Файл: 1 Автоматизированные библиотечноинформационные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1. Автоматизированные библиотечно-информационные системы
Более удобное обслуживание библиотек — это не только комфорт и эффективность для посетителей. Но также значительное уменьшение рутины для сотрудников, удобство обработки фондов с помощью современных инструментов. Достигнуть этого позволит автоматизация библиотек, в результате которой традиционные технологии соединяются с новейшими.
Содержание
1.
Автоматизация и современные функции библиотек
2.
Основные задачи автоматизации
3.
Информатизация и автоматизация
4.
Какие процессы нуждаются в автоматизации
5.
Отечественные и импортные разработки
6.
Технологии
7.
Применение интернета
Автоматизация и современные функции библиотек
Автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС) получили распространение в последние десятилетия. Накоплен опыт по внедрению инновационных методов. Каталоги стали электронными, данные систематизируются, книжный фонд подлежит автоматизированному учету. Удобно организован поиск в плане доступа и предоставления информации по заказам.
Исторически сложилось: работа библиотеки осуществляется через каталог, состоящий из карточек. Есть три следующих его формы.
Алфавитный поиск по фамилиям авторов или названию.
Систематический - по области знания.
Предметный каталог ищет книги по городам, персоналиям и другим подобным признакам.
Значение библиотек информационный функционал не ограничивает. С появлением электронных книг увеличивается их роль, как памятника культуры и национальных
традиций. Другое призвание - коммуникационные задачи, превращение в место для творчества, встреч людей по интересам.
Основные задачи автоматизации
Автоматизация библиотечных процессов соответствует следующему перечню задач.
Быстрота обслуживания посетителей.
Эффективное управление фондами.
Защита библиотек от хищений.
Каждая конкретная библиотека ориентируется на свои финансовые возможности при выборе системы. Администрация может закупить оборудование или создать свою разработку. При этом всегда существуют первостепенные задачи и очередность решаемых проблем. Большинство библиотечных специалистов считают нужным начинать автоматизацию с создания электронного каталога. Но разработчики могут предложить учет читателей, систематизацию запросов.
Информатизация и автоматизация
Оба термина можно объединить понятием «информационные технологии».
Автоматизацией может быть названо развитие аппаратного и программного обеспечения на практике. Так, для предоставления посетителю библиотеки возможности ознакомления с новыми поступлениями в учреждении должен быть установлен компьютер. Но этим этапом система автоматизации библиотек не ограничивается. Возможно, сетевое соединение библиотек через интернет, что будет именно информатизацией.
Создание читательских мест, повышение комфорта сервиса, уменьшение объема ручной работы для библиотекарей систематизируется компьютерными системами. Во всех случаях автоматизация будет представлять собой часть информатизации. Она может быть представлена в виде:
использования телекоммуникаций;
работы онлайн в интернет;
применения штрих-кодов для идентификации книг и читательских билетов;
технологий для издания книг и издательств;
баз текстов;
цифровых библиотек электронных книг.
Все это может быть названо информатизацией, если добавить методики обучения для персонала и посетителей. В зависимости от того, какие внедряются технологии, будут уместны те или иные термины, описывающие процессы модернизации библиотечного дела.
Основные задачи автоматизации
Автоматизация библиотечных процессов соответствует следующему перечню задач.
Быстрота обслуживания посетителей.
Эффективное управление фондами.
Защита библиотек от хищений.
Каждая конкретная библиотека ориентируется на свои финансовые возможности при выборе системы. Администрация может закупить оборудование или создать свою разработку. При этом всегда существуют первостепенные задачи и очередность решаемых проблем. Большинство библиотечных специалистов считают нужным начинать автоматизацию с создания электронного каталога. Но разработчики могут предложить учет читателей, систематизацию запросов.
Информатизация и автоматизация
Оба термина можно объединить понятием «информационные технологии».
Автоматизацией может быть названо развитие аппаратного и программного обеспечения на практике. Так, для предоставления посетителю библиотеки возможности ознакомления с новыми поступлениями в учреждении должен быть установлен компьютер. Но этим этапом система автоматизации библиотек не ограничивается. Возможно, сетевое соединение библиотек через интернет, что будет именно информатизацией.
Создание читательских мест, повышение комфорта сервиса, уменьшение объема ручной работы для библиотекарей систематизируется компьютерными системами. Во всех случаях автоматизация будет представлять собой часть информатизации. Она может быть представлена в виде:
использования телекоммуникаций;
работы онлайн в интернет;
применения штрих-кодов для идентификации книг и читательских билетов;
технологий для издания книг и издательств;
баз текстов;
цифровых библиотек электронных книг.
Все это может быть названо информатизацией, если добавить методики обучения для персонала и посетителей. В зависимости от того, какие внедряются технологии, будут уместны те или иные термины, описывающие процессы модернизации библиотечного дела.
Какие процессы нуждаются в автоматизации
Процессы в библиотеках, требующие автоматизации, может отразить следующий перечень.
1.
