Файл: Практическая работа Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 5. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Количество заданий- 8.

Задания должны проверять следующие группы умений:

- находить и извлекать информацию (3 задания);

- интегрировать и интерпретировать информацию (3 задания);

- осмысливать и оценивать содержание текста и делать на его основе самостоятельные выводы(2 задания).

  1. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ «ЛИФТЫ»

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит? Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего). Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.



  1. Какую информацию хотел донести автор?

а. автор рассказывает о социальной стратификации;

б. автор говорит о социальных отношениях;

в. автор говорит о социальной мобильности

г. автор говорит о социализации общества


2. Что подразумевают под социальной мобильностью?

А) изменения в общественных структурах;

Б) переход людей из одних общественных групп в другие;

В) перемещение общественных групп в различные исторические периоды.


3. Какие виды мобильности существуют?

А) горизонтальная, вертикальная

Б) открытая, закрытая,


В) малая, крупная?

  1. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии. Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии. Одной из черт социального института является его историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. Потребность общества в социализации подрастающих поколений удовлетворяла преимущественно семья. Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях. Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа,
сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях. Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа



1.Что такое социальный институт?

  1. Учебное заведение для малообеспеченных слоёв населения.

  2. Научное учреждение для изучения общества.

  3. Устойчивый набор социальных ролей, общепринятых моделей поведения.


2.Сколько выделяют групп социальных институтов?

  1. 5

  2. 3

  3. 7


  1. Какую задачу брало на себя государство?

  1. Государство брало задачу создания конкуренции учебных заведений;

  2. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему;

  3. Государство брало задачу координировать вопросы семьи и школы.



3.





  1. В данной таблице информация о:

  1. уровнях, формах и методах научного познания;

  2. уровнях, формах и методах чувственного познания;

  3. сути одного из методов эмпирического познания.

  1. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. субъективный характер используемых суждений

  2. доступная форма изложения

  3. экспериментальная проверка результатов

  4. опора на авторитет

  5. взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

  6. разработка специального понятийного аппарата


3.Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?


 

  1. аргументация тезиса

  2. построение теории

  3. выдвижение гипотезы

  4. осуществление эксперимента

4.Объем жилищных кредитов в рублях, предоставленных за месяц
в наиболее насыщенных ипотекой городах, Москве и Санкт-Петербурге, млн. руб.





Вопрос: считаете те ли Вы, на основе данных диаграммы, что ипотека в крупных городах стала доступнее?

Ответ: в целом, ипотека стала доступнее. Поскольку прогнозируется дальнейшее снижение ключевой ставки, то ставки по ипотеке будут продолжать снижаться.

дальнейшее снижение числа кредитных организации, выдающих ипотечные кредиты;

- рост объемов и количества выдачи ипотечных кредитов, в том числе с государственной поддержкой;

- дальнейшее снижение ставок по ипотечным кредитам.



  1. Ученые из Токио, Лондона и Нью Йорка, в составе международной команды специалистов, работают над алгоритмом изменения климата на ближайшие 10 лет. Деятельность непрерывна, когда одни начинают работу, другие заканчивают


Вопрос: Ученые в Токио работали с 10.00 до 18.00, после сбора информации, они передали данные своим коллегам в Нью Йорк. Через 3 часа, после получения информации ученные приступили к работе. Во сколько они начали работать по местному времени?

Ответ. Отправили в 18.00, поступила в Нью Йорк – в 5 утра, начали работу в 8.00.

Вопрос. Одному из ученых необходимо было отправиться в командировку в Лондон. Во сколько совершит посадку самолет по местному времени, если вылетел из Токио в 16.00, в аэропорту Лондона?

Ответ: в 20.00
6.По итогам 2020 г. впервые в новейшей истории России экспорт сельхозпродукции превысил импорт. По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК «Агроэкспорт» Минсельхоза России объём экспорта агропромышленного комплекса (АПК) установил новый рекорд. Россия находится на 19 месте в рейтинге основных мировых экспортёров продовольствия. За десять лет поставки российской продукции на внешние рынки выросли почти в три раза.Согласно данным Федеральной таможенной службы, импортёрами российской сельскохозяйственной продукции в 2020 г. стали более 150 стран. Главными покупателями являются Китай (13%), Турция (10%), Казахстан (6,8%) и Египет (6,4%).Наибольший вес в структуре экспорта составляют зерновые — 30%, отгрузка которых в прошлом году выросла на 29% по сравнению с 2019 г. В 2020 г. урожай зерновых составил 133 млн тонн, установив второй в истории России рекорд. В прошлом году выросли поставки всех основных экспортных культур — пшеницы, ячменя и кукурузы.




Вопрос: 1. Назовите крупнейшего покупателя Российского продовольствия? 2. Сколько процентов составляют зерновые в 2019 году?


7.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос об участии граждан в общественной жизни. Был задан вопрос «Готовы ли вы принимать участие в голосование в электронной форме?»

Голосовать через интернет при возможности готовы чуть больше половины респондентов, 46% не стали бы этого делать. Новшества чаще поддерживает молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%). Против высказались 53% участников опроса в возрасте от 35 до 44 лет, 53% старше 60 лет.


Вопрос? Наиболее активную гражданскую позицию в электронной форме какая из возрастных групп проявляет наиболее активно?
8.Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография».

Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Вопрос: Выберите из предложенных вариантов факторы, которые характеризуют позитивные меры демографической политики?


  1. Принятие законодательных актов, регулирующих возраст вступления в брак, имущественное положение матери и ребенка при расторжении брака

  2. Решение проблемы определяется только природно-климатическими различиями регионов Земли.

  3. Помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям

  4. Демографическая политика проводится только в странах с развивающейся экономикой.

  5. Политика планирования семьи

  6. Половое образование молодежи для охраны репродуктивного здоровья