XIII династии свидетельствуют, что представители этих чужеземцев иногда даже занимали трон.

Около 1725 года до н. э. эти пришельцы, которых египтяне называли чужеземными правителями, а Манефон — гиксосами (досл. «цари-пастухи»), опустошили Дельту. Спустя 50 лет один из их вождей взошёл на египетский трон, став основателем новой династии. Гиксосы навсегда сохранились в памяти египтян как безжалостные тираны и разрушители. Им удалось захватить значительную часть Египта, за исключением района Фив, и добиться союза с нубийскими вождями, сбросившими египетское правление.

Фараоны XV и XVI династий происходили из гиксосов, утвердивших новую столицу в городе Аварисе (егип. Хат-Урат, совр. Телль эль-Даба). Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними шла борьба за трон. Обе династии существовали одновременно и были современниками XVII династии фиванских фараонов, которых они так и не сумели подчинить.


Памятники того периода немногочисленны, однако этой эпохой датируется большое число находок скарабеев (англ.) — вырезанных из камня жуков с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений о фараонах XV и XVI династий.

Около 1600 года до н. э. Камос, последний фараон XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Вопреки совету приближённых он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису — своему опорному пункту на границе с Палестиной. Камос умер до окончания кампании; ему наследовал его брат Яхмос I (ок. 1580—1559 до н. э.), которого считают основателем XVIII династии. После трёхлетней осады он захватил и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.
1.1.6 Новое царство
Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь ещё одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира.

Внук Яхмоса Тутмос I расширил пределы страны в южном и северном направлениях. Он привёл своё войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью. При его внуке Тутмосе III регентшей оставалась мачеха царица Хатшепсут, сохранившая власть в течение 20 лет. Данный период отмечен значительными успехами во внешней торговле (снаряжение экспедиции в Пунт) и архитектуре (строительство зодчим Сенмутом заупокойного храма Хатшепсут Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри), военными кампаниями Тутмоса.

Получив законную власть, Тутмос III предпринял ещё 17 походов в Азию и, отличившись в целом ряде сражений, начиная с битвы при Мегиддо, разгромил коалицию правителей Сирии и Палестины, оттеснил могущественное государство Митанни и подчинил большинство восточных соседей.

Эпохой процветания и могущества было для Египта и 32-летнее правление Аменхотепа III (ок. 1455—1419 годы до н. э.), пожинавшего плоды завоеваний Тутмоса III. Аменхотеп III считается одним из величайших строителей в истории Египта.
1.1.7 Третий переходный период

В начале Третьего переходного периода южная часть Египта остаётся под властью наследников Херихора, а в Среднем и Нижнем Египте правит XXI династия. В это время в ряде номов этих районов возвышаются бывшие ливийские военные предводители, осевшие в Египте ещё в эпоху Нового царства. Один из них, Шешонк I, в 945 году до н. э. захватил трон и основал «ливийскую» XXII династию. Успешные попытки централизованного объединения привели к тому, что Шешонку удалось предпринять после смерти царя Израиля Соломона успешный поход на Палестину в 925 году до н. э., однако уже его сын Осоркон I потерпел поражение от царя Иудеи Асы приблизительно в 897 году до н. э., а ко второй половине VIII века до н. э. уже Египет перестал быть единым государством.

Усилившийся правитель из Саиса Тефнахт установил твёрдую власть XXIV династии над Дельтой Нила и районом Мемфиса (727—720 годы до н. э.), а его преемник Бокхорис издал ряд законов, направленных против долгового рабства. Однако уже в 715 году до н. э. к власти пришёл Шабака из XXV династии, самым значительным из фараонов которой был Тахарка (690—664 годы до н. э.), объединивший Нубию и Египет в единое государство. Он также пытался соперничать с Ассирией и в итоге её царь Ассархаддон завоевал Египет в 671 году до н. э.

Ассирийцы не стремились выстроить в Египте постоянную систему власти и удовлетворились признанием зависимости местных правителей. В «Истории» Геродота этот период называется «додекархия», то есть правление 12 царей, деливших страну между собой. В 663 году один из них, Псамметих I, воспользовавшись войной Ассирия с другим правителем — Танутамоном, начал расширять свои владения и вскоре установил контроль над Дельтой, а к 656 году до н. э. объединил весь Египет, включая давно автономные Фивы, основал XXVI династию, введя Египет в период «Саисского возрождения».
1.1.8 Поздний период
На правление Псамметиха I приходится волна нашествия кочевников-скифов, не задевших сам Египет, но значительно ослабивших Ассирийское государство, чем и воспользовались фараоны. В 610 г. до н. э. Нехо II занял всю территорию Восточного Средиземноморья, однако уже в 600 г. до н. э. оказывается вытесненным оттуда вавилонским царем Навуходоносором II. Усиливающееся влияние Вавилона на внутреннюю политику Египта в итоге приводит к воцарению поддерживаемого вавилонянами военачальника Яхмоса (Амасиса), который после смерти Навуходоносора прерывает контакты с государством Междуречья. Около 560 года до н. э. он захватывает Кипр, а город Навкратис становится крупнейшим торговым центром. Благодаря этому
налаживаются тесные контакты с греками, в произведениях которых можно найти много упоминаний о фараоне Амасисе.

К середине 520-х годов до н. э. Египет остается единственным государством, не зависимым от Персии, однако в 526 году до н. э. после смерти Амасиса персидский царь Камбис начинает войну против Египта и в итоге становится основателем новой XXVII персидской династии фараонов. Немалую роль в поражении египтян сыграли, по-видимому, неудачная дипломатическая политика Амасиса (Египет фактически оказался один на один с грозным соперником) и предательство видных египетских сановников (например, начальника флота Уджагорресента.

Господство персов, длившееся более века, окончилось в 404 году до н. э., когда правитель из Саиса Амитрей, считающийся единственным правителем XXVIII династии, поднял восстание и изгнал их.

В 398 году до н. э. к власти пришла XXIX династия из Мендеса, а уже в 380 г. до н. э. — XXX династия из Севенниты, к которой принадлежал отразивший новое персидское вторжение Нектанеб I. Но в 343 году до н. э. Египет уже не смог воспротивиться новому вторжению во главе с Артаксерксом III. Персидское владычество окончилось лишь со вступлением в Египет в конце 332 года до н. э. войск Александра Великого, положившим начало нового эллинистического периода истории страны.


1.2 Культура



Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные условия. Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным — до 100 центнеров с гектара. Плодородная долина Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы — оросительная система была развитой и совершенной.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа. Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу — рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине — фараон, власть которого была неограниченной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, политикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигура была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ничего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хеопса поражает: основание — 5 га, высота — 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно со­оружались в течение нескольких столетий. Почему?


Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспринимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космоса, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.
Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов. Каждая из них посвящена определенному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона. Сверхчеловеческое — это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Именно царь — бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несоизмеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосходя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополняют и проясняют.

В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства: мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, развитие литературных жанров не останавливалось.

В изобразительном искусстве древние египтяне оставили нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изображение человека в скульптуре у египтян отличалось статичностью, неподвижностью. Если это было изображение на каменной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги — в профиль. Это объясняется тем, что одним из источников живописи была пиктография — переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой композиции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора — два раза графически выше остальных (простых) людей.

Символами египетской культуры являются не только фараоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх — египетский крест с петлей — «ключ Нила» — атрибут богов и власти. Это культура рабовладельческого общества и такой его разновидности, как рабовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики — это монументальная каменная архитектура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономические познания, скульптурный портрет, литературные памятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры — начало V-IV тысяче­летия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Востока. Многие ее достижения через греческую и римскую античность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.