Файл: Содержание налоговой политики государства. Особенности налоговой политики Российской Федерации.doc
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Реформы и перспективы развития налоговой политики РФ
Главным приоритетом современной государственной налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Вследствие этого предполагается, что в дальнейшем все изменения возможны только в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Цели налоговой политики в России заключаются в поддержке инвестиций, развитии человеческого капитала и повышении предпринимательской активности.
Стабильность налоговой системы заключается не только в стабильности налогового законодательства. Введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения непременно ведут к изменению ценовой политики и сокращению спроса на облагаемые товары, а также могут повлиять на ухудшение материального положения и морального состояния общества и усиление недоверия к органам власти.
Помимо этого частые изменения налогового законодательства снижают инвестиционную привлекательность нашей страны как места реализации проектов. При этом принцип стабильности налоговой системы заключается также в том, чтобы стабильные налоги смогли обеспечить стабильные расходы, в первую очередь в социальной сфере.
Поэтому главным приоритетом работы в финансовой сфере является повышение устойчивости бюджетной и налоговой системы государства.
Основные итоги реализации налоговой политики в 2012–2013 годах. По данным на 2013 г. в рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР.
Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней.
В период 2010–2012 гг. наблюдался рост налоговой нагрузки. В 2010 г. она составляла 28,9% ВВП, в 2011 г. –30,9%, в 2012 г. – 30,7%. В 2013 г. налоговая нагрузка оценивается на уровне 28,8% ВВП. При этом в период 2014–2016 гг. также наблюдается небольшое снижение этого показателя. В 2014 г. он составил 28,5% ВВП, в 2015 г. – 28,3% и 28,5% в 2016 г.
В 2013 г. внесены изменения в налоговое законодательство по двум направлениям – совершенствование мер налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Основными итогами в рамках первого направления стали следующие изменения.
-
Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала. Внесены изменения в правила исчисления и уплаты НДФЛ в целях поддержки физических лиц, уточнен порядок восстановления в доходах суммы «амортизационной премии», учтенной в расходах организации при осуществлении инвестиций, исключены объекты движимого имущества (машины, оборудование), принятые с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, а также уточнен порядок налогового учета доходов и расходов при совершении операций с имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2013 г. продолжилось проведение реформы по созданию такой системы налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета. Так, ФНС России была проведена работа, по итогам которой определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учета. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано путем как внесения изменений в НК РФ, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учета.
-
Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях. -
Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. В данном направлении главным стало введение патентной системы налогообложения, которая применяется по 47 основным видам деятельности, установленным НК РФ, и по дополнительным – установленным субъектами Российской Федерации (например, в Москве всего 65 видов деятельности).
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. Вся сумма от поступлений от патентной системы налогообложения направляется в местные бюджеты.
Однако, по предварительным итогам первого года применения патентной системы налогообложения, предприниматели неохотно покупают патенты.
Данному явлению есть несколько причин, среди которых: схожесть с видами деятельности по ЕНВД, увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд России, высокие размеры потенциально возможного к получению дохода, незаконное искусственное занижение предпринимателями доходов при уплате налога по УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» и др.
-
Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях, выразившееся в подготовке и представлении в Государственную Думу РФ проекта федерального закона, направленного на совершенствование порядка досудебного рассмотрения налоговых споров. -
Совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых.
Итоги второго направления реализации налоговой политики в 2013 г. отражены в следующем.
-
Установлена дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль путем ежегодного увеличения начиная с 2013 г. и дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. -
Повышены ставки акцизов на отдельные объекты налогообложения и установлены новые объекты налогообложения. -
В Государственную Думу РФ внесен проект закона, предусматривающего введение налога на недвижимое имущество для физических лиц. -
Прорабатывается вопрос о повышении налоговых ставок для объектов престижного потребления. -
Осуществлена оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам. -
Внесены изменения по уточнению порядка налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в целях совершенствования налога на прибыль организаций. -
Проводится работа по совершенствованию налогового администрирования.
Перспективные направления развития государственной налоговой политики в 2017-2018 годах. Концептуальные направления развития налоговой политики России на предстоящие 2 года были определены в прошлогоднем Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ. Так, в среднесрочной перспективе необходимы:
-
дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом; -
повышение качества налогового администрирования; -
реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций; -
завершение работы по внесению изменений в законодательство в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества.
Поскольку налоговая политика является составной частью бюджетной политики, в 2017– 2018 гг. планируется предпринимать меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Основным источником роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.
Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
-
Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
Идея о введении прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ рассматривается в государственных органах уже несколько лет. Однако в ближайшие 2 года налогообложение доходов физических лиц будет осуществляться по единой ставке для большинства видов доходов в размере 13%.
Это связано с тем, что при увеличении ставки высока вероятность потери уже существующей налоговой базы вследствие уклонения большинства налогоплательщиков с высоким уровнем дохода от уплаты налога, поэтому введение повышенных ставок НДФЛ возможно лишь при существенном повышении качества налогового администрирования и финансового контроля.
Налоговая политика в отношении НДФЛ и в настоящее время, и в среднесрочной перспективе будет строиться в направлении увеличения числа и величины налоговых вычетов с учетом социальной справедливости и возможностей бюджета.
В частности, в Государственной Думе РФ рассматриваются внесенные Правительством РФ проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов).
Кроме того, планируется переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к предоставлению данного вычета применительно к нескольким объектам недвижимости, но в пределах суммы, установленной НК РФ.
Будет также проводиться работа, направленная на выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц.
-
Совершенствование налогообложения финансовых инструментов в рамках создания Международного финансового центра. -
Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В целях реализации запланированных мероприятий в 2016 г. в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона, предусматривающий, в частности:
-
уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете; -
возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики; -
принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества; -
признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования; -
изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
Отметим ключевое изменение, влияющее на ведение бухгалтерского учета НКО и ее налоговую политику, вступившее в силу относительно недавно.
С 2014 г. некоммерческие организации могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе представлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение составляют НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн руб. Данное нововведение позволит снизить расходы НКО на оплату труда квалифицированного бухгалтера (штатного или привлеченного), а также на регулярное проведение обучения и повышение квалификации соответствующих работников.