Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01 Дисциплина Физическая культура Практическое задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

40.02.01

Дисциплина: Физическая культура

Практическое задание № 1


Выполнил:

слушатель Попелхова

Дина Александровна

Преподаватель:

Борисова Вера

Валерьевна
Содержание

Задание № 1………………………………………………………………………3

Задание № 2………………………………………………………………………5

Задание № 3………………………………………………………………………10

Задание № 1 Дайте определение следующим понятиям: «организм человека», «функциональные системы организма», «гомеостаз», «резистентность», «адаптация», «саморегуляция и самосовершенствование организма», «гипокинезия», «гиподинамия», «гипоксия», «максимальное потребление кислорода (МПК)», «компенсаторные механизмы».

Организм человека - это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Функциональные системы организма – это группы органов обеспечивающих согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды организма.

Резистентность – способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.

Адаптация – способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Саморегуляция и самосовершенствование организма – реализуется главным образом через совершенствование в организме механизмов адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, производства, быта.

Гипокинезия – недостаточная двигательная активность организма.

Гиподинамия – совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности.

Гипоксия – кислородное голодание которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.



Максимальное потребление кислорода – наибольшее количество кислорода которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе.

Компенсаторные механизмы – это динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспечения жизнедеятельности организма.
Задание № 2 Дайте развернутый ответ на вопрос: «Социальные и специфические функции физической культуры».

Социальные функции физической культуры.

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Рассмотрим некоторые из них:

Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом: создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.

Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

Оздоровление человека. Физическая культура - важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) - новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.



По признакам общности их можно объединить в следующие группы:

Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)

Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.

Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

Социологические данные, полученные многими учеными убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Так, Институтом социологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников значительно выше (на 15-20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремится выполнить работу с высоким качеством.
Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Как отмечает В.М. Выдрин , специфические функции выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова.

К специфическим функциям физической культуры относятся:

- функция физического воспитания;

- оздоровительная функция;

- соревновательная функция.

Функция физического воспитания. Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей к ценностям физической культуры. Материальные и духовные ценности не значимы сами по себе, а только тогда, когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценности осваивает, с пользой применяет и по возможности развивает. От этого выигрывают и общество, и сам человек.

Оздоровительная функция. Физическая активность – одно из важных условий жизни и развития организма. Человек рождается с потребностью двигаться. Двигательная активность необходима ему так же, как потребность в пище, кислороде, воде. Научно доказано, что импульсы, идущие от работающих мышц, оказывают выраженное влияние на внутренние органы человека. Поэтому грамотное систематическое выполнение физических упражнений, не только

способствует развитию физических качеств и овладению движениями, но и совершенствует деятельность всех систем организма.

Решение оздоровительных задач достигается не только с помощью физических упражнений, но и широким применением оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Закаливание, сбалансированное питание, соблюдение режима сна, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и обеспечивает

творческое долголетие.

Соревновательная функция. Подавляющее большинство современных видов спорта основано на активной двигательной деятельности. Следовательно, такой спорт является неотъемлемой составной частью физической культуры. Особенность спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней соревнования, стремления к постоянному превышению достигнутого, к максимальному результату. Занятия физическими упражнениями без такого стремления превращаются в обычную игру или физическое воспитание, где целью выполняемых движений может быть развитие физических качеств, укрепление здоровья, получение удовольствия, снятие утомления, но не максимальное развитие своих способностей.


Роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый

участник стремится стать первым либо превысить свой личный результат. Соревновательные условия повышают уровень усилий и побуждают человека максимально проявить свои силы, умения, волю. Без присущего личности порыва на лидерство спорт не получил бы массового развития, о чем свидетельствует рост числа участников Олимпийских игр, рост национальных и мировых рекордов, популярность спорта как массового явления.

Задание № 3 Раскройте факторы, определяющие риск для здоровья человека.

Факторы риска (ФР) – потенциально опасные для здоровья: факторы экологического и социального характера, окружающей и производственной среды, факторы среды обитания, независящие от конкретного индивидуума и поведенческие, биологические, генетические (индивидуальные), повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Группировка факторов риска, обусловливающих здоровье

Группировка факторов риска, обусловливающих здоровье

Сферы влияния факторов на здоровье

Группы факторов риска

Удельный вес (%) факторов риска

Образ жизни

Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный уровень, высокий уровень урбанизации.

49–53

Генетика, биология человека

Предрасположенность к наследственным болезням, наследственная предрасположенность к дегенеративным болезням

18–22

Внешняя среда

Загрязненность канцерогенами и другими вредными веществами воздуха, почвы, воды; резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения

17–20

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи

8–10