Файл: Художественная культура народов Северного Кавказа..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношений и перехода к классовому обществу, браки зависимых сословий были устраиваемы их господами. На специфическое развитие гражданского права у народов Северного Кавказа значительное воздействие оказали натуральный характер хозяйства и общинная организация, сохранявшая свое значения до начала ХХ в. Субъектами правовых отношений были лица мужского пола, достигшие совершеннолетнего возраста, ведшие самостоятельное хозяйство и не находившиеся под опекой. Объектами гражданско-правовых отношений были земля и скот, по поводу которых возникали различного рода сделки: мены, купли-продажи, регулируемые нормами обычного права. К концу исследуемого периода частная собственность на землю стала преобладающей. Одним из оснований ее возникновения явилось огораживание земельного участка. Другим основанием возникновения земельной собственности служило сложившееся владение землей представителями привилегированных сословий. Однако в пореформенный период земля стала переходить в собственность в порядке пожалования за заслуги перед российской администрацией. Были зафиксированы случаи и захвата общинных земель со стороны представителей лиц правящих сословий. Возникновение и развитие частной собственности на землю явилось толчком для дальнейшего развития арендных отношений, а также субаренды. Если в начале века они регулировались нормами обычного права, то в пореформенный период, а особенно к концу рассматриваемого периода, земельная аренда получила юридическое закрепление. Однако аренда скота даже в этот период регулировалась нормами обычного права, хотя сословный характер наблюдался и в этом виде правоотношений. Таким образом, в гражданско-правовых отношениях народов Северного Кавказа в XIX веке мы наблюдаем, с одной стороны, постепенную трансформацию правовых норм, их постепенное приспособление к новым социально-экономическим условиям. С другой стороны, патриархальность, сословность, которую практически в тот период было невозможно искоренить. В рассматриваемый период в сфере уголовно-правовых отношений сословное право действовало также достаточно активно. Обычно-правовые нормы большое внимание уделяли нанесению ущерба, что ярко проявилось в урегулировании конфликтов, становлении системы возмещения, в том числе с помощью композиций. Композиционные выплаты в рассматриваемый период уже окончательно сложились; была установлена их величина, зависевшая от сословной принадлежности пострадавшей стороны и тяжести преступного деяния, а также порядок возмещения ущерба. У народов региона преступлением считались наказуемые действия, направленные против личности или имущества. Но четко сформулированного понятия преступного деяния не существовало, как и не существовало четко сформулированных составов. Что касается субъективной стороны преступления, то уже стали различаться деяния, совершенные намеренно или неосторожно. Субъектами преступлений были все, кроме рабов, за которых отвечал их владелец. Появилось понятие соучастия, но при этом уголовная ответственность распределялась на всех в одинаковой мере, без учета вклада каждого.


Все правонарушения в сфере уголовного права, регулируемые обычно-правовыми нормами, можно разделить на два вида: преступления против личности и имущественные преступления. К первым относились: убийство (простое и квалифицированное), кровосмешение, нарушение супружеской верности женщинами, изнасилование, оскорбление действием или словом. Ко второму виду – воровство, грабеж. Преступление (нанесение ущерба) и наказание народы Северного Кавказа считали не индивидуальными, а коллективными действиями, затрагивающими честь и интересы не столько отдельного человека, сколько рода или общественной группы, что ярко проявилось в становлении системе возмещения вреда, в том числе с помощью композиционных выплат. Представления о коллективном характере преступления и наказания отразились, во-первых, в обычае очищения подозреваемого коллективной присягой. Во-вторых, в том, что семья и даже фамилия отвечали своим имуществом за преступление одного из своих членов, если тот не мог уплатить композиционные выплаты. Обычно-правовые нормы большое внимание уделяли нанесению ущерба, что ярко проявилось в урегулировании конфликтов, становлении системы возмещения, в том числе с помощью композиций. Сословно-правовые нормы играли большое значение в детально разработанной по сословному признаку системе композиций – платы за кровь или возмещения крови. Ее духом и установками проникнуты метод разрешения казусов и санкции по множеству правонарушений почти по всем посягательствам на личность, жизнь, здоровье и честь, во всех случаях причинения вреда. Установление композиций, отображая реально сложившуюся систему вассальных отношений, зиждется на этой системе, которая в рассматриваемый период становится краеугольным камнем всей общественно-политической жизни. Эти отношения составляли предмет особой заботы и охраны; правящее сословие стремилось не только к их упрочению под своим твердым верховенством, но в то же время – к соблюдению пределов признанного, определяющего взаимные права и обязанности.

Наказание имело своей целью возмещение вреда и устрашение. Основным видом наказания, как уже было указано выше, являлись композиционные выплаты, налагавшиеся, в том числе и за убийство, вытесняя постепенно в течении XIX столетия принцип талиона. Известные российскому праву наказания не применялись, но уже со второй половины XIX в. началось их постепенное внедрение в северокавказском регионе. Наказания в виде штрафов применялись повсеместно, и их величина зависела, в первую очередь, от сословной принадлежности пострадавшей стороны, а иногда и от социального статуса преступника. Величина денежных штрафов была очень велика, что часто приводило к разорению семьи. А это, в свою очередь, являлось сдерживающим фактором, как и такой институт как кровная месть, характерный для всех северокавказских обществ.


