Файл: Задача ао Стройнефтегаз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к теме 5.

Задача 1.

АО «Стройнефтегаз» в установленном порядке купило у Тюменского приборостроительного комбината пансионат. После этого АО обратилось в Ейскую районную администрацию Краснодарского края (по месту нахождения пансионата) с ходатайством об оформлении права пользования земельным участком.

АО было отказано, т.к. стороны до заключения договора купли-продажи пансионата должны были согласовать с администрацией вопрос о пользовании земельным участком.


К какой категории земель относится данный земельный участок?


На каком праве земельный участок может быть предоставлен собственнику пансионата?


Правомерно ли решение администрации?

Ответ

1.Данный земельный участок относится к землям рекреационного назначения. Согласно п.2 ст.98 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты и так далее.

2.В силу ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Земли особо охраняемых природных территорий, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В соответствии с ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган) (ст.39.2 ЗК РФ).

Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено статьей 39.20 ЗК РФ или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Задача 2.

ООО «Янтарный берег» заключило договор аренды земельного участка для строительства летних домиков, причем по территории земельного участка протекала небольшая река.



Спустя некоторое время ООО «Янтарный берег» вычистило дно части водного объекта по границам арендованного земельного участка, засыпало его песком, оборудовало песчаный пляж шириной 100 м и организовало продажу билетов.

Граждане, не желающие оплачивать отдых на оборудованном пляже, обратились в местную администрацию с жалобой на руководство ООО «Янтарный берег». Они считали, что имеют право пользоваться пляжем бесплатно.

Администрация направила запрос с орган управления водными ресурсами, выяснилось, что ООО «Янтарный берег» не согласовывало использование водного объекта в обозначенных целях.


1. Считаете ли вы, что права граждан нарушены?


2. В каком порядке арендатору земельного участка может быть предоставлено право пользования водным объектом?

Ответ

В соответствии со ст. 8 Водного Кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. По нормам ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, к которым относятся реки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом законом установлено право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии реки (береговая полоса) предназначается также для общего пользования, ее ширина составляет двадцать метров (часть 6 ст. 6 Водного кодекса РФ). Следовательно, берег реки, где оборудован пляж, является объектом общего пользования, и если оборудование пляжа предполагает ограждение береговой полосы или иное ограничение бесплатного доступа к реке, то ООО "Янтарный берег" нарушает права граждан на пользование указанным объектом.

В то же время, с моей точки зрения, права граждан будут нарушены только в том случае, если ООО "Янтарный берег" ограничит их доступ к реке или возможность пользования ее водными ресурсами. ООО "Янтарный берег" может установить плату за пользование объектам инфраструктуры пляжа - скамейками, зонтиками и т.д. в то время как установление платы за вход на пляж будет неправомерным.


ООО "Янтарный берег" будет иметь право на использования акватории реки для рекреационных целей (ст. 50 Водного Кодекса РФ) только на основании договора водопользования, что предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 12 ВК РФ. При этом законом предусмотрено, что граждане могут использовать акваторию водного объекта без заключения такого договора для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 настоящего Кодекса (п. 17 ч.3 ст. 11 ВК РФ).

Земельный участок, на территории которого расположена река с пляжем, может быть оформлен в аренду по правилам, установленным ст. 22 Земельного кодекса РФ, которыми предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (п. 3.2. указанной статьи).