Заказ литературы от издательств. Информация приходит с книжных выставок, по интернет и прайс-листам. Необходимо наличие конверторов, с помощью которых автоматизированная библиотека будет преобразовывать форматы из одного в другой. Это позволит оформить заказ по интернет в стандарте, независимом от того, что применяют издательства.
2.
Обработка поступающих изданий. Каталогизаторы должны составить описание с указанием параметров: автор и название книги, издательство, число и размер страниц.
3.
Формирование электронного каталога, включающего библиографию, описание изданий. Записанные на карточках экземпляры должны быть включены в него, наряду с новыми. Поисковые возможности автоматизированной, а также информационно- библиотечной систематизации достаточно велики. Печатный каталог представлен в трех типах: o алфавитный; o систематический; o предметный.
Его электронная форма легка в использовании, ускоряет поиск книги, реализуется сразу в нескольких вариантах.
4.
Хранение документации в электронном виде должно быть организовано, как единое библиографическое пространство. Только при таких условиях может развиваться автоматизированная новыми технологиями библиотечная система. Все ресурсы описываются в одном классифицированном по уровням доступа каталоге
5.
Работа с читателями включает выдачу и прием книг. Автоматизировать можно и этот процесс путем нанесения на экземпляры штрих-кодов, считываемых сканером.
Автоматизированные таким способом библиотечно-информационные системы обрабатывают данные, что исключает необходимость ручного ввода. Читательский билет выполняется в виде пластиковой карточки, также снабженной кодом. Благодаря этому библиотекарь выводит на экран данные о посетителе с фотографией.
6.
Работа абонемента между библиотеками организовывается на тот случай, если в данном учреждении искомая книга отсутствует. Фонд 2 перешлет ее, но это требует финансовых платежей (почта и другие расходы). При объединении электронных каталогов читателю будет несложно определить, где следует заказывать книгу.
Отечественные и импортные разработки
Библиотечная системная автоматизация зарубежного производства стоит гораздо дороже.
Покупая ее, учреждение должно учитывать затраты на:
техническую поддержку;
обновление;
доработку под конкретные условия;
модификацию;
специальное обучение персонала.
Дополнительные поправки требуются русификации, если она выполнена не совсем качественно. Финансовые затраты, общая высокая стоимость зачастую приводит к отказу от приобретения системы.
Автоматизированные библиотечно-информационные отечественные системы разработаны с учетом запросов российских книжных фондов по тем или иным функциональным возможностям. Расходы при этом гораздо меньшие по стоимости продукта и дальнейшему обслуживанию, а служба поддержки находится в России. Многие библиотеки делают выбор в пользу отечественных разработчиков, что позволяет успешно и оптимально реализовывать задачи автоматизации.
Технологии
Автоматизированные системы современных библиотек по одному из методов применяют оборудование RFID (Radio Frequency IDentification — определение радиочастот). Это устройства, с помощью которых возможно бесконтактное считывание информации с электронных меток. Подобные комплекты используются:
на этапах выдачи и приема книг;
для сохранности фондов;
для учета.
Ручной труд сводится к минимуму, качество работы библиотекарей улучшается.
Разработаны целые станции автоматической книговыдачи, контроля несанкционированного выноса экземпляров и инвентаризации. Автоматизация библиотечных процессов в современной библиотеке включает маркировку оригиналов книг метками. Подобные носители информации привязаны к данным учета, благодаря чему можно контролировать перемещение изданий внутри учреждения, защищать их от краж, собирать статистику. Управление фондами будет более эффективным.
Применение интернета
Использование интернета для библиотек заключается в том, что они могут разместить там свои каталоги и воспользоваться чужими для удовлетворения интересов читателей.
Первичной информацией будет база данных, а тексты - второстепенны. На практике библиотеки создают свои Web-сервера, включающие ряд страниц, представляющих данное учреждение. Удаленный поиск и возможность заказывать литературу встречается редко. В связи с этим можно назвать эффективность использования интернет весьма малой.
В РФ существует несколько серверов, служащих функции АБИС. Но открытие каталогов для всех категорий пользователей остается лишь желаемой задачей. Можно лишь оценивать результативность использование интернет тем или иным библиотечным учреждением.
Имеется ли собственный электронный каталог на сервере.
Используется ли интернет для автоматизации.
Имеются ли дополнительные услуги для пользователей сервера.
По этим же параметрам библиотека может сделать вывод о наличии преимуществ интернет.
Пока в рамках автоматизации российских библиотек осуществляется лишь учет, каталогизация. Но применение информационных систем может позволить
автоматизировать все функции этих учреждений. Библиотеки, стараясь динамично развиваться, сберегают традиции, отличные от возможностей интернет. Функция хранения книг остается основной.
Существующие проекты уже помогли освоить правильные подходы к задаче. Имеются планы по созданию единой федеральной программы. Однако, следует учитывать реальные возможности отдельных учреждений.
По материалам сайта http://arprime.ru/
Существующие проекты уже помогли освоить правильные подходы к задаче. Имеются планы по созданию единой федеральной программы. Однако, следует учитывать реальные возможности отдельных учреждений.
По материалам сайта http://arprime.ru/