Заключение

Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Он с древности являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы. Современная культура Северного Кавказа исторически сформировалась в результате диалога кавказской горской, исламской и русской (российской) цивилизаций и культур, модернизационных процессов XX - начала ХХI вв. Поэтому она отличается сложной многослойностью, что оказывает влияние и на характер внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Исторически особую роль в этнокультурном диалоге в данном пространстве играет Россия, которая сегодня - один из самых важных элементов целостности кавказской цивилизации. В целом Северный Кавказ остается в европейском культурном поле. Вместе с тем, имеет место неприятие массовой культуры западного общества, его несовместимость с ценностной системой горского общества. Разумеется, на современную ситуацию в культурной сфере Северного Кавказа оказывает влияние и кризисное состояние российской действительности. С начала 2000-х гг. постепенно все более активизируются внешние культурные контакты республик Северного Кавказа. За последние годы регион повысил свой имидж за рубежом. Этому способствовали многие осуществленные мероприятия - поездки танцевальных ансамблей, программы фондов культуры республик, фестивали, особенно международный фестиваль "Мир Кавказу". Образовательные и научные учреждения Северного Кавказа в 2000-х гг. активно осуществляли разнообразные внешние культурные контакты, способствующие взаимообогащению национальных культур. Такие контакты с широким привлечением ученых, историков, этнографов, художников, музейных и архивных работников региона необходимо развивать их и дальше. Основы демократического управления, интересы сохранения культурного многообразия России, международно-правовые стандарты требуют уважения к состоянию малых культур, обеспечения прав граждан, связанных с их принадлежностью к той или иной этнической общности. Культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии всех трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий. Внешние культурные контакты республик Северного Кавказа служат укреплению и дальнейшему развитию межнациональных отношений. Особо нужно подчеркнуть, что работа по налаживанию межнациональных отношений, прежде всего, строится через общественное сознание людей. А активные культурные взаимоотношения народов помогают лучше узнать и понять друг друга. Поэтому внешние культурные контакты республик Северного Кавказа играют огромную роль в предотвращении социальной напряженности и обеспечении мира в регионе.


Список литературы

  • 1. Аджиев, А.М. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа // А. М. Аджиев. Махачкала, 1985. С. 3, 56

  • 2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII- XIX вв. - Нальчик, 1974.- 212 с.

  • 3. Азаматов, К. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии / К. Азаматов. Нальчик, 1980.- 280 с.

  • 4. Алексеев, В.П. Происхождение народов Кавказа / В.П. Алексеев. М., 1974. - 260 с.

  • 5. Алироев, И.Ю. Язык история и культура вайнахов / И.Ю. Алироев. Грозный, 1990. С.102

  • 6. Аствацатурова, М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах / М.А. Аствацатурова Р-н/Д.-Пятигорск, 2000. - 180 с.

  • 7. Аствацатурян, Э.Г. Оружие народов Кавказа / М.А. Аствацатурова. М., 1995.- 159 с.

  • 8. Аталиков, В.Т. Вайнахи в XVIII веке по известиям европейских авторов // История и этнография и культура народов Северного Кавказа / В.Т. Аталиков. Оржоникидзе, 1981. С.124

  • 9. Ахриев,Ч.М. Ингушские праздники / Ч.М. Ахриев. Грозный, 2008.

  • 10. Баразбиев, М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII- начале XX века / М.И. Баразбиев. Нальчик, 2000. - 230 с.

  • 11. Барнаш, А.В., Лазарян, С.С. Очерк культурного развития Северо-Кавказского края: начало XIX- начало XX вв. А.В. Барнаш. Пятигорск, 2006. - 210 с.

  • 12. Бентковский, И.В. Статистико-географический путеводитель по Ставропольской губернии / И.В. Бентковский. Ставрополь, 1883. - 190 с.

  • 13. Берже, А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. / А.П. Берже. Тифлис, 1858. - 180 с.

  • 14. Бларамберг, И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / пер. с французского И.М. Назаровой / И. Бларамберг. М., 2005. С.76

  • 15. Вартанов, Р.С., Гранкин, Ю.Ю. Между трех морей. Природа, история, культура Северного Кавказа / Р.С. Вартанов. Пятигорск, 2001.

  • 16. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Кавказе до и после присоединения его к России / Гедеон. М. - Пятигорск, 1992. - 300 с.

  • 17. Гнедовский, Б. Памятники Северного Кавказа / Б. Гнедовский. М., 1976 - 280 с.

  • 18. Гниловской, В.Г. Занимательное краеведение / В.Г. Гниловской. Ставрополь, 1954. - 290 с.

  • 19. Грабовский Н. Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа // ССКГ / Н.Ф. Грабовский. Тифлис, 1868. Вып. 2. - 295 с.

  • 20. Григорович, С.Ф. По горам и равнинам Северной Осетии / С.Ф. Григорович. Орджоникидзе, 1960. - 240 с.

  • 21. Студенецкая, Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. / Е.Н. Студенецкая. М., 1989. - 359 с.

  • 22. Зведре, В.А. По Кабардино-Балкарии. Путеводитель / В.А. Зведре. Нальчик, 1987. - 189 с.

  • 23. Зязиков, М.М. Вопросы истории Ингушетии / М.М. Зязиков. Магас, 2004. - 200 с.

  • 24. Зязиков, М.М. Традиционное культура Ингушей: история и современность / М.М. Зязиков. Ростов-на-Дону, 2005. - 230 с.

  • 25. История городов и сел Ставрополья: Краткие очерки. - Ставрополь, 2002. - 320 с.

  • 26. История народов Северного Кавказа (хрестоматия) / Сост. Ю.Ю. Клычников. - Пятигорск, 2008. - 390 с.