Файл: Каковы особенности и виды отношений, составляющих предмет муниципального права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Каковы особенности и виды отношений, составляющих предмет муниципального права?

В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения.

  1. Почему муниципальное право называют комплексной отраслью права?

Часто муниципальное право называют комплексной отраслью российского права. Связано это с тем, что в его предмет входят общественные отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества в связи с осуществлением местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

  1. Дайте характеристику методам правового регулирования муниципально-правовых отношений.

В муниципальном праве метод правового регулирования имеет комплексный характер, что обусловлено комплексностью как самих норм права, так и регулируемых ими групп общественных отношений.

Метод правового регулирования в муниципальном праве можно определить как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.

Муниципальное право как комплексная отрасль права сочетает два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный, присущие соответственно публичному и частному праву. Однако и муниципальное право содержит собственный диспозитивный метод правового регулирования.

В целях выявления метода правового регулирования отношений в отрасли права необходимо определить способ воздействия этих норм на общественные отношения.

По способу воздействия на группы общественных отношений нормы права делят на императивные и диспозитивные, а, следовательно, и методы правового регулирования определяются этой классификацией.

Примером императивной нормы может служить ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах…» (2003 г.), в которой установлено, что принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления, т. е. решение должно быть исполнено без каких-либо оговорок или альтернатив. Например, на местном референдуме принято решение не приватизировать муниципальное предприятие, имеющее общемуниципальное значение. Это решение должны неукоснительно выполнять соответствующие органы местного самоуправления. Очевидно, что эта норма относится к системе норм только муниципального права.


Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа муниципального района и в других случаях. Так, ст. 35 Закона «Об общих принципах организации…» (2003 г.) устанавливает два возможных варианта формирования представительного органа местного самоуправления. Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.

Согласно ст. 22 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.) ее могут осуществить: граждане; избирательные объединения; представительный орган совместно с главой местной администрации. В данном случае норма предусматривает различные способы реализации права на инициативу о проведении местного референдума.

Диспозитивный характер имеют нормы: об избрании главы муниципального образования (ч. 2 ст. 36 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.), который может быть избран непосредственно избирателями, либо из числа депутатов представительным органом; о способе назначения главы администрации (ч. 2 ст. 37 указанного Закона), которым может быть глава муниципального образования либо лицо, назначенное по контракту по результатам конкурса.

Диспозитивный характер имеют нормы избирательного права в системе местного самоуправления, которое базируется на установленных в законодательстве принципах. Избиратели, например, могут принимать, а могут и не принимать участие в выборах. Это их личное право. При голосовании избиратели вправе отдать свой голос за любую из кандидатур. Никто их не обязывает отдать голос за какую-либо кандидатуру. У них есть выбор. Что касается местного референдума, схода, собрания, то граждане также могут в них принимать участие, но могут и не принимать.

  1. Приведите примеры ученых, являющихся специалистами в вопросах муниципального права


Большинство ученых относит муниципальное право к комплексной отрасли российского права. В частности, результаты исследований таких учѐных как А.С. Авакъяна, В.А. Баранникова, Н.С. Бондаря, И.В. Выдрина, Ю.А. Дмитриева, В.В. Комаровой, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, С.Г. Соловьева, Т.Я. Хабриевой, Е.С. Шугриной и других позволили развивать концепцию муниципального права в качестве самостоятельной и комплексной отрасли права.

  1. В чем состоят отличия между наукой и учебной дисциплиной муниципального права?

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:

является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях

не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями

источником учебной дисциплины являются учебники и учебные пособия, а науки - научные статьи, монографии, диссертационные исследования.

6. Заполните таблицу:

Отрасль права

Предмет

Методы

Источники

Муниципальное право

Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления 

Под методом муниципального права следует понимать совокупность приемов и способов правового регулирования муниципальных отношений. Для этой отрасли характерны общие методы конституционного права: императивный и диспозитивный и общеправовые методы: дозволения, предписания и запрета. 

 Их классификация по юридической силе. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство по вопросам местного законодательства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; законодательство и иные нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные акты местного самоуправления, устав муниципального образования.

Конституционное право

 Предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений: 1) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройство государства и государственной власти (властеотно-шения). Таким образом, предметом конституционного права являются те от-ношения, которые являются базовыми, основными в каждой из областей жизни.

 В конституционном праве преобладает два метода правового регулирования: диспозитивный и императивный.

Императивный метод – это метод такого воздействия, который характеризуется тем, что в основе лежит обязывание.

Диспозитивный же метод характеризуется таким правовым регулированием, как дозволение.

В конституционном праве РФ больше всего востребован императивный метод, предписывающий поступать только каким-то определенным образом.

 Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Административное право

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти; данная отрасль права регулирует управленческие отношения.

Метод административного права— это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений.

Предписание

Запрет

Дозволение

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

Гражданское право

Предмет гражданского права — это имущественные, связанные и не связанные с ними неимущественные и корпоративные отношения, урегулированные нормами гражданского права, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. 

Выделяют два метода правового регулирования:

метод власти и подчинения (метод субординации, императивный метод);

метод равенства участников правоотношений (метод координации, диспозитивный метод); 

Конституция РФ - Федеральные законы.

Гражданский кодекс РФ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств.

Нормы международного права

Обычаи делового оборота, деловые обыкновения.