Файл: Практическая работа моделирование и оптимизация бизнеспроцессов курьерской службы есенгельдыев Д. Н.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті
Практическая работа
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КУРЬЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
Выполнил: Есенгельдыев Д.Н.
Студент группы МАУ-11
Проверила: Сагнаева С. К.
Астана – 2023
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КУРЬЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
В рамках деятельности курьерской службы можно выделить бизнес-процесс курьерской доставки, состоящий из следующих подпроцессов:
-
регистрация заказа; -
забор груза у отправителя; -
прием груза на склад с дальнейшей сортировкой; -
разработку путевого листа; -
загрузка машины; -
доставка груза получателю.
Бизнес-процесс курьерской службы является бизнес-процессом так как это нетривиальный, предсказуемый, повторяемый и разворачивающийся во времени процесс, который имеет ценность для потребителя. Данный бизнес-процесс требует совершенствования, так как, в виду отсутствия на предприятии автоматизации, составление путевого листа и ведение документооборота ведётся вручную, что приводит к частным ошибкам и дополнительным расходам на канцелярию и труд рабочей силы В рамках данной работы к совершенствованию предлагаются следующие подпроцессы: регистрация заказа, забор груза у отправителя и разработка путевого листа. Также условимся, что среднее количество заказов в месяц равняется 300.
В данной работе в качестве метода оценки стоимостных затрат был выбран функционально-стоимостной анализ. Функционально-стоимостной анализ представляет собой метод системного исследования различных объектов, который основан на выявлении функций этих объектов в более общей системе, а также на поиске наиболее дешевых способов выполнения главных и необходимых функций этих объектов. Этот метод направлен на обеспечение потребительских свойств объектов и минимальных затрат на их проявление на всех этапах бизнес-процесса [4].
Для проведения стоимостного анализа текущих процессов в курьерской службе необходимо выделить затраты, возникающие в ходе деятельности предприятия. Выделенные затраты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация затрат курьерской службы
Постоянные | Прямые:
| Косвенные:
|
Окончание таблицы 1
Переменные | Прямые:
| Косвенные:
|
Для оценки данных затрат были выделены следующие функции:
-
регистрация заказа; -
забор/доставка груза; -
взаимодействие со складом; -
составление путевого листа.
Отнесение переменных затрат на выделенные функции представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Отнесение переменных затрат на функции
Функция | Вид затрат |
Регистрация заказа | Электроэнергия |
Канцелярия | |
Забор/доставка груза | Обслуживание автомобиля |
Взаимодействие со складом | Обслуживание автомобиля |
Электроэнергия | |
Канцелярия | |
Составление путевого листа | Электроэнергия |
Канцелярия |
Для того, чтобы определить сколько конкретно тратит предприятие по каждому виду переменных затрат на выполнение каждой функции, воспользуемся формулой (1):
где
– переменные затраты на функцию k,
– затраты на операцию j, выполняемые в рамках функции k,
– тариф на операцию j.
Тогда воспользовавшись формулой (1) получаем следующие результаты вычислений, представленные в таблице 3.
Таблица 3 – Переменные затраты
Функции | Переменные затраты, на ед | Суммарные переменные затраты, руб. | |
Вид затрат | Тариф | ||
Регистрация заказа | Электроэнергия | 3,5 | 1 050 |
Канцелярия | 20 | 6 000 | |
Забор/доставка груза | Обслуживание автомобиля | 100 | 30 000 |
Взаимодействие со складом | Обслуживание автомобиля | 100 | 30 000 |
Электроэнергия | 3,5 | 1 050 | |
Канцелярия | 20 | 6 000 | |
Составление путевого листа | Электроэнергия | 3,5 | 1 050 |
Канцелярия | 20 | 6 000 |
Отнесение постоянных затрат на функции представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Отнесение постоянных затрат на функции
Функция | Вид затрат |
Регистрация заказа | З/П рабочих |
Мобильная связь | |
Коммунальные платежи | |
З/П АУП | |
Аренда офиса | |
Забор/доставка груза | З/П рабочих |
Амортизация основных средств | |
Мобильная связь | |
З/П АУП | |
Взаимодействие со складом | З/П рабочих |
Амортизация основных средств | |
Коммунальные платежи | |
З/П АУП | |
Аренда склада | |
Составление путевого листа | З/П рабочих |
Коммунальные платежи | |
З/П АУП | |
Аренда офиса |
Для того, чтобы определить сколько конкретно тратит предприятие по каждому виду постоянных затрат на выполнение каждой функции, воспользуемся формулой (2):
где – постоянные затраты вида s,затрачиваемые при выполнении функции k ,
– суммарные постоянные затраты вида s,
– критерий распределения постоянных затрат вида s.
