Файл: Федеральное государственное учреждение СанктПетербургский научнопрактический центр медикосоциальной экспертизы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация тестирования в ПАК «НС-Психотест»
45 степени напряженности (классы 3.1 и 3.2 соответственно). Определение второго уровня адаптивности (IIА тип) может свидетельствовать о доступности труда
I степени напряженности (3.1 класс).
При третьем уровне адаптивности (легкая степень снижения, IIБ тип) доступен труд средней (2 класс) и легкой (1 класс) степени напряженности.
Для обследованных с четвертым уровнем психофизиологической адаптивности
(умеренная степень снижения, III тип) доступен труд только легкой степени на- пряженности (1 класс).
При определении IV типа адаптивности (значительное снижение) напряженный труд противопоказан. В случаях с IVА типом можно рекомендовать ненапряжен- ный труд в специально созданных условиях на производстве или на дому.
4.5. Оформление заключения
Заключение по результатам психофизиологического исследования должно быть оформлено по общепринятой для функционально-диагностических исследова- ний форме, включающей три основные части. Первая из них должна содержать общую информацию: сведения об учреждении и подразделении, в котором про- водилось обследование, дате и времени обследования; о пациенте: ФИО, воз- раст, диагноз и т. д. Вторая часть заключения должна содержать подробное описание основных параметров, т. е. представлять краткое фактическое описа- ние самого главного, существенного для выводов. Третья часть заключения, са- мая сложная — трактовка полученных данных. Здесь необходимо резюмировать основные результаты, описанные во второй части. Заключение может быть до- полнено фрагментами записи и автоматизированной обработки данных.
В приложении 1 приведена форма заключения, получившая наибольшее рас- пространение в практике медико-социальной экспертизы. Представлены два об- разца заключений с разным содержанием в описательной (второй) части по объему данных тестирования.
В приложении 2 приведены два примера заключений по комплексной оценке психофизиологического статуса подростков с целью их профориентации. Дан- ные полифункционального психофизиологического тестирования используются в комплексе с данными функциональных исследований нейродинамики и гемо- динамики мозга (по методикам клинической ЭЭГ и РЭГ соответственно) и ре- зультатами психофизиологического тестирования психомоторных свойств, вы- полненного на ПАК «НС-Психотест».
В приложении 3 представлены результаты сравнительной оценки данных поли- функционального психофизиологического тестирования до и после реабилита- ционных мероприятий у ветеранов подразделений особого риска, которые де- монстрируют возможности использования метода.


Полифункциональное психофизиологическое тестирование в оценке ограничений жизнедеятельности и здоровья
46
Приложение 1. Примеры заключений
по данным полифункционального
психофизиологического тестирования
адаптивных возможностей к нагрузкам
с нервно-психическим напряжением
Пример 1. Больной А.
Состояние кардиальной системы
• в покое — брадикардия (ЧСС — 46 уд./мин);
• незначительная реактивность с использованием функционального резер- ва, адекватно сложности нагрузки (ЧСС макс. —52 уд./мин);
• частые желудочковые экстрасистолы в покое и при нагрузках;
• замедленное восстановление.
Состояние респираторной системы
• в покое — умеренно напряженное (ЧД — 22 ц./мин);
• повышенная реактивность, адекватно сложности нагрузки (ЧД —
23 ц./мин);
• восстановление.
Кардиореспираторные взаимоотношения
• рассогласованы легко в покое и при нагрузках.
Уровень АД
• до нагрузок: 170/96 мм рт. ст.; после — 165/98 мм рт. ст.; 162/100 мм рт. ст.
Эмоциональное напряжение и реактивность
• в покое — незначительная напряженность;
• легкая напряженность на нагрузки;
• быстрое восстановление.

