ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деловое общение и коммуникация
План:
-Коммуникация в деловом общении;
-Типология барьеров коммуникации;
-Вербальные средства коммуникации в деловом общении;
-Невербальные средства коммуникации в деловом общении;
-Основы деловой риторики;
-Коммуникационные эффекты;
-Культура дискуссии.
Деловое общение как коммуникация - это взаимодействие двух или более людей, целью которых является решение какой-либо проблемы;
Коммуникацию в деловом общении можно определить как обмен информацией, значимой для участниковобщения и достижения заданных целей. В случае успеха коммуникации происходит изменение мыслей, чувств, отношений, кому она адресована.
Деловая коммуникация представляет собой процесс целесообразный. Интересы либо могут совпадать между собой, либо вступать в противоречия.
Эффективность коммуникации в деловом общении зависит от следующих факторов:
-правильного использования средств коммуникации(культура речи, умение задавать вопросы, оценивать ответы и др.)
-способности осознавать и преодолевать коммуникативный барьер.
Барьеры в коммуникации:
-Языковой и речевой - непонятность смысла сообщения, излишняя сложность;
-Межличностный - негативные отношения между людьми, препятствующие взаимопониманию;
-Индивидуальный - связанный с особенностями характера(стеснительность, раздражительность);
-Пространственно-временной - участники находятся далеко друг от друга, а также получают сообщения спустя значительное время;
-Технический - неработоспособность средств передачи или неправильное их использование.
-Барьеры, обусловленные факторами среды - шум в помещении, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефонов и т.д.
Человеческие барьеры коммуникации:
Эмоциональный - слова обладают очень сильным эмоциональным зарядом;
Фонетическое непонимание - участники общаются на разных языках; невыразительная, быстрая речь, человека сложно понять; речь с большим количеством слов-паразитов.
*В барьерах исключается использование жаргонов, сленгов.
Вербальные средства коммуникации:
В зависимости от намерений возникают разнообразные речевые тексты.
Виды речевой деятельности:
1) Говорение - использование языка для общения;
2) Слушание - восприятие содержания звучащей речи;
3) Письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
4) Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
Невербальные средства коммуникации:
Хотя информацию мы передаем с помощью вербальных средств, важную часть составляют именно невербальные:
1) Мимика, взгляд, поза, жесты;
2) Голос и интонация;
3) Прикосновение;
4) Чувства и ощущения.
Основы деловой риторики:
Риторика - теория красноречия.
В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия:
Доступность - взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей.
Ассоциативность - вызов сопереживаний.
Сенсорность - широкое использование цвета, света, звука и рисунков.
Экспрессивность - эмоциональная напряженность речи, выразительность мимики, жестов выступающего.
Интенсивность - характеризует темп подачи информации.
Коммуникационные эффекты:
Для того, чтобы деловой разговор состоялся успешно, необходимо пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника. Для этого пользуются коммуникационными эффектами. Обязательна логика выступления, которая дает обоснованность. Если будут интонация и пауза, то речь будет восприниматься лучше. При подготовке к выступлению нужно помнить, что это шанс, что можно заявить о себе, это возможность для роста. Но необходимость выступать публично, провести определенную презентацию вызывают у людей внутреннюю панику.
Культура дискуссии:
Под дискуссией следует понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса.
Специалисты выделяют несколько видов дискуссии в зависимости от цели. Если цель:
-поиск истины - аподиктическая дискуссия.
-победить соперника любым путем - софистическая дискуссия.
-склонить собеседника к своему мнению - эристическая дискуссия.
Этика делового общения ставит перед участниками дискуссии главную задачу - не допустить перехода дискуссии в фазу спора. Можно дать следующее определение спора - это
фаза негативного развития дискуссии, характеризующаяся непримиримостью сторон.
Главный элемент дискуссии - слушать своих собеседников. Ни в коем случае нельзя опровергать собеседника, не вникнув до конца в ход его рассуждений. В ходе дискуссии нельзя акцентировать внимание на недостатки речи говорящего. Овладение основными элементами культуры дискуссии позволяет быстрее и надежнее добиваться успеха в ходе беседы, не нарушая этических норм взаимодействия с деловыми партнерами.