Суммарные постоянные затраты на рассматриваемом предприятии по видам затрат в месяц составляют: з/п рабочих – 800000 тг., амортизация основных средств – 50000 тг., мобильная связь – 12000 руб., коммунальные платежи – 70000 тг., з/п АУП – 20000 тг., аренда склада – 400000 тг., аренда офиса – 300000 тг.
Тогда определив критерии распределения постоянных затрат по функциям и произведя расчет по формуле (2) получаем следующий результат, представленный в таблице 5.
Таблица 5 – Постоянные затраты
Функция | Вид затрат | Сs | Kr | Cks |
Регистрация заказа | З/П рабочих | 80 000 | 3 | 24 000,00 |
Мобильная связь | 1 200 | 2 | 800,00 | |
Коммунальные платежи | 7 000 | 2 | 2 333,33 | |
З/П АУП | 20 000 | 4 | 8 000,00 | |
Аренда офиса | 30 000 | 2 | 20 000,00 | |
Забор/доставка груза | З/П рабочих | 80 000 | 4 | 32 000,00 |
Амортизация основных средств | 5 000 | 2 | 3 333,33 | |
Мобильная связь | 1 200 | 1 | 400,00 | |
З/П АУП | 20 000 | 2 | 4 000,00 | |
Взаимодействие со складом | З/П рабочих | 80 000 | 1 | 8 000,00 |
Амортизация основных средств | 5 000 | 1 | 1 666,67 | |
Коммунальные платежи | 7 000 | 3 | 3 500,00 | |
З/П АУП | 20 000 | 1 | 2 000,00 | |
Аренда склада | 40 000 | 1 | 40 000,00 | |
Составление путевого листа | З/П рабочих | 80 000 | 2 | 16 000,00 |
Коммунальные платежи | 7 000 | 1 | 1 166,67 | |
З/П АУП | 20 000 | 3 | 6 000,00 | |
Аренда офиса | 30 000 | 1 | 10 000,00 |
Суммарные затраты по каждой из функций представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Суммарные затраты по функциям
Функция | Суммарные переменные затраты | Суммарные постоянные затраты | Суммарные затраты |
Регистрация заказа | 7 050,00 | 55 133,33 | 62 183,33 |
Забор/доставка груза | 30 000,00 | 39 733,33 | 69 733,33 |
Взаимодействие со складом | 37 050,00 | 55 166,67 | 92 216,67 |
Составление путевого листа | 7 050,00 | 33 166,67 | 40 216,67 |
Итого | 264 350,00 | ||
Стоимость одного заказа | 881,17 |
Подпроцесс «Составление путевого листа» инициирует сотрудник курьерского отдела, когда вводит в АИС дату на которую нужно составить данный документ. АИС проверяет, есть ли заказы на выбранную дату, и если они есть, то отбирает заказы на данную дату, затем сортирует их по районам города и на основе задачи коммивояжёра составляет оптимальный маршрут для доставки почтовых отправлений. Модель данного подпроцесса представлена на рисунке Б.4.
Рисунок 1 – Модель AS-IS бизнес-процесса курьерской доставки
Рисунок 2 – Модель AS-IS подпроцесса «Регистрация заказа»