Приложение 1. Примеры заключений по данным полифункционального психофизиологического тестирования
адаптивных возможностей к нагрузкам с нервно-психическим напряжением
47
Умственная работоспособность
• значительно снижена;
• повышена импульсивность.
Динамика умственной работоспособности
• выраженная неустойчивость.
Время реакции
• время простой двигательной реакции — умеренно снижено (250 мс);
• время реакции различения — значительно снижено (323 мс).
Устойчивость и концентрация внимания, оперативная память
• на простую нагрузку — отдельные сбои внимания;
• на сложную нагрузку — выраженная неустойчивость.
Уровень функциональных возможностей ЦНС (по вероятностно-статисти- ческим параметрам времени простой двигательной реакции, методика
Т. Д. Лоскутовой)
• легко снижен (УФВ — 2.5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптивные возможности к нагрузкам с НПН значительно снижены по IVБ некомпенсированному типу за счет пониженной их переносимости по вегетатив- ным и эмоциональным показателям в сочетании со значительно сниженным ка- чеством деятельности.
Прогноз адаптации к нагрузкам с НПН —неблагоприятный.
Доступность труда с НПН
Напряженный труд противопоказан. Доступен только ненапряженный труд в ин- дивидуальном режиме.


Полифункциональное психофизиологическое тестирование в оценке ограничений жизнедеятельности и здоровья
48
Пример 2. Больной С.
Состояние кардиальной системы
• в покое — тахикардия (ЧСС — 87 уд./мин), вариабельность ритма сердца низкая, низкий уровень вагальных, симпатических и гуморально-метабо- лических влияний; преобладание активности симпатического отдела ВНС;
• на нагрузки — повышенная реактивность неадекватно сложности (ЧСС макс. — 84 уд./мин); по данным ВРС — адаптационные резервы значи- тельно снижены;
• в последействии — тахикардия (ЧСС — 80 уд./мин), единичные желудоч- ковые экстрасистолы).
Состояние респираторной системы
• в покое — умеренное напряжение (ЧД — 23 ц./мин);
• значительно повышенная реактивность, неадекватно сложности нагрузки
(ЧД макс. — 28 ц./мин);
• замедленное восстановление.
Кардиореспираторные взаимоотношения
• согласованы в покое и при нагрузках по индексу Хильдебрандта;
• кардиореспираторная синхронизация по индексу КРС — значительно на- рушена.
Уровень АД
• до нагрузок — 115/90 мм рт. ст.; после — 115/82 мм рт. ст.
Эмоциональное напряжение и реактивность
• в покое — легкая напряженность;
• умеренно повышенная реактивность неадекватно сложности нагрузки;
• восстановление.
1   2   3   4   5   6   7

Умственная работоспособность
• легко снижена;
• замедленная мобилизация, трудности врабатывания;
Динамика умственной работоспособности
• неустойчивая.

Приложение 1. Примеры заключений по данным полифункционального психофизиологического тестирования
адаптивных возможностей к нагрузкам с нервно-психическим напряжением
49
Время реакции
• время простой двигательной реакции — легко замедлено (268 мс);
• время реакции различения — умеренно замедлено относительно нормы
(301 мс).
Устойчивость и концентрация внимания, оперативная память
• на простую и усложненную нагрузки — отдельные сбои внимания;
• на сложную — легкое снижение.
Уровень
функциональных
возможностей
ЦНС
(по вероятностно- статистическим параметрам времени простой двигательной реакции, методика
Т. Д. Лоскутовой)
• легко снижен (УФВ — 2.6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптивные возможности к нагрузкам с НПН умеренно снижены по III слабо скомпенсированному типу за счет пониженной их переносимости по вегетатив- ным показателям в сочетании с легко сниженным качеством деятельности.
Прогноз адаптации к нагрузкам с НПН — ненадежный.
Доступность нагрузок
Ограниченно доступны продолжительные нагрузки, нагрузки в навязанном тем- пе, требующие быстрой мобилизации и устойчивости внимания.
Доступен труд легкой степени напряженности.

