Файл: 2. Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В порядке первого приближения к содержанию предмета административного права можно предложить такое определение:

- это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации (органов исполнительной власти), муниципальной администрации (исполнительных органов местного самоуправления) и административного судопроизводства.

Субъекты публичной администрации (органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления) осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.).

Административным правом регламентируется основная — властная — деятельность государственной и муниципальной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).

В предмете административного права России четко выделяются три группы общественных отношений, возникающих при осуществлении:

  • регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации;

  • охранительной деятельности публичной администрации;

  • административного судопроизводства судами.

Такой общий и частично условный подход к определению предмета административного права нуждается в ряде уточнений.

Кто осуществляет публичную административную власть? Что включается в понятие публичной администрации?

Во-первых, как уже отмечалось, органы исполнительной власти и муниципальные органы, а также ряд подчиненных им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.).

Во-вторых, это руководители иных государственных и муниципальных органов осуществляющие внутриорганизационную деятельность. Председатель представительного органа и тем более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда, организуя работу судей аппарата областного суда, занимается не правосудием, а административной деятельностью.

В-третьих, к государственной администрации относятся Администрация Президента РФ и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главные управления и расчетно-кассовые центры.


В-четвертых, это администрации государственных и муниципальных учреждений и предприятий, осуществляющие руководство этими организациями (вузами, библиотеками, железнодорожными станциями и др.) и имеющие властные полномочия в отношении тех, кто пользуется их услугами.

Таким образом, под публичной администрацией прежде всего понимается система органов государственной исполнительной власти и муниципальных исполнительных органов, а также осуществляющие административную власть иные органы, руководители всех муниципальных и государственных органов, учреждений, предприятий, строевых подразделений.

Можно сказать, что к публичной администрации относятся все существующие в Российской Федерации государственные и муниципальные органы, кроме представительных органов и судов, администрации представительных и судебных органов, государственных и муниципальных организаций.

Деятельность администрации двойственна. В ней главное — созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорта и др. Но важна и охранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно, предметом административного права являются обе стороны функционирования публичной администрации: созидательная («активная администрация») и охранительная («пассивная администрация»),

Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных договоров и актов правосудия.

Необходимо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Публичная администрация и суды вступают в отношения с гражданами, разнообразными организациями. Административное право, если быть точным, регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права всех сторон общественных отношений и властных, и невластных субъектов. Правила дорожного движения, лицензирования, санитарии, таможенного оформления товаров и многие другие могут служить тому примером.

Публичная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, властную деятельность администраций государственных и муниципальных предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, отношения связанные с финансами, - финансовое право.


Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести такое существенное уточнение: оно регулирует все отношения, возникающие в процессе функционирования публичной администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права Российской Федерации.

Административное право закрепляет систему средств административного принуждения.

К предмету административного права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан во вне судебном порядке (административных жалоб). Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно-правовые отношения с их авторами и между собой.

Все административно-правовые отношения можно разделить на три вида:

  1. внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;

  2. внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами;

  3. отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

Статья 118 Конституции РФ закрепляет существование в стране конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотренные судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.

Обобщая вышесказанное, можно дать более полное определение предмета административного права. Это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметов регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.

В наше время публичная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граждан, защиты прав граждан и частных организаций.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро — система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить и как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществлении административного судопроизводства.

2.2. Принципы административного права как отрасли права.

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

• определяют юридическую природу административного права;

• закрепляются в административно-правовых нормах;

• являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;

• выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

• обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.


6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
2.3. Функции административного права как отрасли права.

Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

С учетом структуры общей части административного права (включающей организацию и функционирование государственного управления, управленческий процесс, различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебную защиту прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) традиционно выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется для решения задач исполнительной власти.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.