Файл: Роль и влияние культурной политики Казахстана на формирование культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так и других государств».

Идеи особой роли и ценности Культуры нашли отражение в художественном творчестве Н.К. Рериха, а так же в его общественной деятельности, наиболее яркой страницей которой было создание и подписание в 1935 году Пакта Рериха, международного договора об охране культурных ценностей.

В тексте Пакта Рериха, который состоит всего из 8 статей, нашло отражение рериховское представление о всеобъемлющей роли Культуры. Статья 1 Пакта гласит:

«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время»

Таким образом, Пакт Рериха расширяет понятие культурных ценностей и включает в это понятие образовательные и научные учреждения, их персонал. Также действие Пакта Рериха не ограничивается только условиями военных действий, но и распространяется на мирное время.

Принципы Пакта Рериха были использованы в разработке Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.).

В преамбуле Конвенции сказано, что она создана «руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.». Также статья 36, п. 2 Гаагской конвенции признает, что Конвенция связана преемственностью с Пактом Рериха.

Но в то же время специалисты отмечают, что эта преемственность была нарушена в очень важных положениях Гаагской конвенции 1954 г. Видный юрист, член Правления Международной ассоциации юристов, вице-президент Союза адвокатов СНГ П.Д. Баренбойм и его соавтор А. Захаров в книге «Пакт Рериха в ХХI веке» пишут: «Конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха: приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное - приоритет военной необходимости. <…> Конвенция 1954 года хотя и развила некоторые идеи Пакта, но в целом повернула развитие международно-правовой защиты культуры от военных в другом направлении»

В свете такой оценки Гаагской конвенции становится понятными те чудовищные преступления против Культуры, свидетелями которых мы являемся в Ираке, Ливии, Сирии и других «горячих точках» планеты. Та возмутительная беспомощность мирового сообщества перед чудовищными зверствами и
разрушениями ИГИЛ также стала возможной, в том числе из-за отсутствия механизмов защиты Культуры и правильных приоритетов законодательства. Человечество слишком дорого платит за несовершенство Гаагской конвенции.

Предчувствуя такое положение, еще накануне Второй мировой войны, в 1938 г. Н.К. Рерих писал:

«Истребляют, разбивают и рассеивают памятники Культуры, а человечество не только попустительствует, но оно складывает страницу истории, и какая это будет мрачная страница! <…> Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются «переменой политики», и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб. <…> Попустительство есть соучастие в преступлении. Возопить должен человек против вандализма».

Культура подвергается опасности не только во время военных конфликтов, но и в мирное время. Известный юрист М.П. Куцарова (Болгария) в статье «Пакт Рериха – основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее» отмечает, что культурным ценностям угрожает и непродуманная политика государств. В силу разных причин, в том числе и непонимания роли Культуры в жизни общества, объекты и учреждения Культуры не получают достаточного финансирования, приносятся в жертву ложно понятым соображениям экономии средств. [6, с. 66-77] Плоды такой экономической политики мы можем наблюдать и на пространстве СНГ.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования полноценной культурной политики государства необходимо:

понимание особой ценности Культуры для государства и общества;

формирование государственной политики в области культуры на принципах приоритета культурных ценностей над экономическими;

широкое общественное обсуждение концепции государственной политики в области культуры;

учет недостатков существующей международной практики в области охраны культурных ценностей.

Сравнивая вышеизложенные принципы и принципы культурной политики Казахстана, сформулированные в «Концепции культурной политики Республики Казахстан» можно отметить, что многое из декларированных в ней положений и реализация их в конкретных культурных проектах (например, проект «Сакральная география Казахстана») во многом соотносятся с концепцией Культуры
, как её понимал Н.К. Рерих.

И представляется символичным, что еще в 1999 году Президенту РК Назарбаеву было вручено побывавшее в Космосе Знамя Мира, символ Пакта Рериха.

Очень важно, чтобы культурная политика не только Казахстана, но и других стран, стала основой для подлинного культурного суверенитета и для формирования «истинного патриотизма, который», как считал Н.К. Рерих, «является верным залогом преуспеяния».