Полифункциональное психофизиологическое тестирование в оценке ограничений жизнедеятельности и здоровья
50
Приложение 2. Примеры заключений
по данным психофизиологических
исследований профессионально важных
качеств у подростков с целью их
профориентации
Пример 1. Больная С., 1983 г. р. (18 лет), учащаяся 11 класса коррекционной школы, с трудом осваивающая профессию швеи.
Диагноз основной: Олигофрения легкой степени дебильности, астенический тип дефекта.
По данным объективного обследования:
Электроэнцефалография (ЭЭГ):
Значительные изменения ЭЭГ в покое, усиливающиеся при нагрузках, с неус- тойчивой межполушарной асимметрией в затылочно-теменных и задневисочных отведениях, с пароксизмальными проявлениями при гипервентиляции, которые могут указывать на патологические нарушения на уровне коры (больше темен- но-затылочных и задневисочных отделов) и стволовых структур мозга, повы- шенную чувствительность к гипоксии. Данные ЭЭГ свидетельствуют в пользу последствий органического поражения ЦНС.
Реоэнцефалография (РЭГ):
Легкие изменения РЭГ в бассейне внутренних сонных артерий функционального характера, проявляющиеся в признаках дистонии средних и мелких артериаль- ных и венозных сосудов. Легко-умеренные изменения РЭГ в бассейне позвоноч- ных артерий функционального характера, проявляющиеся в признаках повы- шенного тонуса средних и мелких артериальных и венозных сосудов, затруд- ненного венозного оттока. Проба с задержкой дыхания на вдохе — отрицатель- ная (сохраняются признаки спазма сосудов), что может свидетельствовать о его устойчивости. Реакция на пробы с поворотами головы отсутствует.
Интегральная реография тела (ИРГТ):
Тип кровообращения — гиперкинетический. Разовая производительность серд- ца — в норме. Реакция на физическую нагрузку (40 шаговых движений лежа) — недостаточная, неадекватная, что может свидетельствовать о нарушении регу- ляторных функций вегетативной нервной системы. Тонус артериального русла снижен. Признаки венозной дисгемии.


Приложение 2. Примеры заключений по данным психофизиологических исследований профессионально важных
качеств у подростков с целью их профориентации
51
Результаты полифункционального психофизиологического тестирования
с оценкой адаптивных возможностей ЦНС:
1. Выполнение простой нагрузки, включающей элемент деятельности — про- стая сенсомоторная реакция (реакция обнаружения).
С задачей нажимать на кнопку «как можно быстрее» на каждую из 60 вспы- шек света, предъявляемых в случайном порядке, справляется. Скорость реагирования — легко снижена относительно нормы (ВПР — 221 мс), точ- ность реагирования — легко снижена (2 ошибки), устойчивость реакции — в пределах нормы, признаки утомления — не выражены. Данные свиде- тельствуют о способности адекватно формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать (УФВ —
4.3).
НПН — минимальное: максимальная ЧСС на нагрузку — 80 уд./мин, ЧД —
18 ц./мин, баланс вегетативной регуляции. Уровень эмоциональной напря- женности значительно повышен до исследования, во время тестирования понижается, но остается значительным.
2. Выполнение средней по сложности нагрузки, включающей элемент «разли- чения» (выделение одного из нескольких возможных сигналов).
С задачей нажимать на кнопку «как можно быстрее» на каждую третью вспышку света справлялась без ошибок. Скорость реагирования — умерен- но замедлена относительно нормы (ВПР — 267 мс), точность реагирования
— высокая; устойчивость реакции — в пределах нормы. Уровень функцио- нальных возможностей — в пределах нормы.
НПН — минимальное. Уровень эмоциональной напряженности значительно повышен в начале выполнения теста с постепенным снижением к концу за- дания.
3. Выполнение сложной нагрузки (слуховой корректурный тест длительностью
10 минут). Элементы деятельности: «различение». От предыдущей нагрузки отличается сложностью и сенсорной модальностью сигналов.
Качество деятельности грубо снижено (ошибок — 23) со значительно выра- женными признаками утомления. Выраженная неустойчивость внимания с выраженными признаками истощения. Уровень НПН минимальный. Ис- пользование функциональных резервов снижено. Признаки нарушения ве- гетативной регуляции (по индексу Хильдебрандта). Признаки утомления по вегетативным показателям. Уровень эмоциональной напряженности значи- тельно повышен с постепенным снижением к концу задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Адаптивные возможности к нагрузкам с нервно-психическим на- пряжением значительно снижены по IV Б типу за счет грубо сниженного качест- ва деятельности на сложную нагрузку в сочетании с минимальной реактивно- стью по вегетативным показателям при значительно повышенной эмоциональ- ной напряженности.